(Действующий) Письмо Минобразования РФ от 20 мая 2003 г. N 772/26-5 "О базисных...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
к письму Минобразования РФ
от 20 мая 2003 г. N 772/26-5

Базисный учебный план
профессиональной подготовки
специальных учебно-воспитательных учреждений
открытого и закрытого типа

┌──────────┬───────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│ N п/п │ Курсы предметы │ Общее количество │
│ │ │ часов │
├──────────┼───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ 1. │Общетехнический цикл: │ x │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Черчение │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Электротехника │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Другие предметы │ │
├──────────┼───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ 2. │Общепрофессиональный (отраслевой) цикл:│ x │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Материаловедение │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Общая технология производства │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Охрана труда │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Автоматизация производства │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Экономика отрасли и предприятия │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Другие предметы │ │
├──────────┼───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ 3. │Профессиональный цикл: │ x │
├──────────┼───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ 3.1. │Базовый курс │ x │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Специальные предметы (основы) │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Производственное обучение│ │
│ │(лабораторно-практические работы,│ │
│ │практика) │ │
├──────────┼───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ 3.2. │Специальный курс │ x │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Специальные предметы (специализация) │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Производственное обучение │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Практика │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Резерв времени для профессиональной│ │
│ │подготовки │ x │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Консультации │ x │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Экзамены │ x │
├──────────┼───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ Итого │ │ 958 - 1908 │
└──────────┴───────────────────────────────────────┴────────────────────┘

Пояснительная записка
к Базисному учебному плану профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа

Базисный учебный план профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа составлен на основе модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования, введенной приказом Минобразования России от 22 июня 1994 г. N 215, и модели учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям, введенной приказом Минобразования России от 21 октября 1994 г. N 407.
Базисный учебный план профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа сориентирован на профессиональную подготовку воспитанников, достигших возраста 14 лет, не имеющих основного общего образования, по профессиям 1-й ступени квалификации в соответствии с Перечнем профессий профессиональной подготовки, согласованным с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и утвержденным приказом Минобразования России от 29 октября 2001 г. N 3477. В нем указывается примерный объем учебного времени, необходимого для освоения программы профессиональной подготовки, в том числе - резерв времени, отводимый на конкретизацию содержания специального предмета, производственную практику.
Базисный учебный план профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа может служить основой для разработки рабочего учебного плана профессиональной подготовки по конкретной профессии конкретного учреждения.
При разработке рабочего учебного плана профессиональной подготовки с учетом специфики профессии определяются:
срок обучения;
количество часов на дисциплины общетехнического, общепрофессионального (отраслевого) и профессионального циклов,
полный перечень изучаемых предметов;
перечень предметов, выносимых на экзамены;
структура учебного года, годовой календарный учебный график;
число учебных дней в неделю (5 или 6);
резерв времени, консультации и др.
При разработке рабочего учебного плана по обучению вторым (смежным) профессиям предполагается сокращение общего количества учебных часов Базисного учебного плана профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа за счет исключения материала, ранее изученного воспитанником при получении первой профессии.
Приложение N 3
к письму Минобразования РФ
от 20 мая 2003 г. N 772/26-5

