Утративший силу
Общеобразовательный цикл состоит из дисциплин, реализует Федеральный компонент среднего (полного) общего образования.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и профессиональная практика (по профилю специальности).
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки
Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Код формируемой компетенции |
ОД.00 | Федеральный компонент среднего (полного) общего образования | 2106 | 1404 | ||
ОД.01 | Базовые учебные дисциплины | 756 | |||
В результате изучения базовых учебных дисциплин Федерального компонента среднего (полного) общего образования обучающийся должен:уметь:вести беседу на иностранном языке в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своей стране и стране изучаемого языка на иностранном языке;делать краткие сообщения, описывать события (явления) в рамках пройденных тем, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, кратко характеризовать персонаж на иностранном языке;понимать основное содержание несложных аутентичных текстов на иностранном языке, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщению, рассказу), уметь определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;читать аутентичные тексты на иностранном языке разных жанров с пониманием основного содержания, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение на иностранном языке;читать текст на иностранном языке с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте: определять его содержание по заголовку, выделять основную информацию;использовать двуязычный словарь;использовать переспрос, перифраз, синонимичные средства, языковую догадку в процессе устного и письменного общения на иностранном языке;знать:основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования в иностранном языке;основные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;признаки изученных грамматических явлений иностранного языка;особенности структуры и интонации различных коммуникативных типов простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка;о роли владения иностранными языками в современном мире, особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка | ОД.01.01. Иностранный язык | ОК 11 | |||
уметь:описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах;оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов средств массовой информации (СМИ), учебного текста и других адаптированных источников), различать в социальной информации факты и мнения;самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения;знать:социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;сущность общества как формы совместной деятельности людей;характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения | ОД.01.02. Обществоведение (включая экономику и право) | ОК 11 | |||
уметь:проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений;решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства;решать системы уравнений изученными методами;строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы;применять аппарат математического анализа для решения задач;применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению задач;оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);знать:тематический материал курса;основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;назначения и функции операционных систем | ОД.01.03. Математика и информатика | ОК 11 | |||
уметь:ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания;работать с естественнонаучной информацией: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения;знать:основные науки о природе, их общность и отличия;естественнонаучный метод познания и его составляющие, единство законов природы во Вселенной;взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий;вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира | ОД.01.04. Естествознание | ОК 11 | |||
уметь:определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;сопоставлять географические карты различной тематики;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций, нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы сети Интернет, правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития, понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ;знать:основные географические понятия и термины;традиционные и новые методы географических исследований;особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;географические аспекты глобальных проблем человечества;особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда | ОД.01.05. География | ОК 11 | |||
уметь:составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр;выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развития физических качеств, совершенствования техники движений; включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг;знать:о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;способы закаливания организма и основные приемы самомассажа | ОД.01.06. Физическая культура | ОК 11 | |||
уметь:оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;действовать в чрезвычайных ситуациях;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;знать:о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;о здоровье и здоровом образе жизни;о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;предназначение, структуру, задачи гражданской обороны | 70 | ОД.01.07. Основы безопасности жизнедеятельности | ОК 11 | ||
уметь:осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;знать:о связи языка и истории, культуры русского и других народов;смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения | ОД.01.08. Русский язык | ОК 11 | |||
