(Действующий) Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В заявлении указывается, принадлежит ли завершенная предметная линия, в которую входит учебник, к системе учебников, представляющую собой совокупность завершенных предметных линий учебников, обеспечивающую достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы по всем учебным предметам на соответствующем уровне общего образования*.
14. Для проведения общественной, этнокультурной и региональной экспертиз заказчик экспертизы в дополнение к материалам, указанным в пункте 13 Порядка, представляет в экспертную организацию положительные экспертные заключения по результатам проведения научной и педагогической экспертиз или их заверенные в установленном порядке копии.
15. К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями для проведения экспертизы учебников (далее - эксперты). При проведении экспертизы учебника должен быть исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника.
16. Экспертные организации по результатам проведенных экспертиз оформляют экспертные заключения в соответствии с формами согласно приложениям N 1-4 к Порядку.
17. Экспертное заключение должно содержать однозначные выводы:
17.1. При научной экспертизе о том, что:
экспертируемое издание является учебником;
наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) соответствующего уровня общего образования;
в содержании учебника представлены ключевые теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний ФГОС соответствующего уровня образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне образования, отсутствуют недостоверные факты;
учебник содержит сведения о передовых достижениях современной науки, техники, технологий в соответствующей предметной области и способствует формированию интереса к углубленному изучению предмета;
иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его;
в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.
17.2. При педагогической экспертизе о том, что:
экспертируемое издание является учебником;
наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС соответствующего уровня общего образования;
учебник принадлежит к завершенной предметной линии учебников;
в содержании учебника не выявлены сведения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству;
содержание учебника обеспечивает выполнение требований ФГОС соответствующего уровня образования по формированию личностных, предметных результатов и формирование навыков самооценки и самоанализа учащихся, способствует развитию мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, реализации системного подхода в обучении;
содержание учебника способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю, толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межнациональному и межконфессиональному диалогу;
методический аппарат учебника обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему, наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения учебного материала; формирует навыки смыслового чтения и навыки самостоятельной учебной деятельности, умение использовать профессиональную терминологию;
развивает критическое мышление, способность аргументированно высказывать свою точку зрения; предоставляет возможность организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса, применения полученных знаний в практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения, установления межпредметных связей;
завершенная линия учебников принадлежит к системе учебников;
учебник содержит задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
текстовый материал соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик, языков народов Российской Федерации;
язык изложения понятен, соответствует возрастной группе, для которой предназначен учебник;
изложение учебного материала характеризуется структурированностью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов;
структура и содержание методического пособия соответствует структуре и содержанию учебника;
в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.
17.3. При общественной экспертизе о наличии следующих свойств:
содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
использование учебника в образовательном процессе (не распространяется на учебники, впервые поданные на экспертизу для включения в федеральный перечень учебников);
отсутствие заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике;
качество учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, эстетическое восприятие, удобство и многократность использования, практичность, эстетичность и информативность обложки, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника, информационных положений и других элементов, стимулирующих чтение, объем материала, наличие материала или указаний в учебнике, помогающих работать с книгой.
17.4. При этнокультурной и региональной экспертизе о том, что:
отражение в учебнике базовых национальных российских ценностей, региональных и этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации и многообразия, единства национальных культур и народов России, поликультурного характера российского общества;
наличие в учебнике материала из истории и культурного наследия субъекта Российской Федерации;
обеспечение прав на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, соответствие языковой составляющей учебника современному литературному языку народов Российской Федерации.
18. Экспертное заключение по результатам экспертизы должно содержать один из следующих выводов:
учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников (положительное экспертное заключение);
учебник не рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.
19. Для включения в федеральный перечень учебников заказчик экспертизы в срок до 15 февраля года формирования федерального перечня учебников, направляет в Минобрнауки России следующие материалы:
заявление о включении учебника в федеральный перечень учебников;
учебник, соответствующий требованиям, указанным в пункте 3 Порядка;
методическое пособие для учителя;
положительные экспертные заключения по результатам педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз, выданных не ранее чем за 3 года до подачи заявления о включении учебника в федеральный перечень учебников;
положительные экспертные заключения по результатам научной экспертизы**.
20. Материалы, указанные в пункте 19 Порядка, рассматриваются Советом до 1 марта года формирования федерального перечня учебников.
21. На основании представленных материалов Совет принимает одно из следующих решений:
рекомендовать включить учебник в федеральный перечень учебников;
не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников.