(Действующий) Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 853...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций. умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
(час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00Общепрофессиоиальный учебный цикл
288
192
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:работать с графическими операционными системами персонального компьютера (ПК):включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера;работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;работать в прикладных программах:текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций;пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок;знать:основные понятия:информация и информационные технологии;технологии сбора, хранения, передачи, обработки и представления информации;классификацию информационных технологии по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации;гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях;понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;назначение компьютера;логическое и физическое устройство компьютера:аппаратное и программное обеспечение, процессор, оперативные запоминающие устройства (ОЗУ), дисковую и видео подсистемы;периферийные устройства;интерфейсы, кабели и разъемы;операционную систему ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топологию сетей:структурированную кабельную систему: сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы; логическую структуризацию сети;поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;идентификацию и авторизацию пользователей и ресурсов сетей;общие сведения о Глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных. World Wide Web (WWW), электронную почту;серверное и клиентское программное обеспечение;информационную безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозамОП.01. ОсновыинформационныхтехнологийОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4
уметь:эксплуатировать электроизмерительные приборы;контролировать качество выполняемых работ;производить контроль различных параметров электрических приборов;работать с технической документацией;знать:основные законы электротехники: электрическое поле;электрические цепи постоянного тока, физические процессы в электрических цепях постоянного тока;расчет электрических цепей постоянного тока;магнитное поле, магнитные цепи, электромагнитную индукцию;электрические цепи переменного тока;основные сведения о синусоидальном электрическом токе, линейные электрические цепи синусоидального тока;общие сведения об электросвязи и радиосвязи;основные сведения об электроизмерительных приборах, электрических машинах, аппаратуре управления и защитыОП.02. Основы электротехникиOК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4
уметь:идентифицировать полупроводниковые приборы и элементы системотехники и определять их параметры;знать:основные сведения об электровакуумных и полупроводниковых приборах, выпрямителях, колебательных системах, антеннах; усилителях, операторах электрических сигналов;общие сведения о распространении радиоволн:принцип распространения сигналов в линиях связи;сведения о волоконно-оптических линиях;цифровые способы передачи информации;общие сведения об элементной базе схемотехники (резисторы, конденсаторы, диоды, транзисторы, микросхемы, элементы оптоэлектроники);логические элементы и логическое проектирование в базисах микросхем;функциональные узлы (дешифраторы, шифраторы, мультиплексоры, демультиплексоры, цифровые компараторы, сумматоры, триггеры, регистры, счетчики);запоминающие устройства;цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователиОП.03. Основы электроники и цифровой схемотехникиОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4
уметь:выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда;знать:правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием;нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов;виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБиОТ)ОП.04. Охрана труда и техника безопаспостиОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4
уметь:воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства;находить и использовать необходимую экономическую информацию;знать:основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику;механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях:законодательство по охране авторских правОП.05. Экономика организацииОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией:владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы:оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства:задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности родственные профессиям СПО:область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.06. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4
П.00Профессиональный учебный цикл
516
344
ПМ.00Профессиональные модули
516
344
ПМ.01Выполнение работ по монтажу, наладке, эксплуатации и обслуживанию локальных компьютерных сетейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:монтажа, эксплуатации и обслуживания локальных компьютерных сетей:уметь:осуществлять монтаж кабельной сети и оборудования локальных сетей различной топологии;осуществлять монтаж беспроводной сети и оборудования локальных сетей различной топологии;осуществлять диагностику работы локальной сети;подключать сервера, рабочие станции, принтеры и другое сетевое оборудование к локальной сети;выполнять работы по эксплуатации и обслуживанию сетевого оборудования;обеспечивать работу системы регистрации и авторизации пользователей сети;осуществлять системное администрирование локальных сетей;вести отчетную и техническую документацию;знать:общие сведения о локальных компьютерных сетях, их назначении и области использования;топологию локальных сетей, физическую структуру, способы соединения компьютеров в сеть, виды интерфейсов, кабелей и коннекторов;виды инструментов, используемых для монтажа и диагностики кабельных систем компьютерных сетей;состав аппаратных ресурсов локальных сетей;виды активного и пассивного сетевого оборудования;логическую организацию сети;протоколы передачи данных в локальных компьютерных сетях;программное обеспечение для доступа к локальной сети;программное обеспечение для мониторинга и управления локальной сетьюМДК.01.01. Устройство и обслуживание локальных компьютерных сетейОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5
ПМ.02Обеспеченно информационной безопасности компьютерных сетейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:установки и настройки сетевого и серверного оборудования для подключения к глобальным компьютерным сетям (Интернет);установки и настройки программного обеспечения для работы с ресурсами и сервисами Интернета;диагностики и мониторинга параметров сетевых подключений, устранения простейших неисправностей и сбоев в работе:уметь:устанавливать и настраивать подключения к Интернету с помощью различных технологий и специализированного оборудования;осуществлять выбор технологии подключения и тарифного плана у провайдера доступа в сеть Интернет;устанавливать специализированные программы и драйверы, осуществлять настройку параметров подключения к сети Интернет;осуществлять диагностику подключения к сети Интернет;осуществлять управление и учет входящего и исходящего трафика сети;интегрировать локальную компьютерную сеть в сеть Интернет;устанавливать и настраивать программное обеспечение серверов сети Интернет, в том числе web-серверов и серверов электронной почты;вести отчетную и техническую документацию;знать:систему имен, адресации и маршрутизации трафика в сети Интернет;требования к аппаратному обеспечению персональных компьютеров, серверов и периферийных устройств подключения к сети Интернет, а также назначение и конфигурацию программного обеспечения;виды технологий и специализированного оборудования для подключения к сети Интернет;сведения о структуре и информационных ресурсах сети Интернет;функции и обязанности Интернет-провайдеров;принципы функционирования, организации и структуру веб-сайтов;принципы работы с каталогами и информационно-поисковыми системами в сети ИнтернетМДК.02.01. Установка и настройка аппаратных и программных средств доступа в сеть ИнтернетОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.6
ПМ.03Обеспечение информационной безопасности компьютерных сетейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:обеспечения информационной безопасности компьютерных сетей, резервного копирования и восстановления данных;установки, настройки и эксплуатации антивирусных программ;противодействия возможным угрозам информационной безопасности;уметь:обеспечивать резервное копирование данных;осуществлять меры по защите компьютерных сетей от несанкционированного доступа;применять специализированные средства для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами;осуществлять мероприятия по защите персональных данных;вести отчетную и техническую документацию;знать:виды угроз и методы защиты персональных компьютеров, серверов и корпоративных сетей от них;аппаратные и программные средства резервного копирования данных;методы обеспечения защиты компьютерных сетей от несанкционированного доступа;специализированные средства для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами;состав мероприятий по защите персональных данныхМДК.03.01. Информационная безопасность персональных компьютеров и компьютерных сетейОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.4
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей:знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
80
40
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5
ПП.00Производственная практика
ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В том случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
57 нед.
промежуточная аттестация
3 нед.
каникулы
22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.