уметь:воспроизводить содержание литературного произведения;анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.соотносить художественную литературу с культурой общественной жизнью и раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять "сквозные темы" и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;определять род и жанр произведения;сопоставлять литературные произведения;выявлять авторскую позицию;выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;соотносить произведения художественной литературы с сочинениями русских и зарубежных композиторов;знать:образную природу словесного искусства;содержание изученных литературных произведений;основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX века;основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;основные теоретико-литературные понятия | ОД.01.09. Литература | ОК 11 | |||
ОД.02 | Профильные учебные дисциплины | 648 | |||
В результате изучения профильных учебных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования обучающийся должен:уметь:узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества;знать:основные виды и жанры искусства;изученные направления и стили мировой художественной культуры;шедевры мировой художественной культуры;особенности языка различных видов искусства | ОД.02.01. История мировой культуры | ОК 12ПК 1.1 - 1.8ПК 2.2ПК 2.4ПК 2.8 | |||
уметь:проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);анализировать историческую информацию, представленную в разных системах (текстах, картах, таблицах, схемах, аудиовизуальных рядах);различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;знать:основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;периодизацию всемирной и отечественной истории;современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;историческую обусловленность современных общественных процессов;особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе | ОД.02.02. История | ОК 12 | |||
уметь:анализировать музыкальную и поэтическую стороны народного музыкального творчества;определить связь творчества профессиональных композиторов с народными национальными истоками;использовать лучшие образцы народного творчества для создания джазовых обработок, современных композиций на основе народно-песенного материала;исполнять произведения народного музыкального творчества на уроках по специальности;знать:основные жанры отечественного народного музыкального творчества;условия возникновения и бытования различных жанров народного музыкального творчества;специфику средств выразительности музыкального фольклора;особенности национальной народной музыки и ее влияние на специфические черты композиторских школ;историческую периодизацию и жанровую систему отечественной народной музыкальной культуры;методологию исследования народного творчества;основные черты афроамериканского фольклора, жанры, музыкальные особенности, условия бытования | ОД. 02.03. Народная музыкальная культура | ОК 12ПК 1.1 - 1.8ПК 2.2ПК 2.4ПК 2.8 | |||
уметь:работать с литературными источниками и нотным материалом;в письменной или устной форме излагать свои мысли о музыке, жизни и творчестве композиторов или делать общий исторический обзор, разбирать конкретное музыкальное произведение;определять на слух фрагменты того или иного изученного произведения;применять основные музыкальные термины и определения из смежных музыкальных дисциплин при анализе (разборе) музыкальных произведений;знать:основные этапы развития музыки, формирование национальных композиторских школ;условия становления музыкального искусства под влиянием религиозных, философских идей, а также общественно-политических событий;этапы исторического развития отечественного музыкального искусства и формирование русского музыкального стиля;основные направления, проблемы и тенденции развития современного русского музыкального искусства | ОД.02.04. Музыкальная литература (зарубежная и отечественная) | ОК 12ПК 1.1 - 1.8ПК 2.2ПК 2.4ПК 2.8 | |||
Обязательная часть циклов ОПОП | 3726 | 2484 | |||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический цикл | 530 | 354 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;знать:основные категории и понятия философии;роль философии в жизни человека и общества;основы философского учения о бытии;сущность процесса познания;основы научной, философской и религиозной картин мира;об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1ОК 3ОК 4ОК 5ОК 6ОК 7ОК 8 | ||
уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;знать:основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI);сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1ОК 3ОК 4ОК 6ОК 8ОК 10 | ||
уметь:применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;знать:взаимосвязь общения и деятельности;цели, функции, виды и уровни общения;роли и ролевые ожидания в общении;виды социальных взаимодействий;механизмы взаимопонимания в общении;техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;этические принципы общения;источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | 48 | ОГСЭ.03. Психология общения | ОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.8 | ||
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности | 106 | ОГСЭ.04. Иностранный язык | ОК 4ОК 5ОК 6ОК 8ОК 9ПК 2.8 | ||
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 208 | 104 | ОГСЭ.05. Физическая культура | ОК 2ОК 3ОК 4ОК 6ОК 8ОК 10 | |
