Действующий
16. На каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ (
в Центр научной документации Научно-методического совета по охране памятников культуры Министерства культуры СССР - для памятников истории и культуры всех видов и категорий, расположенных на территории СССР. Они представляются на русском языке в первом экземпляре государственными органами охраны памятников союзных республик, Москвы и Ленинграда;
в государственные органы охраны памятников союзных республик, в научные учреждения, осуществляющие подготовку Свода памятников истории и культуры народов СССР - для памятников истории и культуры всех видов и категорий, расположенных на территории соответствующей союзной республики. Они составляются на русском языке и языке союзной республики;
в местные государственные органы охраны памятников - для памятников всех видов и категорий, а также вновь выявленных объектов, расположенных на территории союзной республики (не имеющей областного деления), АССР, края, области, Москвы, Ленинграда.
19. Учетная карточка и паспорт памятника подлежат дополнению при получении новых данных о памятнике. Эти данные оформляются вкладышами и рассылаются в соответствующие организации, указанные в
недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников. Включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны.
21. Государственные списки
Списки памятников местного значения включают все расположенные на соответствующей территории памятники определенного вида, независимо от того, будут ли некоторые из них включены в последующем в государственные списки другой категории.
республиканского значения подготавливаются государственными органами охраны памятников союзных республик на основе государственных списков памятников местного значения и списков вновь выявленных объектов, из которых отбираются наиболее значительные памятники и объекты с учетом рекомендаций местных государственных органов охраны памятников, научных учреждений, общественных организаций, специалистов, и утверждаются Советами Министров союзных республик.
23. Проекты государственных списков недвижимых памятников истории и культуры
общесоюзного значения подготавливаются Научно-методическим советом по охране памятников культуры Министерства культуры СССР на основе государственных списков памятников республиканского и местного значения, из которых выбираются особо выдающиеся памятники с учетом рекомендаций государственных органов охраны памятников союзных республик, а также рекомендаций научных учреждений, общественных организаций, специалистов и утверждаются Советом Министров СССР или по его поручению Министерством культуры СССР (в отношении памятников градостроительства и архитектуры - по согласованию с Госстроем СССР).
24. Проекты государственных списков недвижимых памятников
27. Исключение недвижимых памятников истории и культуры из государственных списков допускается в особых случаях по решению Совета Министров СССР - в отношении памятников общесоюзного значения и Совета Министров союзной республики - в отношении памятников республиканского и
при разрушении в результате стихийного бедствия или иных природных факторов и невозможности его воссоздания как памятника;
при завершении археологического исследования памятника, в результате чего он полностью утрачивается.
охранный документ памятника с актом технического состояния памятника к моменту рассмотрения вопроса об исключении его из государственного списка, составленного специалистами-экспертами в области охраны и реставрации, обследовавшими по заданию государственного органа охраны памятников разрешенный объект, или специалистами, производившими исследования памятника археологии.
организацию разработки карт-схем и историко-архитектурных спорных планов расположения памятников истории и культуры;
составление списков исторических городов и других населенных пунктов, проекты планировки, застройки и реконструкции которых подлежат согласованию с органами охраны памятников;
согласование заданий и проектов районной планировки, проектов планировки и застройки, реконструкции городов, других населенных пунктов;
контроль за обеспечением сохранности памятника в период проведения исследовательских и ремонтно-реставрационных работ;
согласование мероприятий по обеспечению сохранности памятников при проведении строительных, мелиоративных, дорожных и других хозяйственных работ, которые могут создать угрозу для сохранности памятников, контроль за их выполнением.
Образцы охранных досок утверждаются Министерством культуры СССР по представлению государственных органов охраны памятников союзных республик.
Тексты охранных досок для памятников местного, республиканского и общесоюзного значения утверждаются соответствующими государственными органами охраны памятников.
Охранные доски устанавливаются за счет средств предприятий, учреждений, организаций, в пользовании или собственности которых находятся памятники, за счет средств местного бюджета и специальных средств государственных органов охраны памятников.
Программные задания на выполнение историко-архитектурных исследований определяют предмет, цели и задачи исследований. Они составляются государственными органами охраны памятников по месту нахождения объектов с привлечением соответствующих организаций и специалистов.
Для городов и других населенных пунктов, включенных в списки исторических городов, проекты планировки, застройки и реконструкции которых подлежат согласованию с Министерством культуры СССР, с государственными органами охраны памятников союзных республик, программные задания на выполнение историко-архитектурных градостроительных исследований согласовываются с указанными органами в установленном порядке.