Действующий
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 284 | 196 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;знать:виды нормативно-технической и производственной документации;правила чтения технической документации;способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;технику и принципы нанесения размеров. | ОП.01. Основы технического черчения | ОК 1 - 8ПК 1.3 - 1.4ПК 2.1 - 2.6ПК 3.3ПК 3.5 | |||
уметь:выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов;выполнять общеслесарные работы:разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов;знать:основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;особенности строения металлов и сплавов;основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;виды обработки металлов и сплавов;виды слесарных работ;правила выбора и применения инструментов;последовательность слесарных операций;приемы выполнения общеслесарных работ;требования к качеству обработки деталей;виды износа деталей и узлов;свойства смазочных материалов. | ОП.02. Основы материаловедения и технологияобщеслесарных работ | ОК 1 - 8ПК 1.3 - 1.4ПК 2.1 - 2.6ПК 3.3 - 3.4 | |||
уметь:читать кинематические схемы;проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;производить расчет прочности несложных деталей и узлов;подсчитывать передаточное число;пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом;знать:виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;типы кинематических пар;характер соединения деталей и сборочных единиц;принцип взаимозаменяемости;основные сборочные единицы и детали;типы соединений деталей и машин;виды движений и преобразующие движения механизмы;виды передач;их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;передаточное отношение и число;требования к допускам и посадкам;принципы технических измерений;общие сведения о средствах измерения и их классификацию. | ОП.03. Техническая механика с основами технических измерений | ОК 1 - 8ПК 1.3ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.6 | |||
уметь:читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;рассчитывать параметры электрических схем;собирать электрические схемы;пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;знать:электротехническую терминологию;основные законы электротехники;типы электрических схем;правила графического изображения элементов электрических схем;методы расчета электрических цепей;основные элементы электрических сетей;принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;схемы электроснабжения;основные правила эксплуатации электрооборудования;способы экономии электроэнергии;основные электротехнические материалы;правила сращивания, спайки и изоляции проводов. | ОП.04. Основы электротехники | ОК 1 - 8ПК 1.3ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.6 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | 32 | 0П.05. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 8ПК 1.1 -1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.6 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 500 | 340 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 500 | 340 | ||
ПМ.01 | Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудованияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:управления тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами;выполнения механизированных работ в сельском хозяйстве;технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования;уметь:комплектовать машинно-тракторные агрегаты для проведения агротехнических работ в сельском хозяйстве;выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбайнами;выполнять технологические операции по регулировке машин и механизмов;перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление на них перевозимого груза;выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин с применением современных средств технического обслуживания;выявлять несложные неисправности сельскохозяйственных машин и оборудования и самостоятельно выполнять слесарные работы по их устранению;под руководством специалиста более высокой квалификации выполнять работы по подготовке, установке на хранение и снятию с хранения сельскохозяйственной техники;оформлять первичную документацию;знать:устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок тракторов и сельскохозяйственных машин;мощность обслуживаемого двигателя и предельную нагрузку прицепных приспособлений;правила комплектования машинно-тракторных агрегатов в растениеводстве и животноводстве;правила работы с прицепными приспособлениями и устройствами;методы и приемы выполнения агротехнических и агрохимических работ;пути и средства повышения плодородия почв;средства и виды технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;способы выявления и устранения дефектов в работе тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки различных грузов в тракторном прицепе;содержание и правила оформления первичной документации. | МДК.01.01. Технологии механизированных работ в сельском хозяйствеМДК.01.02. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.4 | ||
ПМ.02 | Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудованияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники;уметь:пользоваться нормативно-технической и технологической документацией;проводить техническое обслуживание и текущий ремонт сельскохозяйственной техники с применением современных контрольно-измерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения;выявлять и устранять причины несложных неисправностей сельскохозяйственной техники в производственных условиях;осуществлять самоконтроль по выполнению техобслуживания и ремонта машин;проводить консервацию и сезонное хранение сельскохозяйственной техники;выполнять работы с соблюдением требований безопасности;соблюдать экологическую безопасность производства;знать:виды нормативно-технической и технологической документации, необходимой для выполнения производственных работ;правила применения современных контрольно- измерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения;технологии технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и оборудования;общие положения контроля качества технического обслуживания и ремонта машин;свойства, правила хранения и использования топлива, смазочных материалов и технических жидкостей;правила и нормы охраны труда, техники безопасности производственной санитарии и пожарной безопасности. | МДК.02.01. Технология слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования | ОК 1 - 8ПК 2.1 - 2.6 | ||
ПМ.03 | Транспортировка грузовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:управления автомобилями категории "С";уметь:соблюдать Правила дорожного движения;безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;уверенно действовать в нештатных ситуациях;управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;соблюдать режим труда и отдыха;обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов;получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;соблюдать требования по транспортировке пострадавших;использовать средства пожаротушения;знать:основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;правила эксплуатации транспортных средств;правила перевозки грузов и пассажиров;виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств;правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ;порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;правила обращения с эксплуатационными материалами;требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;основы безопасного управления транспортными средствами;порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;порядок действий водителя в нештатных ситуациях;комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств;приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;правила применения средств пожаротушения. | | | МДК.04.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории "С" | ОК 1 - 8ПК 3.1 - 3.6 | |
ФК.00 | Физическая культураВ результате изучения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни. | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7ОК 8 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Всего часов обучения по учебным циклам ППКРС и разделу "Физическая культура" | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.6 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) | 57 нед. | |
промежуточная аттестация | 3 нед. | |
каникулы | 22 нед. |
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено