Утративший силу
Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Код формируемой компетенции |
ОД.00 | Федеральный компонент среднего (полного) общего образования | 2106 | 1404 | ||
ОД.01 | Базовые учебные дисциплины | 756 | |||
В результате изучения базовых учебных дисциплин Федерального компонента среднего (полного) общего образования обучающийся должен:уметь:вести беседу на иностранном языке в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своей стране и стране изучаемого языка на иностранном языке;делать краткие сообщения, описывать события (явления) в рамках пройденных тем, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, кратко характеризовать персонаж на иностранном языке;понимать основное содержание несложных аутентичных текстов на иностранном языке, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщению, рассказу), уметь определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;читать аутентичные тексты на иностранном языке разных жанров с пониманием основного содержания, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение на иностранном языке;читать текст на иностранном языке с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте: определять его содержание по заголовку, выделять основную информацию;использовать двуязычный словарь;использовать переспрос, перифраз, синонимичные средства, языковую догадку в процессе устного и письменного общения на иностранном языке;знать:основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования в иностранном языке;основные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;признаки изученных грамматических явлений иностранного языка;особенности структуры и интонации различных коммуникативных типов простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка;о роли владения иностранными языками в современном мире, особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка | ОД.01.01. Иностранный язык | ОК 11 | |||
уметь:описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах;оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов средств массовой информации (СМИ), учебного текста и других адаптированных источников), различать в социальной информации факты и мнения;самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения;знать:социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;сущность общества как формы совместной деятельности людей;характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения | ОД.01.02. Обществоведение (включая экономику и право) | ОК 11 | |||
уметь:проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений;решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства;решать системы уравнений изученными методами;строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы;применять аппарат математического анализа для решения задач;применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению задач;оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);знать:тематический материал курса;основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;назначения и функции операционных систем | ОД.01.03. Математика и информатика | ОК 11 | |||
уметь:ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания;работать с естественнонаучной информацией: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения;знать:основные науки о природе, их общность и отличия;естественнонаучный метод познания и его составляющие, единство законов природы во Вселенной;взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий;вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира | ОД.01.04. Естествознание | ОК 11 | |||
уметь:определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;сопоставлять географические карты различной тематики;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций, нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы сети Интернет, правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития, понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ;знать:основные географические понятия и термины;традиционные и новые методы географических исследований;особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;географические аспекты глобальных проблем человечества;особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда | ОД.01.05. География | ОК 11 | |||
уметь:составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр;выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развития физических качеств, совершенствования техники движений; включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг;знать:о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;способы закаливания организма и основные приемы самомассажа | ОД.01.06. Физическая культура | ОК 11 | |||
уметь:оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;действовать в чрезвычайных ситуациях;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;знать:о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;о здоровье и здоровом образе жизни;о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;предназначение, структуру, задачи гражданской обороны | 70 | ОД.01.07. Основы безопасности жизнедеятельности | ОК 11 | ||
уметь:осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;знать:о связи языка и истории, культуры русского и других народов;смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения | ОД.01.08. Русский язык | ОК 11 | |||
уметь:воспроизводить содержание литературного произведения;анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.соотносить художественную литературу с культурой общественной жизнью и раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять "сквозные темы" и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;определять род и жанр произведения;сопоставлять литературные произведения;выявлять авторскую позицию;выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;соотносить произведения художественной литературы с сочинениями русских и зарубежных композиторов;знать:образную природу словесного искусства;содержание изученных литературных произведений;основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX века;основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;основные теоретико-литературные понятия | ОД.01.09. Литература | ОК 11 | |||