П.00 | Профессиональный цикл | 3196 | 2130 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 1223 | 815 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений, стилей и жанров;выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения;характеризовать выразительные средства в контексте содержания музыкального произведения;анализировать незнакомое музыкальное произведение по следующим параметрам: стилевые особенности, жанровые черты, особенности формообразования, фактурные, метроритмические, ладовые особенности;выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;работать со звукозаписывающей аппаратурой;знать:о роли и значении музыкального искусства в системе культуры;основные исторические периоды развития музыкальной культуры, основные направления, стили и жанры;основные этапы развития отечественной и зарубежной музыки от музыкального искусства древности и античного периода, включая музыкальное искусство XX в.;особенности национальных традиций, фольклорные истоки музыки;творческие биографии крупнейших русских и зарубежных композиторов;основные произведения симфонического, оперного, камерно-вокального и других жанров музыкального искусства (слуховые представления и нотный текст);теоретические основы музыкального искусства: элементы музыкального языка, принципы формообразования, основы гармонического развития, выразительные и формообразующие возможности гармонии | ОП.01. Музыкальная литература (зарубежная и отечественная) | ОК 1 - 9ПК 1.1 - 1.5ПК 1.8ПК 2.2ПК 2.4ПК 2.8 | |||
уметь:сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры;сочинять подголоски или дополнительные голоса в зависимости от жанровых особенностей музыкального примера;записывать музыкальные построения средней трудности, используя навыки слухового анализа;гармонизовать мелодии в различных стилях и жанрах, включая полифонические жанры;слышать и анализировать гармонические и интервальные цепочки;доводить предложенный мелодический или гармонический фрагмент до законченного построения;применять навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде;демонстрировать навыки выполнения различных форм развития музыкального слуха в соответствии с программными требованиями;выполнять теоретический анализ музыкального произведения;знать:особенности ладовых систем;основы функциональной гармонии;закономерности формообразования;формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения, сольфеджирование | ОП.02. Сольфеджио | ОК 1 - 9ПК 1.1ПК 1.3ПК 1.5ПК 2.2ПК 2.7 | |||
уметь:записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам виды ладов;записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам отклонения и модуляции, используя знаки альтерации;записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам метроритмические построения, опираясь на жанровую природу ритмического движения;записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам интервалы и их обращения, аккорды и их обращения;анализировать музыкальные построения с точки зрения музыкального синтаксиса;использовать навыки владения элементами музыкальной речи на клавиатуре и в письменном виде;знать:круг понятий, необходимых для упражнений по развитию музыкального слуха: лад и его элементы, знаки альтерации;нотация и правописание;ритм, метр, темп;интервалы и их обращение, аккорды;принципы построения интервалов и аккордов в тональности и от звука;понятия мотива, фразы, предложения, периода; виды периодов | ОП.03. Музыкальная грамота | ОК 1 - 9ПК 1.1ПК 1.4ПК 2.2ПК 2.7 | |||
уметь:делать элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения, анализировать музыкальную ткань с точки зрения:ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и модуляций);гармонической системы (модальная и функциональная стороны гармонии);фактурного изложения материала (типы фактур);типов изложения музыкального материала;использовать навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде;знать:понятия звукоряда и лада, интервалов и аккордов, диатоники и хроматики, отклонения и модуляции, тональной и модальной системы;типы фактур;типы изложения музыкального материала | ОП.04. Элементарная теория музыки | ОК 1 - 9ПК 1.1ПК 1.4ПК 2.2ПК 2.7 | |||
уметь:выполнять гармонический анализ музыкального произведения, характеризовать гармонические средства в контексте содержания музыкального произведения;применять изучаемые средства в упражнениях на фортепиано, играть гармонические последовательности в различных стилях и жанрах;применять изучаемые средства в письменных заданиях на гармонизацию;знать:выразительные и формообразующие возможности гармонии через последовательное изучение гармонических средств в соответствии с программными требованиями | ОП.05. Гармония | ОК 1 - 9ПК 1.1ПК 1.4ПК 2.2ПК 2.7 | |||
уметь:выполнять анализ музыкальной формы;рассматривать музыкальное произведение в единстве содержания и формы;рассматривать музыкальные произведения в связи с жанром, стилем эпохи и авторским стилем композитора;знать:простые и сложные формы, вариационную и сонатную форму, рондо и рондо-сонату;понятие о циклических и смешанных формах;функции частей музыкальной формы;специфику формообразования в вокальных произведениях | ОП.06. Анализ музыкальных произведений | ОК 1 - 9ПК 1.1ПК 1.4ПК 2.2ПК 2.4ПК 2.7 | |||
уметь:делать компьютерный набор нотного текста в современных программах;использовать программы цифровой обработки звука;ориентироваться в частой смене компьютерных программ;знать:способы использования компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;часто используемые компьютерные программы для записи нотного текста;основы MIDI-технологий | ОП.07. Музыкальная информатика | ОК 1 - 9ПК 1.3ПК 1.8ПК 2.5 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой (доврачебной) медицинской помощи | 68 | ОП.08. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 2.8 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1973 | 1315 | ||
