Действующий
соответствие климатическим и погодным условиям обмундирования и обуви.
46. Необходимо учитывать, что при прыжках с большой высоты (особенно в зимний период) парашютист длительное время подвергается воздействию низких температур, что может привести к обморожению.
В целях профилактики медицинский персонал, осуществляющий медицинское обеспечение парашютных прыжков, проверяет наличие и состояние теплой одежды, обуви, перчаток и шлема. Одежда должна быть хорошо подогнана по росту. Обувь, перчатки и шлем должны быть хорошо застегнуты и закреплены, чтобы их не сорвало потоком воздуха при прыжке.
Медицинское обеспечение наземных тренировочных катапультирований
47. При подготовке к наземным тренировочным катапультированиям начальник медицинской службы авиационной части разъясняет тренируемым особенности воздействия на организм неблагоприятных факторов, возникающих при катапультировании в полете:
ударных перегрузок при срабатывании пиропатрона, после отделения кресла от самолета, при наполнении купола парашюта и в момент приземления;
перепада барометрического давления и давления воздушного потока при сбросе фонаря кабины;
мощного встречного воздушного потока при катапультировании на больших скоростях;
низких температур на больших высотах.
48. Перед наземными тренировочными катапультированиями начальник медицинской службы авиационной части проводит медицинский контроль в объеме предполетного осмотра (критерии до пуска к тренировкам те же, что и к полетам), при этом учитывается заключение ВЛК (ВЛЭК) и данные врачебного наблюдения в межкомиссионный период.
Результаты медицинского осмотра начальник медицинской службы авиационной части докладывает командиру авиационной части и руководителю практических занятий по наземным тренировочным катапультированиям.
В день наземных тренировочных катапультирований летный состав к выполнению полетов (руководству полетами) не допускается. Повторное наземное тренировочное катапультирование в этот день не проводится.
49. Перед наземными тренировочными катапультированиями начальник медицинской службы авиационной части обязан оценить выраженность нервно-эмоционального напряжения и проверить умение летного состава принять правильную изготовочную позу для предупреждения травм позвоночника и конечностей.
50. После наземного тренировочного катапультирования начальник медицинской службы авиационной части исследует опорно-двигательный аппарат, обращая особое внимание на состояние позвоночника, оценивает эмоциональную реакцию тренируемого и находится в готовности к оказанию неотложной медицинской помощи.
Медицинское обеспечение тренировок на авиационных тренажерах
51. Начальник медицинской службы авиационной части участвует в проведении тренировок летного состава на авиационных тренажерах. При этом он:
изучает индивидуальные особенности поведения летного состава при выполнении различных полетных заданий (элементов полета) и действий в особых случаях;
определяет уровень и динамику нервно-психического напряжения в процессе тренировок;
обучает летный состав методам самооценки состояния и приемам саморегуляции и снижения напряженности при выполнении полетного задания;
участвует в подготовке совместного заключения об уровне профессиональной готовности летного состава к полетам.
52. При анализе результатов тренировок на авиационных тренажерах начальник медицинской службы авиационной части учитывает, что:
высокое нервно-психическое напряжение даже при хорошем качестве выполнения упражнения указывает на недостаточное закрепление отрабатываемых навыков и на необходимость дальнейших тренировок;
стабилизация при повторных тренировках нервно-психического напряжения при хорошем качестве деятельности свидетельствует о достаточной натренированности летчика;
низкое нервно-психическое напряжение в сочетании с неудовлетворительным качеством деятельности может отмечаться в случае отсутствия интереса и формального отношения летчика к тренировкам на тренажере;
ухудшение качества деятельности при выполнении дополнительной задачи "резервы внимания" по сравнению с обычным полетом, а также медленное (более 3 мин) восстановление после тренировки исходного уровня показателей нервно-психического напряжения могут свидетельствовать о невротизации или о предболезненном состоянии летчика;
стабильно высокое нервно-психическое напряжение на протяжении нескольких тренировок при хорошем качестве деятельности может указывать на неблагоприятное функциональное состояние и снижение резервных возможностей организма летчика.
53. Начальник медицинской службы авиационной части анализирует данные, полученные во время тренировок на авиационных тренажерах летного состава, и ежеквартально докладывает их командиру авиационной части и вышестоящему начальнику медицинской службы. Сведения о функциональном состоянии, полученные в процессе тренажерной подготовки, принимаются во внимание при организации лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.
IV. Медицинский контроль питания летного состава
54. Медицинский контроль питания летного состава включает:
контроль полноценности пищевого рациона и соблюдения режима предполетного питания, питания в период проведения полетов, бортового питания и питания на аэродроме;
контроль комплектования бортовых пайков и водно-пищевых групп аварийных запасов;
выявление у летного состава признаков недостаточности, пониженного или повышенного питания или его несоответствия условиям летной деятельности;
контроль соблюдения особенностей организации питания летного состава (приведен в
приложении N 5 к настоящим Правилам).
55. Начальник медицинской службы авиационной части является ответственным за медицинский контроль питания летного состава. К медицинскому контролю питания летного состава он привлекает медицинскую службу авиационно-технической части.
При медицинском контроле питания летного состава начальник медицинской службы авиационной части участвует в составлении меню-раскладок с учетом особенностей предстоящих полетов и организовывает:
санитарно-гигиенический контроль предполетного питания в летной столовой, питания и водообеспечения на аэродроме;
медицинский контроль бортового питания и водообеспечения экипажей самолетов, комплектования водно-пищевых групп аварийных запасов в носимом аварийном запасе и бортовом аварийном запасе.
56. Недостатки в организации питания летного состава, выявленные в процессе медицинского контроля, и предложения по их устранению начальник медицинской службы докладывает командиру авиационной части и вышестоящему начальнику медицинской службы.
57. Начальник медицинской службы авиационно-технической части принимает участие в медицинском контроле питания летного состава с учетом особенностей организации питания летного состава, указанных в
приложении N 5 к настоящим Правилам.
58. В дни полетов летный состав должен принимать горячую пищу четыре раза в сутки. Промежутки между приемами пищи в период бодрствования во всех случаях, в том числе в полете, не должны превышать 4 - 5 ч. В нелетные, выходные и праздничные дни количество приемов пищи может быть уменьшено до трех раз в сутки.
59. Перед выполнением полетов пищу целесообразно принимать за 1,5 - 2 ч до вылета. Выполнение полетов сразу после обильного приема пищи не рекомендуется. Выполнение полетов натощак не проводится.
60. Летный состав должен быть обучен правилам приема пищи и питья в длительном полете, при этом необходимо разъяснять недопустимость использования в полете продуктов и напитков, не входящих в бортовой паек.
61. Для питания летного состава на необорудованных (полевых) аэродромах могут использоваться суточные рационы из консервированных и концентрированных продуктов.
62. Пища для летного состава, получающего диетическое питание, должна готовиться из продуктов летного пайка с заменой отдельных видов продуктов по медицинским показаниям.
V. Медицинский контроль хранения и эксплуатации защитного снаряжения и полетного обмундирования
63. Начальник медицинской службы авиационной части при осуществлении медицинского контроля хранения и эксплуатации защитного снаряжения и полетного обмундирования:
участвует в проверке знаний и навыков выполнения правил эксплуатации снаряжения летным составом;
производит выбор роста и размера защитного снаряжения, участвует в его подгонке;
рекомендует командиру авиационной части наиболее рациональную комплектацию полетного обмундирования при организации полетов;
контролирует соответствие защитного снаряжения летного состава условиям полета;