ОД.02 | Профильные учебные дисциплины | 648 | |||
В результате изучения профильных учебных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования обучающийся должен:уметь:узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества;знать:основные виды и жанры искусства;изученные направления и стили мировой художественной культуры;шедевры мировой художественной культуры;особенности языка различных видов искусства | ОД.02.01. История мировой культуры | ОК 12ПК 1.1 - 1.8ПК 2.2ПК 2.4ПК 2.8 | |||
уметь:проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);анализировать историческую информацию, представленную в разных системах (текстах, картах, таблицах, схемах, аудиовизуальных рядах);различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;знать:основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;периодизацию всемирной и отечественной истории;современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;историческую обусловленность современных общественных процессов;особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе | ОД.02.02. История | ОК 12 | |||
уметь:анализировать музыкальную и поэтическую стороны народного музыкального творчества;определить связь творчества профессиональных композиторов с народными национальными истоками;использовать лучшие образцы народного творчества для создания джазовых обработок, современных композиций на основе народно-песенного материала;исполнять произведения народного музыкального творчества на уроках по специальности;знать:основные жанры отечественного народного музыкального творчества;условия возникновения и бытования различных жанров народного музыкального творчества;специфику средств выразительности музыкального фольклора;особенности национальной народной музыки и ее влияние на специфические черты композиторских школ;историческую периодизацию и жанровую систему отечественной народной музыкальной культуры;методологию исследования народного творчества;основные черты афроамериканского фольклора, жанры, музыкальные особенности, условия бытования | ОД. 02.03. Народная музыкальная культура | ОК 12ПК 1.1 - 1.8ПК 2.2ПК 2.4ПК 2.8 | |||
уметь:работать с литературными источниками и нотным материалом;в письменной или устной форме излагать свои мысли о музыке, жизни и творчестве композиторов или делать общий исторический обзор, разбирать конкретное музыкальное произведение;определять на слух фрагменты того или иного изученного произведения;применять основные музыкальные термины и определения из смежных музыкальных дисциплин при анализе (разборе) музыкальных произведений;знать:основные этапы развития музыки, формирование национальных композиторских школ;условия становления музыкального искусства под влиянием религиозных, философских идей, а также общественно-политических событий;этапы исторического развития отечественного музыкального искусства и формирование русского музыкального стиля;основные направления, проблемы и тенденции развития современного русского музыкального искусства | ОД.02.04. Музыкальная литература (зарубежная и отечественная) | ОК 12ПК 1.1 - 1.8ПК 2.2ПК 2.4ПК 2.8 | |||
Обязательная часть циклов ОПОП | 3726 | 2484 | |||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический цикл | 530 | 354 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;знать:основные категории и понятия философии;роль философии в жизни человека и общества;основы философского учения о бытии;сущность процесса познания;основы научной, философской и религиозной картин мира;об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1ОК 3ОК 4ОК 5ОК 6ОК 7ОК 8 | ||
уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;знать:основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI);сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1ОК 3ОК 4ОК 6ОК 8ОК 10 | ||
уметь:применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;знать:взаимосвязь общения и деятельности;цели, функции, виды и уровни общения;роли и ролевые ожидания в общении;виды социальных взаимодействий;механизмы взаимопонимания в общении;техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;этические принципы общения;источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | 48 | ОГСЭ.03. Психология общения | ОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.8 | ||
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности | 106 | ОГСЭ.04. Иностранный язык | ОК 4ОК 5ОК 6ОК 8ОК 9ПК 2.8 | ||
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 208 | 104 | ОГСЭ.05. Физическая культура | ОК 2ОК 3ОК 4ОК 6ОК 8ОК 10 | |
П.00 | Профессиональный цикл | 3196 | 2130 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 1223 | 815 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений, стилей и жанров;выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения;характеризовать выразительные средства в контексте содержания музыкального произведения;анализировать незнакомое музыкальное произведение по следующим параметрам: стилевые особенности, жанровые черты, особенности формообразования, фактурные, метроритмические, ладовые особенности;выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;работать со звукозаписывающей аппаратурой;знать:о роли и значении музыкального искусства в системе культуры;основные исторические периоды развития музыкальной культуры, основные направления, стили и жанры;основные этапы развития отечественной и зарубежной музыки от музыкального искусства древности и античного периода, включая музыкальное искусство XX в.;особенности национальных традиций, фольклорные истоки музыки;творческие биографии крупнейших русских и зарубежных композиторов;основные произведения симфонического, оперного, камерно-вокального и других жанров музыкального искусства (слуховые представления и нотный текст);теоретические основы музыкального искусства: элементы музыкального языка, принципы формообразования, основы гармонического развития, выразительные и формообразующие возможности гармонии | ОП.01. Музыкальная литература (зарубежная и отечественная) | ОК 1 - 9ПК 1.1 - 1.5ПК 1.8ПК 2.2ПК 2.4ПК 2.8 | |||