ПМ.01 | Исполнительская и репетиционно-концертная деятельностьВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:чтения с листа и транспонирования сольных и ансамблевых вокальных произведений среднего уровня трудности;самостоятельной работы с произведениями разных жанров, в соответствии с программными требованиями;чтения многострочных хоровых партитур;ведения учебно-репетиционной работы;применения фортепиано в работе над сольными и ансамблевыми вокальными произведениями;аккомпанемента голосу в работе над произведениями разных жанров (в соответствии с программными требованиями);актерской работы на сценической площадке в учебных постановках;уметь:использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;профессионально и психофизически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы с сольными программами;использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;применять теоретические знания в исполнительской практике;пользоваться специальной литературой;слышать все партии в ансамблях с любым количеством исполнителей;согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле.организовывать репетиционно-творческую деятельность творческих коллективов;самостоятельно работать над исполнительским репертуаром (в соответствии с программными требованиями);использовать выразительные возможности фортепиано для достижения художественной цели в работе над исполнительским репертуаром;использовать навыки актерского мастерства в работе над сольными и ансамблевыми произведениями, в сценических выступлениях;знать:сольный исполнительский репертуар, включающий произведения основных вокальных жанров средней сложности;художественно-исполнительские возможности голосов;особенности развития и постановки голоса, основы звукоизвлечения, технику дыхания;основные этапы истории и развития теории сольного вокального исполнительства;профессиональную терминологию;ансамблевый репертуар, включающий произведения основных вокальных жанров;художественно-исполнительские возможности голосов в вокальном ансамбле;особенности работы в качестве артиста-вокалиста в составе хора и ансамбля, специфику репетиционной работы вокального ансамбля;исполнительский учебный репертуар для фортепиано (в соответствии с программными требованиями);специальную учебно-педагогическую литературу по фортепиано;выразительные и технические возможности фортепианоосновы сценической речи и сценического движения | МДК.01.01. Сольное камерное и оперное исполнительствоМДК 01.02. Ансамблевое камерное и оперное исполнительствоМДК 01.03. Фортепиано, чтение с листаМДК 01.04 Сценическая подготовка | ОК 1 - 9ПК 1.1 - 1.8 | ||
ПМ.02 | Педагогическая деятельностьВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:организации обучения учащихся с учетом базовых основ педагогики;организации обучения учащихся пению с учетом их возраста и уровня подготовки;организации индивидуальной художественно-творческой работы с детьми с учетом возрастных и личностных особенностей;уметь:делать педагогический анализ ситуации в классе индивидуального творческого обучения;использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;делать педагогический анализ музыкальной (вокальной) литературы;определять важнейшие характеристики голоса обучающегося и планировать его дальнейшее развитие;пользоваться специальной литературой;знать:основы теории воспитания и образования;психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста;требования к личности педагога;творческие и педагогические вокальные школы, современные методики постановки голоса, преподавания специальных (вокальных дисциплин);педагогический (вокальный) репертуар Детских музыкальных школ и Детских школ искусств;профессиональную терминологию;порядок ведения учебной документации в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах | МДК.02.01. Педагогические основы преподавания творческих дисциплинМДК.02.02. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса | ОК 1 - 9ПК 2.1 - 2.8 | ||
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) | 864 | 576 | |||
УП.00 | Учебная практика | 1026 | 684 | УП.01. Сценическая речьУП.02. Сценическая подготовкаУП.03. Сценическое движениеУП.04. Мастерство актераУП.05. Хоровое исполнительствоУП.06. Методика преподавания вокальных дисциплин | ОК 1 - 9ПК 1.1 - 1.8ПК 2.1 - 2.8 |
Всего часов обучения по циклам ОПОП | 5616 | 3744 | |||
ПП.00 | Производственная практика | 5 нед. | 180 | ОК 1 - 9ПК 1.1 - 1.8ПК 2.1 - 2.8 | |
ПП.01 | Исполнительская практика | 4 нед. | |||
ПП.02 | Педагогическая практика | 1 нед. | |||
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 1 нед. | |||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 13 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 4 нед. | |||
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 1 нед. | |||
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы (дипломная работа) - "Исполнение сольной программы" | 1 нед. | |||
ГИА.03 | Государственный экзамен | 1 нед. | |||
ГИА.04 | Государственный экзамен | 1 нед. |
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 199 недель, в том числе:
Федеральный компонент среднего (полного) общего образования | 39 нед. |
Обучение по учебным циклам, в том числе учебная практика | 104 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | 5 нед. |
Производственная практика (преддипломная) | 1 нед. |
Промежуточная аттестация | 13 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация | 4 нед. |
Каникулярное время | 33 нед. |
Итого | 199 нед. |
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов, общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе творческих коллективов, общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
*(3).
7.10. Прием на ОПОП по специальности 073401 Вокальное искусство осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам детских школ искусств и детских музыкальных школ
На виды учебной практики, требующие сопровождения концертмейстера, необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившейся традиции и методической целесообразности.
При приеме абитуриентов по специальности 073401 Вокальное искусство необходимо учитывать условие комплектования обучающихся в группы не менее 6 человек.