Действующий
Физиологическими исследованиями установлено, что функционирование организма в условиях суточных ритмов, связанных с различными уровнями психической активности, характеризуется различными типами дыхания (так называемым дневным и вечерним). В дневном дыхании фазы вдоха по длительности преобладают над фазами выдоха, что стимулирует возбудительные процессы. Вечернему дыханию свойственна противоположная зависимость, способствующая нарастанию в центральной нервной системе процессов торможения.
Отмеченные закономерности были положены в основу комплекса дыхательных упражнений, целенаправленно изменяющих состояние и работоспособность летчика.
Данное упражнение предназначено для выработки навыков гармоничного полного дыхания. При таком типе дыхания уравновешиваются нервные процессы (возбуждения и торможения) и нормализуются обменные и энергетические. Полное дыхание является базой для освоения других дыхательных упражнений и имеет важное психогигиеническое значение. В виде самостоятельного упражнения полное дыхание используется для нормализации функционального состояния в межполетном и послеполетном периодах, в сочетании с мышечным расслаблением - в сеансах функциональной музыки и аутогенной тренировки.
Упражнение включает три вида дыхания: нижнее (брюшное или диафрагмальное), среднее (реберное) и верхнее (ключичное). Полное дыхание является комбинацией этих трех видов дыхания. Оно выполняется в положении сидя, спина прямая с опорой на спинку стула (голова, шея и спина должны быть расположены на одной вертикальной линии). Поза спокойная, ненапряженная, взгляд при этом устремлен прямо перед собой в одну точку.
Первая фаза (нижнее дыхание) начинается с полного выдоха, живот вбирается внутрь. Затем воздух медленно вдыхается через нос. При этом объем живота должен постепенно увеличиваться. Мышцы живота расслаблены, ребра неподвижны. При наполнении нижних отделов легких воздухом осуществляется плавный переход ко второй фазе (среднему дыханию), при котором начинает расширяться грудная клетка. В этой фазе воздухом наполняется средняя часть легких. Когда ребра достигнут максимального подъема, наступает третья фаза (верхнее дыхание). При этом поднятием плеч и ключиц обеспечивается наполнение самой верхней части легких. В процессе вдоха воздух должен поступать постепенно непрерывной постоянной струей. Дышать необходимо спокойно и свободно.
Выдох совершается аналогично последовательности вдоха. Втягивая живот, выдыхаете воздух из нижней части легких. Опуская грудную клетку, выдыхаете воздух из средней части легких, а опуская надплечья, выдыхаете воздух из верхних отделов легких. Все делается медленно, без перерывов и усилий. В конце выдоха живот снова втягивается внутрь. Затем начинается вдох. Для контроля поочередно включаются в дыхательный цикл живот и грудь, правую руку можно расположить на животе, левую - на грудной клетке. Упражнение выполняется 10 - 15 раз. При этом тренирующийся не должен чувствовать никакого неудобства или усталости.
Полным освоением данного упражнения считается дыхание, объединенное в непрерывное, плавное движение.
Данное упражнение направлено на выработку навыков экономного использования кислорода организмом. Оно формирует способность произвольно регулировать систему дыхания, обеспечивая тем самым надежную работу и постоянство основных физиологических функций организма.
Выполняется в положении сидя с небольшим наклоном вперед в двух вариантах. В первом варианте цикл упражнения состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. Во втором варианте в этот цикл дополнительно включается задержка дыхания на выдохе. Указанные варианты осваиваются последовательно. Упражнение позволяет повысить регуляторные возможности организма и нормализовать функциональное состояние при явлениях астенизации и эмоциональной неустойчивости и выполняется в свободные от полетов дни.
Первый вариант (подготовительный) может использоваться в межполетном периоде при возникновении явлений утомления. Выполняются бесшумный глубокий вдох (4 с), затем задержка дыхания (16 с) и выдох (8 с). Одна тренировка включает 10 - 15 циклов. По мере овладения этим упражнением увеличивается время отдельных фаз цикла до достижения соотношения 12:48:24 с.