уметь:сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры;сочинять подголоски или дополнительные голоса в зависимости от жанровых особенностей музыкального примера;записывать музыкальные построения средней трудности, используя навыки слухового анализа;гармонизовать мелодии в различных стилях и жанрах, включая полифонические жанры;слышать и анализировать гармонические и интервальные цепочки;доводить предложенный мелодический или гармонический фрагмент до законченного построения;применять навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде;демонстрировать навыки выполнения различных форм развития музыкального слуха в соответствии с программными требованиями;выполнять теоретический анализ музыкального произведения;знать:особенности ладовых систем;основы функциональной гармонии;закономерности формообразования;формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения, сольфеджирование | ОП.02. Сольфеджио | ОК 1 - 9ПК 1.1ПК 1.3ПК 1.5ПК 2.2ПК 2.7 | |||
уметь:записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам виды ладов;записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам отклонения и модуляции, используя знаки альтерации;записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам метроритмические построения, опираясь на жанровую природу ритмического движения;записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам интервалы и их обращения, аккорды и их обращения;анализировать музыкальные построения с точки зрения музыкального синтаксиса;использовать навыки владения элементами музыкальной речи на клавиатуре и в письменном виде;знать:круг понятий, необходимых для упражнений по развитию музыкального слуха: лад и его элементы, знаки альтерации;нотация и правописание;ритм, метр, темп;интервалы и их обращение, аккорды;принципы построения интервалов и аккордов в тональности и от звука;понятия мотива, фразы, предложения, периода; виды периодов | ОП.03. Музыкальная грамота | ОК 1 - 9ПК 1.1ПК 1.4ПК 2.2ПК 2.7 | |||
уметь:делать элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения, анализировать музыкальную ткань с точки зрения:ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и модуляций);гармонической системы (модальная и функциональная стороны гармонии);фактурного изложения материала (типы фактур);типов изложения музыкального материала;использовать навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде;знать:понятия звукоряда и лада, интервалов и аккордов, диатоники и хроматики, отклонения и модуляции, тональной и модальной системы;типы фактур;типы изложения музыкального материала | ОП.04. Элементарная теория музыки | ОК 1 - 9ПК 1.1ПК 1.4ПК 2.2ПК 2.7 | |||
уметь:выполнять гармонический анализ музыкального произведения, характеризовать гармонические средства в контексте содержания музыкального произведения;применять изучаемые средства в упражнениях на фортепиано, играть гармонические последовательности в различных стилях и жанрах;применять изучаемые средства в письменных заданиях на гармонизацию;знать:выразительные и формообразующие возможности гармонии через последовательное изучение гармонических средств в соответствии с программными требованиями | ОП.05. Гармония | ОК 1 - 9ПК 1.1ПК 1.4ПК 2.2ПК 2.7 | |||
уметь:выполнять анализ музыкальной формы;рассматривать музыкальное произведение в единстве содержания и формы;рассматривать музыкальные произведения в связи с жанром, стилем эпохи и авторским стилем композитора;знать:простые и сложные формы, вариационную и сонатную форму, рондо и рондо-сонату;понятие о циклических и смешанных формах;функции частей музыкальной формы;специфику формообразования в вокальных произведениях | ОП.06. Анализ музыкальных произведений | ОК 1 - 9ПК 1.1ПК 1.4ПК 2.2ПК 2.4ПК 2.7 | |||
уметь:делать компьютерный набор нотного текста в современных программах;использовать программы цифровой обработки звука;ориентироваться в частой смене компьютерных программ;знать:способы использования компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;часто используемые компьютерные программы для записи нотного текста;основы MIDI-технологий | ОП.07. Музыкальная информатика | ОК 1 - 9ПК 1.3ПК 1.8ПК 2.5 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой (доврачебной) медицинской помощи | 68 | ОП.08. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 2.8 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1973 | 1315 | ||
ПМ.01 | Исполнительская и репетиционно-концертная деятельностьВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:чтения с листа и транспонирования сольных и ансамблевых вокальных произведений среднего уровня трудности;самостоятельной работы с произведениями разных жанров, в соответствии с программными требованиями;чтения многострочных хоровых партитур;ведения учебно-репетиционной работы;применения фортепиано в работе над сольными и ансамблевыми вокальными произведениями;аккомпанемента голосу в работе над произведениями разных жанров (в соответствии с программными требованиями);актерской работы на сценической площадке в учебных постановках;уметь:использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;профессионально и психофизически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы с сольными программами;использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;применять теоретические знания в исполнительской практике;пользоваться специальной литературой;слышать все партии в ансамблях с любым количеством исполнителей;согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле.