(Действующий) Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 697...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2) в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования подвижного состава (электровозов и электропоездов).
ПК 1.1. Производить разборку, ремонт, сборку и комплектацию деталей и узлов электромашин, электроаппаратов, электроприборов электрооборудования подвижного состава.
ПК 1.2. Выполнять работы по разборке, ремонту, сборке и регулировке электродвигателей, их деталей и узлов.
ПК 1.3. Выполнять слесарно-сборочные и электромонтажные работы при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования подвижного состава.
ПК 1.4. Осуществлять подготовку электрооборудования подвижного состава к работе в зимнее и летнее время.
ПК 1.5. Соблюдать правила безопасности и электробезопасности при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования подвижного состава.
5.2.2. Контроль надежности и качества произведенного ремонта электрооборудования подвижного состава (электровозов и электропоездов).
ПК 2.1. Проводить испытания надежности работы обслуживаемого электрооборудования после произведенного ремонта.
ПК 2.2. Оформлять техническую, технологическую и отчетную документацию.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
304
216
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;знать:правила чтения технической документации;способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;технику и принципы нанесения размеровОП.01. Основы технического черченияOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.2
уметь:применять приемы и способы основных видов слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ;применять наиболее распространенные приспособления и инструменты;изготавливать несложные детали электрооборудования из сортового материала в соответствии с техническими требованиями;выполнять электромонтажные работы (лужение, пайку, изолирование, прокладку и сращивание проводов и кабелей, соединение деталей и узлов электрооборудования по электромонтажным схемам);выполнять такелажные операции с применением подъемно-транспортных средств;читать инструкционно-технологическую документацию;знать:методы практической обработки материалов;виды технологической документации на выполняемые работы, ее содержание и оформление;правила управления подъемно-транспортным оборудованием и виды сигнализации при проведении работ на нем;правила безопасности ведения работОП.02. Слесарное, слесарно-сборочное и электромонтажное делоOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1
уметь:собирать электрические схемы и пользоваться электроизмерительными приборами для измерения электрических величин;рассчитывать основные параметры электрических схем;применять оборудование с электроприводом;подбирать по справочным материалам приборы и устройства электронной техники с определенными параметрами и характеристиками;определять марки основных материалов по внешним признакам и маркировке;выбирать материалы для профессиональной деятельности;знать:основные сведения по электротехнике, необходимые для работы с электроприборами, электрооборудованием, электромеханическим инструментом и источниками постоянного и переменного электрического тока по профессиональной деятельности;принципиальные и электромонтажные схемы подводок питания к электрическим приборам, порядок их демонтажа и монтажа;общую классификацию материалов, их характерные свойства, области применения;наименование, маркировку материалов, из которых изготовляются детали машин и механизмов;аппаратуру защиты электродвигателей, защиту от короткого замыкания, заземление, занулениеОП.03. Основы электротехники и материаловеденияOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.2
уметь:проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;использовать экобиозащитную технику;знать:возможные опасные и вредные факторы, средства защиты;особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;правовые, нормативные и организационные основы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной и экологической безопасностиОП.04. Охрана трудаOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.2
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектовэкономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.05. Безопасность жизнедеятельностиOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.2
П.00Профессиональный учебный цикл
480
320
ПМ.00Профессиональные модули
480
320
ПМ.01Техническое обслуживание и ремонтэлектрооборудования подвижного состава (электровозов и электропоездов)В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения разборки, ремонта, сборки и комплектации деталей и узлов электромашин, электроаппаратов, электроприборов, электрооборудования подвижного состава;выполнения работ по разборке, ремонту, сборке и регулировке электродвигателей, их деталей и узлов;выполнения слесарно-сборочных и электромонтажных работ при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования подвижного состава;осуществления подготовки электрооборудования подвижного состава к работе в зимнее и летнее время;соблюдения правил безопасности и электробезопасности при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования подвижного состава;уметь:осуществлять техническое обслуживание электрооборудования подвижного состава;разбирать, ремонтировать, собирать, комплектовать детали и узлы электромашин, электроаппаратов и электроприборов по сложной схеме;разбирать и собирать электродвигатели;снимать и устанавливать электрические машины, электрические аппараты, полупроводниковые приборы, щитки, панели, трубопроводы, муфты, тройники и коробки электрических сетей, средств автоматики;использовать комплексную механизацию, автоматизацию для работ по управлению и ремонту электрического оборудования подвижного состава;проводить такелажные операции с подъемно-транспортными механизмами;готовить электрооборудование к работе в зимних и летних условиях;обеспечивать безопасное проведение работ при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования;знать:общее устройство подвижного состава;устройство, принцип действия, назначение и место расположения основных узлов электрооборудования;неисправности и методы их обнаружения;технологический процесс ремонта деталей электрооборудования;способы прокладки проводов и кабелей, их маркировку;порядок подготовки электрооборудования к работе в зимнее и летнее время;действующие приказы, инструкции и указания по ремонту электрооборудования подвижного состава и сигнализации на железных дорогах;правила охраны труда и электробезопасности при проведении технического обслуживания и ремонта электрооборудования подвижного составаМДК.01.01. Общее устройство подвижного состава и основных видов его электрооборудованияМДК.01.02.Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования подвижного составаэлектровозов и электропоездовOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.5
ПМ.02Контроль надежности и качества произведенного ремонта электрооборудования подвижного состава (электровозов и электропоездов)В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения испытаний надежности работы обслуживаемого электрооборудования и качества произведенного ремонта;оформления технической, технологической и отчетной документации;уметь:участвовать в комплексных испытаниях проверки надежности электрооборудования подвижного состава;уметь пользоваться контрольно-измерительными инструментами;читать техническую документацию и оформлять дефектную ведомость;знать:методы испытаний и контроля качества отремонтированного оборудования;порядок ввода электрооборудования в эксплуатацию: создание приемной комиссии, требуемая документация и порядок ее оформления, пуск оборудования, опробованиеМДК.02.01. Виды дефектовэлектрооборудования, их признаки, причины,методы устранения и испытание надежностиOK 1 - 7ПК 2.1 - 2.2
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительнуюдеятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
80
40
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
OK 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1ПК 2.2
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"20 нед.
Учебная практика19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация1 нед.
Государственная итоговая аттестация1 нед.
Каникулы2 нед.
Итого43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.