(Действующий) Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания,...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
56. Предприятие, учреждение, организация в случае обнаружения в процессе ведения строительных, мелиоративных, дорожных и других работ археологических и других объектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязано сообщить об этом местному государственному органу охраны памятников и приостановить дальнейшее ведение работ.
Местный государственный органы охраны памятников организует обследование обнаруженных объектов и выявление их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, а также определяет мероприятия по обеспечению сохранности этих объектов.
57. В случае принятия государственными органами охраны памятников решения о приостановлении строительных, мелиоративных, дорожных и других работ подписание о приостановлении работ дается в письменной форме с указанием проведения необходимых мероприятий по обеспечению сохранности памятника истории и культуры, а при нарушении правил охраны памятника истории и культуры - также требований об устранении нарушений.
Решение о приостановлении работ доводится до сведения исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, учреждений банка, финансирующего работы, а также вышестоящих государственных органов охраны памятников, и заказчиков, осуществляющих строительство.
Работы, приостановленные государственным органом охраны памятников, могут быть возобновлены по его письменному разрешению лишь после устранения возникшей для памятников опасности или допущенного нарушения правил их охраны.
58. Снос, перемещение и изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещается. Исключение из этого правила может допускаться лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения Совета Министров СССР - в отношении памятников общесоюзного значения и Совета Министров союзной республики - в отношении памятников республиканского и местного значения.
Организация, возбудившая ходатайство о перемещении или изменении недвижимого памятника истории и культуры, обязана получить заключение по этому вопросу соответствующего государственного органа охраны памятников.
Перемещение или изменение недвижимого памятника истории и культуры может быть произведено предприятием, учреждением, организацией, получившей разрешение на проведение этих работ, только после осуществления мероприятий по обеспечению сохранности памятника при его перемещении или изменении. Перечень этих мероприятий устанавливается соответствующим государственным органом охраны памятников.
59. Осуществление специальных работ по изучению памятников методами, которые могут нарушить их сохранное состояние - производство зондажей, шурфов, раскопок, инженерных физико-химических и других исследований, - допускается лишь при наличии разрешения на изучение памятника (форма N 15).
Разрешение на изучение памятника подлежит регистрации в государственных органах охраны памятников по месту нахождения памятника.
60. Научно-реставрационные и другие специальные организации, которым необходимо провести исследования, направляют в местный государственный орган охраны памятников:
заявление, мотивирующее необходимость работ, их цели и задачи;
программу исследований;
сведения о специалистах, которым поручается исследование;
гарантийное обязательство о нанесении ущерба памятнику по приведении его в сохранное состояние после окончания работ.
Организации, осуществляющие археологические и специальные исследования, представляют в государственные органы охраны памятников отчеты о проведенных работах и материалы, фиксирующие их, для постоянного хранения.
61. Ведение раскопок и разведок памятников археологии осуществляется только при наличии разрешений - открытых листов, выдаваемых Академией наук СССР на исследование памятников археологии общесоюзного значения, а также памятников республиканского и местного значения, находящихся на территории РСФСР, и академиями наук союзных республик на исследование памятников археологии республиканского и местного значения, находящихся на территории других союзных республик.
Открытые листы регистрируются в местных государственных органах охраны памятников по месту ведения археологических работ в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик.
Формы открытых листов и условия их выдачи определяются Инструкцией к открытым листам на право производства археологических разведок и раскопок, утвержденной президиумом Академии наук СССР по согласованию с Министерством культуры СССР.
62. Государственные органы охраны памятников при регистрации открытых листов в случае необходимости определяют особые условия ведения археологических работ:
сохранение определенных участков памятников нераскопанными в качестве эталонов;
согласование планов археологических раскопок памятников, в которых могут быть вскрыты подлежащие консервации и сохранению недвижимые объекты с планами работ научно-реставрационных организаций;
восстановление внешнего вида археологических памятников (валов, курганов и других), которые являются элементами исторически сложившейся градостроительной и природной среды;
первоочередные исследования памятников археологии в районах, где планируется проведение строительных и иных работ.
63. Организации и специалисты, осуществляющие археологические работы, обязаны обеспечить сохранность памятников в процессе работ и после их завершения, привести памятник в состояние, наиболее благоприятствующее его дальнейшей сохранности.
64. Ведение археологических исследований памятников истории, градостроительства и архитектуры, монументального искусства или ведение таких исследований на территориях их зон охраны допускается при наличии у исследователей наряду с открытым листом специального разрешения государственного органа охраны памятников на изучение памятников.