организовывать репетиционно-творческую деятельность творческих коллективов;самостоятельно работать над исполнительским репертуаром (в соответствии с программными требованиями);использовать выразительные возможности фортепиано для достижения художественной цели в работе над исполнительским репертуаром;использовать навыки актерского мастерства в работе над сольными и ансамблевыми произведениями, в сценических выступлениях;знать:сольный исполнительский репертуар, включающий произведения основных вокальных жанров средней сложности;художественно-исполнительские возможности голосов;особенности развития и постановки голоса, основы звукоизвлечения, технику дыхания;основные этапы истории и развития теории сольного вокального исполнительства;профессиональную терминологию;ансамблевый репертуар, включающий произведения основных вокальных жанров;художественно-исполнительские возможности голосов в вокальном ансамбле;особенности работы в качестве артиста-вокалиста в составе хора и ансамбля, специфику репетиционной работы вокального ансамбля;исполнительский учебный репертуар для фортепиано (в соответствии с программными требованиями);специальную учебно-педагогическую литературу по фортепиано;выразительные и технические возможности фортепианоосновы сценической речи и сценического движения | МДК.01.01. Сольное камерное и оперное исполнительствоМДК 01.02. Ансамблевое камерное и оперное исполнительствоМДК 01.03. Фортепиано, чтение с листаМДК 01.04 Сценическая подготовка | ОК 1 - 9ПК 1.1 - 1.8 | ||
ПМ.02 | Педагогическая деятельностьВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:организации обучения учащихся с учетом базовых основ педагогики;организации обучения учащихся пению с учетом их возраста и уровня подготовки;организации индивидуальной художественно-творческой работы с детьми с учетом возрастных и личностных особенностей;уметь:делать педагогический анализ ситуации в классе индивидуального творческого обучения;использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;делать педагогический анализ музыкальной (вокальной) литературы;определять важнейшие характеристики голоса обучающегося и планировать его дальнейшее развитие;пользоваться специальной литературой;знать:основы теории воспитания и образования;психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста;требования к личности педагога;творческие и педагогические вокальные школы, современные методики постановки голоса, преподавания специальных (вокальных дисциплин);педагогический (вокальный) репертуар Детских музыкальных школ и Детских школ искусств;профессиональную терминологию;порядок ведения учебной документации в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах | МДК.02.01. Педагогические основы преподавания творческих дисциплинМДК.02.02. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса | ОК 1 - 9ПК 2.1 - 2.8 | ||
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) | 864 | 576 | |||
УП.00 | Учебная практика | 1026 | 684 | УП.01. Сценическая речьУП.02. Сценическая подготовкаУП.03. Сценическое движениеУП.04. Мастерство актераУП.05. Хоровое исполнительствоУП.06. Методика преподавания вокальных дисциплин | ОК 1 - 9ПК 1.1 - 1.8ПК 2.1 - 2.8 |
Всего часов обучения по циклам ОПОП | 5616 | 3744 | |||
ПП.00 | Производственная практика | 5 нед. | 180 | ОК 1 - 9ПК 1.1 - 1.8ПК 2.1 - 2.8 | |
ПП.01 | Исполнительская практика | 4 нед. | |||
ПП.02 | Педагогическая практика | 1 нед. | |||
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 1 нед. | |||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 13 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 4 нед. | |||
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 1 нед. | |||
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы (дипломная работа) - "Исполнение сольной программы" | 1 нед. | |||
ГИА.03 | Государственный экзамен | 1 нед. | |||
ГИА.04 | Государственный экзамен | 1 нед. |
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 199 недель, в том числе:
Федеральный компонент среднего (полного) общего образования | 39 нед. |
Обучение по учебным циклам, в том числе учебная практика | 104 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | 5 нед. |
Производственная практика (преддипломная) | 1 нед. |
Промежуточная аттестация | 13 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация | 4 нед. |
Каникулярное время | 33 нед. |
Итого | 199 нед. |
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов, общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе творческих коллективов, общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
*(3).
7.10. Прием на ОПОП по специальности 073401 Вокальное искусство осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам детских школ искусств и детских музыкальных школ
На виды учебной практики, требующие сопровождения концертмейстера, необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившейся традиции и методической целесообразности.
При приеме абитуриентов по специальности 073401 Вокальное искусство необходимо учитывать условие комплектования обучающихся в группы не менее 6 человек.
групповые занятия - не более 25 человек из студентов данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей;
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Учебная практика проводится рассредоточенно по всему периоду обучения в форме учебно-практических аудиторных занятий, дополняющих междисциплинарные курсы.*(4)
исполнительская практика проводится рассредоточено в течение всего периода обучения и представляет собой самостоятельную работу студентов по подготовке самостоятельных работ и концертных выступлений;