Рекомендации
по использованию базисных учебных планов общеобразовательной и профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменением), Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 420 (с изменениями и дополнениями), специальное учебно-воспитательное учреждение призвано обеспечить психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию воспитанников, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования и профессиональной подготовки.
Содержание образования в конкретном специальном учебно-воспитательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим учреждением самостоятельно.
Организация образовательного процесса в учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, самостоятельно разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением.
При организации образовательного процесса в специальном учебно-воспитательном учреждении следует учитывать особенности контингента воспитанников:
наличие у воспитанников различных нарушений физического и психического здоровья, нарушений в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы (несформированность функций внимания, памяти, мышления, нарушения коммуникативной сферы, недостаточность или отсутствие мотивации к обучению и т.д.);
отставание образовательного ценза вновь поступающих воспитанников от их возрастного ценза;
наличие серьезных пробелов в знаниях воспитанников;
несформированность или слабая сформированность учебных и трудовых навыков;
отсутствие единых сроков пребывания, поступления и выпуска воспитанников.
Для каждого воспитанника психолого-медико-педагогическая комиссия учреждения с учетом особенностей его психофизического развития, образовательного уровня, потенциальных возможностей определяет индивидуальный вариант обучения: выбирается соответствующий учебный план (планы), устанавливается продолжительность периода устранения пробелов в знаниях, определяются начало и окончание освоения воспитанником образовательных программ.
Предлагаемые базисные учебные планы дают возможность обеспечить личностно ориентированный подход к воспитанникам специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа при получении каждым из них образования с учетом их образовательного потенциала, времени поступления в учреждение, планируемых сроков пребывания в нем, фактического уровня знаний при поступлении.
1. Воспитанники специального учебно-воспитательного учреждения, не имеющие основного общего образования, за время пребывания в учреждении могут освоить общеобразовательную программу за один или несколько классов в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (см. приложение N 1).
Следует принимать во внимание, что для воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен (пункт 5 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об образовании").
С учетом специфики организации обучения воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений допускается увеличение сроков освоения воспитанниками образовательных программ по сравнению с общеобразовательными учреждениями.
Для воспитанников, образовательный ценз которых значительно отстает от их возрастного ценза, а также для воспитанников, проявляющих осознанную потребность в ускоренном курсе обучения, на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии учреждения можно организовывать их ускоренную общеобразовательную подготовку в рамках государственных образовательных стандартов.
Воспитанники могут ограничиться получением только общего образования (без получения профессиональной подготовки или начального профессионального образования). При этом следует руководствоваться Базисным учебным планом общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (см. приложение N 1) (для I - IX классов) и Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 9 февраля 1998 г. N 322 (для X, XI классов).
Государственную (итоговую) аттестацию выпускников следует проводить в сроки, устанавливаемые Минобразованием России, в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 г. N 1075 (в редакции приказов Минобразования России от 16.03.01 N 1022, от 25.06.02 N 2398 и от 21.01.03 N 135). По окончании реализации программ основного общего или среднего (полного) общего образования выпускник должен получить документ государственного образца - аттестат об основном общем образовании и/или аттестат о среднем (полном) общем образовании в соответствии с вышеназванным Положением.
Вместе с тем важнейшим направлением социализации воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, подготовки их к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения является обеспечение их трудовой подготовки, профессиональной подготовки и начального профессионального образования.
В частности, для воспитанников, не достигших возраста 14 лет, представляется возможным организовывать углубленное изучение предметов "технология", "трудовое обучение" и "черчение" в рамках инвариантной и вариативной части Базисного учебного плана общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа и/или в рамках программ дополнительного образования.
2. Воспитанники, достигшие возраста 14 лет, могут получить параллельно с общим образованием профессиональную подготовку по отдельным профессиям Перечня профессий профессиональной подготовки, утвержденного приказом Минобразования России от 29 октября 2001 г. N 3477, в соответствии с Базисным учебным планом профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (см. приложение N 2).
При определении перечня профессий, которые могут получить воспитанники учреждения, следует, насколько это возможно, учитывать наряду с интересами, способностями, психофизическими и возрастными особенностями несовершеннолетних востребованность конкретной профессии, обеспечивающую в дальнейшем конкурентоспособность выпускников учреждения на рынке труда.
Получение вышеуказанных профессий не должно быть связано с вредными и опасными условиями труда, а также с использованием материально-технической базы повышенной сложности.
В целях обеспечения охраны здоровья воспитанников при организации профессиональной подготовки и начального профессионального образования в специальных учебновоспитательных учреждениях открытого и закрытого типа необходимо руководствоваться действующими требованиями к условиям и видам работ для профессионального обучения и труда подростков (Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664.-97), а также перечнем медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков, утвержденным Министерством здравоохранения СССР и Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию (1985 г.).
Для воспитанников, которые в связи с наличием у них медицинских противопоказаний не могут обучаться соответствующим профессиям, организуются занятия производительным трудом в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, с учетом их возраста и состояния здоровья.
К концу обучения каждый воспитанник должен выполнять все работы, предусмотренные квалификационной характеристикой. Если аттестуемый на начальный разряд показывает знания и практические умения выше уровня, установленного квалификационной характеристикой, ему может быть присвоена квалификация на разряд выше.
К самостоятельному выполнению работ воспитанники допускаются только после сдачи зачета по правилам безопасности труда.
По окончании теоретических занятий в обязательном порядке проводится экзамен по специальному предмету базового курса. С учетом специфики профессии экзамены могут назначаться и по другим предметам. Экзамены проводятся за счет времени, отводимого на данный предмет. Квалификационный экзамен проводится в установленном порядке квалификационными комиссиями, создаваемыми в соответствии с действующими нормативными документами. По итогам квалификационного экзамена воспитанник получает документ государственного образца - свидетельство о присвоении квалификации по профессии (приказ Минобразования России от 03.06.94 N 183 "Об утверждении документов государственного образца об уровне образования и квалификации для выпускников учреждений начального профессионального образования").
При организации в специальном учебно-воспитательном учреждении групп воспитанников, получающих профессиональную подготовку параллельно с освоением общеобразовательных программ, в целях исключения дублирования предметы "технология", "трудовое обучение" и "черчение" исключаются из Базисного учебного плана общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (см. приложение N 1) и переносятся в Базисный учебный план профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (см. приложение 2).
В этом случае итоговые оценки по указанным предметам выставляются в документ о получении основного общего образования по итогам реализации программ профессиональной подготовки.