Археологические исследования памятников, по которым планируется проведение работ по реставрации, консервации или ремонту, разрешается государственными органами охраны памятников в сроки, согласованные с планами работ соответствующих научно-реставрационных организаций.

IV. Порядок использования и содержания недвижимых памятников истории и культуры

65. Памятники истории и культуры используются в целях развития науки, народного образования и культуры, патриотического, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания.
Использование памятников в этих целях обеспечивается их доступностью для широких масс трудящихся через сеть государственных музеев и историко-культурных заповедников, путем развития экскурсий, туризма и других форм пропаганды историко-культурного наследия.
66. Использование памятников истории и культуры в туристско-экскурсионных, экспозиционно-выставочных и других культурно-просветительных целях может производиться только в объеме, обеспечивающем сохранность памятников, их территорий и окружающей их градостроительной или иной природной среды.
67. Недвижимые памятники истории и культуры могут быть использованы в хозяйственных и иных целях, если это не наносит ущерба сохранности памятников и не нарушает их историко-художественной ценности.
68. По характеру использования недвижимые памятники разделяются на 4 группы, в соответствии с которыми определяются условия их содержания:
А. Памятники, которые по своему характеру и степени сохранности, а также другим условиям должны быть использованы только в научных, культурно-просветительных, учебно-воспитательных целях. К ним относятся памятники археологии, руинированные или фрагментарно сохранившиеся памятники истории, архитектуры; памятники монументального искусства, памятные места, мемориальные и другие памятники;
Б. Памятники, которые по своему историко-художественному значению должны быть использованы исключительно в музейных, культурно-просветительных, учебно-воспитательных целях, обеспечивающих их оптимальную сохранность и доступность для экскурсионного и туристического осмотра. К ним относятся наиболее ценные дворцовые, усадебные, монастырские, культовые, крепостные здания, сооружения, ансамбли и комплексы, а также памятники садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры (с возможным воспроизведением их исторических функций), уникальные памятники, сохранившиеся в единичных экземплярах, являющиеся наиболее характерными образцами определенных древних историко-художественных периодов; здания и сооружения, в которых сохранились памятники монументально-изобразительного и декоративно-прикладного искусства, другие объекты;
В. Памятники, которые сохранили в значительной мере свое функциональное назначение и могут быть использованы в современных условиях для тех же или близких им общественных, хозяйственных и иных целей. К ним относятся исторически сложившиеся системы планировки и застройки городов и других населенных пунктов, памятники гражданской архитектуры (административные, общественные, торговые, учебные, лечебные, театральные здания и другие), памятники жилой архитектуры (городские, сельские дома, связанные с ними сооружения), памятники промышленной архитектуры и инженерного искусства (цеха, депо, вокзалы, набережные, мосты, дорожные, ирригационные и другие сооружения) и другие виды памятников;
Г. Памятники, которые утратили в значительной мере свое функциональное и историко-художественное значение и могут быть использованы в хозяйственных целях без ущерба для их сохранности и историко-художественной ценности. К ним относятся прежде всего здания и сооружения, внешний облик и интерьеры которых претерпели значительные невосполнимые утраты, отдельные фрагментарно сохранившиеся памятники садово-паркового искусства и иные.
69. Запрещается использование памятников и их территорий:
под склады и производства взрывчатых и огнеопасных материалов;
под склады и производства материалов, загрязняющих интерьеры памятников, их фасады и территории, водные и воздушные бассейны;
под склады и производства материалов, имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
под хранилище и производства зерновых, овощных, животноводческих продуктов, а также для содержания животных в хозяйственных целях;
под гаражи и стоянки транспортных средств, сельскохозяйственных и иных самоходных машин;
под производства, имеющие станки, установки и иные механические двигатели, оказывающие динамические и вибрационные воздействия на конструкции памятника (независимо от их мощности);
под производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для памятника температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ.
70. При определении характера использования памятника следует руководствоваться следующими основными требованиями:
соответствие функционального назначения памятника окружающей градостроительной или природной среде;
сохранение планировочной, объемно-пространственной структуры, инженерно-конструктивных особенностей, декоративной отделки и убранства фасадов и интерьеров памятника;
сохранение территории памятника с расположенными на ней сооружениями, садами, парками и историческими элементами благоустройства, сохранение природного и историко-культурного ландшафта;
возможность соблюдения необходимых современных гидро-геологических, инженерно-технических, санитарно-гигиенических и иных требований эксплуатации памятника при условии обязательного сохранения всех его подлинных художественных и конструктивных элементов;