При выполнении второго варианта подключается еще одна фаза - задержка дыхания на выдохе. На начальном этапе тренировки здесь необходимо соблюдать следующее соотношение: вдох (4 с), задержка дыхания на вдохе (16 с), выдох (8 с), задержка дыхания на выдохе (4 с). После 15 циклов в указанном режиме можно перейти к соотношению 5:20:10:5 с и продолжать тренировки до достижения рубежа 12:48:24:12 с, что является показателем достаточного уровня произвольной регуляции дыхания.
Данное упражнение предназначено для быстрого повышения общего тонуса организма. В отличие от обычного процесса дыхания, при котором вдох совершается активно, а выдох пассивно, в мобилизационном варианте вдох менее активный, а выдох осуществляется активно и достаточно резко с искусственно создаваемым затруднением. Такое дыхание используется как самостоятельно, так и для активации после сеансов аутогенной тренировки, функциональной музыки и слайд-фильмов.
Упражнение выполняется следующим образом. Исходное положение - сидя, спина прямая. Делается свободный вдох (3 с) и удлиненный выдох (6 с). Выдох осуществляется с искусственным затруднением за счет напряжения мышц языка и гортани (движение наподобие зевка с закрытым ртом), а воздух при этом через нос с силой выдыхается из легких. Одновременно напрягаются мышцы рук, груди и живота. Для активации организма применяется 5 - 6 дыхательных циклов.
Для заполнения (зарядки) кислородных систем воздушного судна газообразным медицинским кислородом применяется автомобильная кислородозарядная станция. Каждая автомобильная кислородозарядная станция имеет емкость в виде батареи баллонов высокого давления. Компрессоры приводятся в действие от двигателя автомобиля. Принцип работы всех автомобильных кислородозарядных станций одинаков и заключается в перепуске сжатого газообразного кислорода из баллонов с большим давлением в баллоны с меньшим давлением с последующим его повышением до заданного уровня при помощи компрессора.
Начальник медицинской службы авиационной части перед проведением полетов обязан провести проверку представленной документации (паспорта) на кислород, гигиенического состояния средств заправки кислородом, органолептическую оценку его качества.
Эта проверка включает проверку документов (паспорта), подтверждающих качество газов, чистоты шлангов и штуцеров средств заправки, наличие спецодежды (белых халатов), спирта для обработки штуцеров и заправочного шланга.
Медицинский кислород, предназначенный для дыхания в высотном полете, должен содержать чистого кислорода по объему не менее 99,5%; он не должен иметь запаха, содержать ацетилена, масел, окиси углерода, газообразных кислот и оснований, влаги и механических примесей.
Кислород медицинский газообразный по содержанию вредных примесей должен соответствовать следующим требованиям:
N п/п | Наименование показателей | Норма |
1 | Внешний вид | бесцветный газ без запаха |
2 | Содержание окиси углерода (СО) | отсутствует |
3 | Содержание двуокиси углерода (СO2) | отсутствует |
4 | Содержание азота и других газов - окислителей | отсутствует |
5 | Содержание водяных паров | не более 0,07 г/м3 при температуре 20°С и Давлении 760 мм рт.ст. |
Органолептическая оценка качества кислорода проводится следующим образом. Водителю автомобильной кислородозарядной станции предлагается включить подачу кислорода с небольшим напором и направить кислородный шланг в сторону от людей и огнеопасных поверхностей на чистое зеркало, которое держится таким образом, чтобы отраженный от зеркала кислород попадал в лицо. При этом одновременно определяются запах (кислород не должен иметь запаха) и влажность кислорода (поверхность зеркала не должна запотеть).
Затем струю кислорода направляют на черную ткань (контроль отсутствия светлых примесей). Затем струю кислорода направляют на белую ткань, например, полу халата. При этом контролируется отсутствие темных примесей.