(Действующий) Приказ Министра обороны РФ от 27 апреля 2009 г. N 265 "Об утверждении...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
выяснения недостатков в организации полетов и медицинском обеспечении в случаях их отрицательного влияния на работоспособность летного состава и ИТС.
37. Результаты медицинского обеспечения летной смены, а также недостатки в организации труда, отдыха и питания летного состава и ИТС на аэродроме начальник медицинской службы авиационной части докладывает командиру авиационной части и вышестоящему начальнику медицинской службы.

III. Медицинское обеспечение отдельных видов подготовки летного состава, связанных с производством полетов

Медицинское обеспечение физической подготовки летного состава

38. При осуществлении медицинского обеспечения физической подготовки летного состава начальник медицинской службы авиационной части:
участвует в распределении занимающихся по группам физической подготовки с учетом возраста и состояния здоровья;
участвует в планировании физической подготовки с учетом психофизиологических особенностей профессиональной деятельности, наблюдает за интенсивностью проведения занятий;
организует контроль санитарно-гигиенического состояния спортивных сооружений, спортивного инвентаря и одежды и мест для занятий физической подготовкой и спортом;
принимает участие в разработке и проведении мероприятий по профилактике спортивного травматизма.
39. Интенсивность занятий по физической подготовке регулируется в зависимости от летной нагрузки. При небольшой летной нагрузке целесообразно увеличить ее интенсивность.
40. Для летного состава, имеющего избыточное питание и отклонения в состоянии здоровья, начальник медицинской службы авиационной части совместно с начальником физической подготовки и спорта авиационной части разрабатывает индивидуальные программы физической тренировки.

Медицинское обеспечение парашютных прыжков

41. К парашютным прыжкам допускаются в установленном порядке лица, признанные ВЛК (ВЛЭК) годными к выполнению парашютных прыжков.
При медицинском обеспечении парашютных прыжков учитывается, что у лиц, выполняющих парашютный прыжок впервые, возникает нервно-эмоциональное возбуждение, которое проявляется в повышенной разговорчивости, суетливости, учащении пульса и дыхания, потливости. В некоторых случаях, особенно у начинающих парашютистов, могут отмечаться вялость, молчаливость, скованность, сонливость, бледность и другие признаки заторможенности. При умеренной выраженности эти явления представляют нормальную реакцию организма на прыжок. Чрезмерное возбуждение или заторможенность служат основанием для временного отстранения от парашютного прыжка.
42. В день парашютных прыжков врач проводит медицинский осмотр лиц, запланированных к выполнению парашютных прыжков, в объеме предполетного медицинского осмотра, контролирует соблюдение ими режима отдыха, питания и разъясняется необходимость опорожнения кишечника и мочевого пузыря до начала прыжков.
После выполнения каждого прыжка проводится опрос и внешний осмотр в целях выявления травм и неблагоприятных реакций.
При проведении сборов по парашютной подготовке изучается представленная участниками сборов медицинская документация (медицинские книжки, справки ВЛК (ВЛЭК) и проводится медицинский осмотр лиц, запланированных к выполнению парашютных прыжков.
В дни парашютных прыжков участникам сборов проводится медицинский осмотр в объеме предполетного медицинского осмотра.
43. В день (ночь) выполнения парашютных прыжков летный состав, привлекаемый к выполнению парашютных прыжков, к полетам не допускается.
44. На время выполнения прыжков из состава медицинской службы авиационно-технической части назначается дежурный медицинский персонал с соответствующим оснащением для оказания при необходимости медицинской помощи. Медицинский пост развертывается на площадке приземления (десантирования).
45. При организации медицинского обеспечения парашютных прыжков начальник медицинской службы авиационной части контролирует соблюдение следующих условий:
выполнение прыжков не ранее чем через 1 - 1,5 ч после приема пищи;
представление отдыха по окончании прыжков, как после летной смены;
соответствие количества выполненных прыжков парашютистом в течение дня нормам, установленным законодательством Российской Федерации;
соответствие климатическим и погодным условиям обмундирования и обуви.
46. Необходимо учитывать, что при прыжках с большой высоты (особенно в зимний период) парашютист длительное время подвергается воздействию низких температур, что может привести к обморожению.
В целях профилактики медицинский персонал, осуществляющий медицинское обеспечение парашютных прыжков, проверяет наличие и состояние теплой одежды, обуви, перчаток и шлема. Одежда должна быть хорошо подогнана по росту. Обувь, перчатки и шлем должны быть хорошо застегнуты и закреплены, чтобы их не сорвало потоком воздуха при прыжке.

