(Действующий) Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 718...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых
компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
1080
720
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
264
184
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:оценивать продуктивность охотничьих угодий;определять по внешним признакам вид, биологическое состояние, пол, возраст и иные характеристики промысловых животных;знать:природные зоны Российской Федерации;систематику промысловых животных;основные виды промысловых животных (по природным зонам);основы анатомии и физиологии промысловых животных;особенности поведения промысловых животных;основы охотоустройства;понятие охотничьих ресурсов;классификацию и типологию охотничьих угодий, их особенности в соответствии с природными зонами;методы обследования охотничьих угодий и подсчета численности промысловых животных;оборудование промысловых участков, технические средства охотничьего промысла;обязанности охотника-промысловикаОП.01. Основы охотоведения и механизация охотничьего промыслаОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.7ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4
уметь:соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования к охотникам и таксидермистам;производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;применять методы и средства защиты, необходимые при обработке охотничьей продукции и изготовлении чучел животных;готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;выполнять несложные ветеринарные назначения;знать:санитарно-технологические требования к оборудованию, инвентарю, одежде;правила личной гигиены охотников и таксидермистов;классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения;правила проведения дезинфекции, дезинсекции;основные типы гельминтозов промысловых животных и собак;заболевания, общие для человека и животных;типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения при получении и использовании охотничьей продукции;приемы оказания первой помощи животнымОП.02. Основы ветеринарии, санитарии и гигиеныОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.7ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.2
уметь:обеспечивать соблюдение экологических норм и правил в профессиональной деятельности;использовать представления о взаимосвязи организмов и среды обитания в профессиональной деятельности;знать:принципы рационального природопользования;источники загрязнения окружающей среды;государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;экологические аспекты охотничьего промыслаОП.03. Экологические основыприродопользованияОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.7ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.2
уметь:ориентироваться в общих вопросах экономики охотничьего промысла;применять экономические и правовые знания в конкретных ситуациях;защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;знать:основные принципы рыночной экономики;понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития охотничьего промысла;организационно-правовые формы организаций;основные положения законодательной базы охотничьего промысла;сроки и нормы добычи, ее состав по половым и возрастным категориям;основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;механизмы ценообразования;формы оплаты трудаОП.04. Экономические и правовые основы охотничьего промыслаОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.7ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.2
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
40
ОП.05. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.7ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.2
П.00Профессиональный учебный цикл
716
486
ПМ.00Профессиональные модули
716
486
ПМ.01Ведение охотничьего промысла, сохранение и воспроизводство промысловых животныхВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:ориентации в охотничьих угодьях;отстрела и отлова промысловых животных (по природным зонам);сбора дикорастущего растительного сырья (по природным зонам);содержания и обучения охотничьих собак (по типам использования);уметь:ориентироваться на местности;прокладывать охотничьи тропы;проводить хозяйственные и ремонтные работы на охотничьем участке;преследовать и отстреливать промысловых животных;проводить отлов промысловых животных;содержать и кормить животных, отловленных для продажи живыми;подкармливать диких животных в охотничьих угодьях;строить изгороди, кормушки;определять основные виды дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и лекарственно-технического сырья (по природным зонам);содержать и кормить охотничьих собак и вьючно-санных животных;проводить натаску, нагонку и притравку охотничьих собак (по типам использования);обучать вьючно-санных животных;выявлять заболевших животных;оказывать животным первую помощь;знать:виды охотничьего промысла;методики охотничьего промысла (по природным зонам);рациональные системы освоения охотничьих ресурсов в различных природных зонах;правила техники безопасности на охоте;технологии заготовки дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и лекарственно-технического сырья (по природным зонам);требования и нормы ветеринарной санитарии и зоогигиены;основные заболевания, общие для человека и животных, и меры по их профилактике;методы содержания и кормления животных;методы обучения охотничьих собак и вьючно-санных животных;приемы оказания первой помощи животнымМДК.01.01.Технологии охотничьего промысла и методы сохранения и воспроизводства промысловых животныхМДК.01.02. Технологии заготовки дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и лекарственно-технического сырьяМДК.01.03. Основы охотничьего собаководстваОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.7
ПМ.02Первичная обработка и хранение промысловой продукцииВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:первичной переработки и хранения промысловой продукции различных типов и видов;уметь:снимать шкуру, разделывать тушу;проводить обработку шкур, мяса, субпродуктов;сортировать и упаковывать продукцию растительного происхождения;хранить продукцию охотничьего промысла с использованием специальных орудий, инвентаря и устройств;знать:требования действующих стандартов к продукции охотничьего промысла;приемы первичной обработки различных видов продукции охотничьего промысла;способы хранения различных видов продукцииМДК.02.01.Технологии первичной переработки и хранения продукции животного происхожденияМДК.02.02.Технологии первичной переработки и хранения продукции растительного происхожденияОК 1 - 8ПК 2.1 - 2.6
ПМ.03Изготовление, обслуживание, эксплуатация и ремонт орудий и снаряжения, технических средств охотничьего промыслаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:эксплуатации и технического обслуживания охотничьего оружия;изготовления орудий и снаряжения охотничьего промысла;эксплуатации и технического обслуживания внедорожных мототранспортных средств и средств связи;уметь:правильно хранить и готовить к эксплуатации охотничье оружие и боеприпасы;изготавливать боеприпасы для гладкоствольного оружия;изготавливать, устанавливать, обслуживать, хранить и ремонтировать самоловные орудия лова;использовать орудия и инвентарь для первичной переработки продукции охотничьего промысла;управлять внедорожными мототранспортными средствами (снегоход, вездеход) в различных метеорологических условиях;выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;использовать средства связи;знать:виды и устройство охотничьего оружия;правила техники безопасности при обращении с охотничьим оружием, в т.ч. правила хранения и транспортировки охотничьего оружия;виды и устройство орудий, снаряжения, инвентаря охотничьего промысла;требования техники безопасности при работе с орудиями, снаряжением и инвентарем охотничьего промысла;устройство, назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов внедорожных мототранспортных средств;правила техники безопасности при проверке технического состояния мототранспортных средств;правила обращения с эксплуатационными материалами;правила эксплуатации внедорожных мототранспортньгх средств;перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация мототранспортных средств или их дальнейшее движение;приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию внедорожных мототранспортных средств;виды ответственности за нарушение правил эксплуатации мототранспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;устройство средств связи;приемы технического обслуживания средств связи; правила безопасности при их использованииМДК.03.01. Технологии изготовления, эксплуатации и ремонта орудий и снаряжения охотничьего промыслаМДК.03.02. Теоретические основы эксплуатации внедорожных мототранспортных средств и средств связиОК 1 - 8ПК 3.1 - 3.4
ПМ.04Изготовление чучел животныхВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:изготовления чучел животных разными способами;уметь:подготавливать материал для изготовления чучел животных;выполнять набивку чучел животных;изготавливать манекен для чучел животных и чучела на его основе;знать:различные технологии изготовления чучел животных;технику безопасности при выполнении работ по изготовлению чучел животныхМДК.04.01. Технология изготовления чучел животныхОК 1 - 8ПК 4.1 - 4.2
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
100
50
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7ОК 8
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
270
180
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1350
900
УП.00Учебная практика
14 нед.
504
ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.7ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.2
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
25 нед.
Учебная практика
14 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
57 нед.
промежуточная аттестация
3 нед.
каникулы
22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.