Медицинское обеспечение наземных тренировочных катапультирований

47. При подготовке к наземным тренировочным катапультированиям начальник медицинской службы авиационной части разъясняет тренируемым особенности воздействия на организм неблагоприятных факторов, возникающих при катапультировании в полете:
ударных перегрузок при срабатывании пиропатрона, после отделения кресла от самолета, при наполнении купола парашюта и в момент приземления;
перепада барометрического давления и давления воздушного потока при сбросе фонаря кабины;
мощного встречного воздушного потока при катапультировании на больших скоростях;
низких температур на больших высотах.
48. Перед наземными тренировочными катапультированиями начальник медицинской службы авиационной части проводит медицинский контроль в объеме предполетного осмотра (критерии до пуска к тренировкам те же, что и к полетам), при этом учитывается заключение ВЛК (ВЛЭК) и данные врачебного наблюдения в межкомиссионный период.
Результаты медицинского осмотра начальник медицинской службы авиационной части докладывает командиру авиационной части и руководителю практических занятий по наземным тренировочным катапультированиям.
В день наземных тренировочных катапультирований летный состав к выполнению полетов (руководству полетами) не допускается. Повторное наземное тренировочное катапультирование в этот день не проводится.
49. Перед наземными тренировочными катапультированиями начальник медицинской службы авиационной части обязан оценить выраженность нервно-эмоционального напряжения и проверить умение летного состава принять правильную изготовочную позу для предупреждения травм позвоночника и конечностей.
50. После наземного тренировочного катапультирования начальник медицинской службы авиационной части исследует опорно-двигательный аппарат, обращая особое внимание на состояние позвоночника, оценивает эмоциональную реакцию тренируемого и находится в готовности к оказанию неотложной медицинской помощи.

Медицинское обеспечение тренировок на авиационных тренажерах

51. Начальник медицинской службы авиационной части участвует в проведении тренировок летного состава на авиационных тренажерах. При этом он:
изучает индивидуальные особенности поведения летного состава при выполнении различных полетных заданий (элементов полета) и действий в особых случаях;
определяет уровень и динамику нервно-психического напряжения в процессе тренировок;
обучает летный состав методам самооценки состояния и приемам саморегуляции и снижения напряженности при выполнении полетного задания;
участвует в подготовке совместного заключения об уровне профессиональной готовности летного состава к полетам.
52. При анализе результатов тренировок на авиационных тренажерах начальник медицинской службы авиационной части учитывает, что:
высокое нервно-психическое напряжение даже при хорошем качестве выполнения упражнения указывает на недостаточное закрепление отрабатываемых навыков и на необходимость дальнейших тренировок;
стабилизация при повторных тренировках нервно-психического напряжения при хорошем качестве деятельности свидетельствует о достаточной натренированности летчика;
низкое нервно-психическое напряжение в сочетании с неудовлетворительным качеством деятельности может отмечаться в случае отсутствия интереса и формального отношения летчика к тренировкам на тренажере;
ухудшение качества деятельности при выполнении дополнительной задачи "резервы внимания" по сравнению с обычным полетом, а также медленное (более 3 мин) восстановление после тренировки исходного уровня показателей нервно-психического напряжения могут свидетельствовать о невротизации или о предболезненном состоянии летчика;
стабильно высокое нервно-психическое напряжение на протяжении нескольких тренировок при хорошем качестве деятельности может указывать на неблагоприятное функциональное состояние и снижение резервных возможностей организма летчика.