(Действующий) Постановление СМ РСФСР от 20 июля 1981 г. N 389 "Об утверждении Правил...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Постановление СМ РСФСР от 20 июля 1981 г. N 389 "Об утверждении Правил застройки сельских населенных пунктов РСФСР"

Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила застройки сельских населенных пунктов РСФСР.
2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 6 мая 1970 г. N 280 "Об утверждении Правил застройки сельских населенных пунктов РСФСР" (СП РСФСР, 1970 г., N 14, ст. 83).
Председатель
Совета Министров РСФСР
М.Соломенцев
Зам. Управляющего Делами
Совета Министров РСФСР
И.Зарубин

Правила
застройки сельских населенных пунктов РСФСР
(утв. постановлением СМ РСФСР от 20 июля 1981 г. N 389)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок подготовки и осуществления застройки и благоустройства сельских населенных пунктов РСФСР.
2. Правила застройки сельских населенных пунктов РСФСР являются обязательными для всех государственных, кооперативных и других общественных предприятий, учреждений и организаций, а также для индивидуальных застройщиков.
3. При застройке сельских населенных пунктов необходимо исходить из задач преобразования их в благоустроенные поселки с хорошими жилищными и культурно-бытовыми условиями, удовлетворяющими запросам сельского населения, и соответствующими производствами, позволяющими создать условия для высокопроизводительного труда сельского населения и интенсивного развития сельского хозяйства и учитывающими возможность ведения сельскими жителями личных подсобных хозяйств.
4. Все виды строительства и благоустройства в сельских населенных пунктах производятся с разрешения соответствующего исполкома поселкового, сельского и районного (в районных центрах) Совета народных депутатов.
5. Госстрои автономных республик, управления (отделы) по делам строительства и архитектуры, районные архитекторы в порядке, устанавливаемом Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами, выдают архитектурно-планировочные задания, которые являются основой для разработки проектов планировки и застройки сельских населенных пунктов, проектов застройки жилых зон, общественных центров, отдельных жилых и общественных зданий, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учреждений санаторно-курортного профиля и других объектов строительства в сельской местности.
6. Отвод земельных участков государственным, кооперативным и другим общественным предприятиям, учреждениям и организациям, а также индивидуальным застройщикам для строительства в сельских населенных пунктах производится в установленном порядке.
7. Организации, выполняющие инженерные изыскания, сдают на хранение госстроям автономных республик, управлениям (отделам) по делам строительства и архитектуры, районным архитекторам все топографо-геодезические и инженерно-геологические материалы, в том числе и материалы по подземным коммуникациям и сооружениям, в порядке, устанавливаемом Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами. При этом должны быть определены головные организации, отвечающие за обобщение и систематизацию всех топографо-геодезических и инженерно-геологических материалов, создание и ведение картотеки по этим вопросам. Документация по подземным коммуникациям и сооружениям, а также работы по уточнению их положения в натуре выполняются под контролем районных архитекторов совместно с эксплуатирующими организациями и учреждениями.
8. Для разрешения вопросов, связанных с планировкой, застройкой, инженерным оборудованием, благоустройством и озеленением сельских населенных пунктов, при райисполкомах создаются постоянные комиссии в составе: председателя райисполкома или его заместителя (председатель комиссии), районного архитектора, главного (старшего) инженера-землеустроителя, районного инженера-инспектора государственного архитектурно-строительного контроля, представителей плановой комиссии, производственного управления сельского хозяйства, отдела (управления) коммунального хозяйства и отдела культуры райисполкома, районной санитарно-эпидемиологической станции, инспекции пожарного надзора и органа по регулированию использования и охране вод.
При выборе территории под строительство в состав комиссии включается также представитель проектной организации.
9. Строительство жилых домов, объектов культурно-бытового и производственного назначения должно осуществляться в сельских населенных пунктах на основе утвержденных схем и проектов районной планировки и в строгом соответствии с проектами планировки и застройки сельских населенных пунктов.
10. Осуществление любого вида строительства допускается только при наличии у застройщика (землепользователя) разрешения на производство строительных работ.
11. Перенос проекта в натуру выполняется производственной группой районного архитектора. Проверка планового и высотного положения строящихся сооружений, инженерных сетей (надземных и подземных), исполнительная съемка выполняются подрядными строительными организациями и, в виде исключения, могут быть выполнены производственной группой районного архитектора.
12. Капитальные вложения на строительство в сельских населенных пунктах должны определяться с учетом очередности, последовательности и комплексности застройки, обеспечивающей население необходимыми видами коммунального и культурно-бытового обслуживания.
13. Предприятия, учреждения и организации, ведущие строительство в сельских населенных пунктах, принимают в установленном порядке долевое участие в сооружении общих сетей водоснабжения, канализации, энергоснабжения и других объектов, а также в благоустройстве населенных пунктов.
14. Советами Министров автономных республик, исполкомами местных Советов народных депутатов обеспечивается систематический контроль за застройкой и благоустройством населенных пунктов.

II. Порядок осуществления строительства и благоустройства

15. Застройка сельских поселков должна быть проста и выразительна, иметь четкую организацию уличной сети, обеспечивать связь существующих и вновь размещаемых объектов, способствовать сохранению ценных зданий и сооружений, многолетних насаждений, создавать законченные комплексы в архитектурном отношении.
При разработке проектов планировки и застройки сельских населенных пунктов размещение жилых, производственных зон, формирование общественного центра необходимо предусматривать с учетом особенностей участка и условий местности - характера рельефа, наличия лесных массивов, живописных речных долин, открытых водоемов и других элементов природы. Парковая зона должна органично увязываться с природным окружением.
16. Основным направлением строительства в сельских населенных пунктах является реконструкция существующей застройки и использование свободных площадей в границах этих населенных пунктов. Развитие сельских населенных пунктов за счет прилегающих к ним земель допускается в установленном порядке при соответствующих расчетах, подтверждающих необходимость и экономическую целесообразность строительства.
Строительство сельского населенного пункта на новом месте допускается:
в районах освоения новых земель и строительства крупных гидротехнических сооружений;
при залегании в границах существующего поселка полезных ископаемых, имеющих промышленное значение. В этом случае строительство сельских населенных пунктов на новом месте осуществляется при условии, если не представляется возможным разместить объекты нового строительства в близлежащих населенных пунктах.
17. При застройке сельских населенных пунктов не допускается необоснованный снос жилых домов, максимально сохраняются имеющиеся общественные и производственные здания, а также зеленые насаждения.
18. Основными проектно-планировочными документами, в соответствии с которыми осуществляется строительство в сельских населенных пунктах, являются утвержденные в установленном порядке:
а) схемы и проекты районной планировки;
б) проекты планировки и застройки сельских населенных пунктов;
в) проектно-сметная документация на строительство зданий и сооружений.
19. При отсутствии проекта планировки и застройки сельского населенного пункта строительство в нем может осуществляться, в виде исключения, с разрешения Совета Министров автономной республики, крайисполкома, облисполкома по схеме размещения первоочередного строительства.
20. Схема размещения первоочередного строительства составляется в соответствии со строительными нормами и правилами, согласовывается с госстроем автономной республики, управлением (отделом) по делам строительства и архитектуры, другими заинтересованными организациями и утверждается райисполкомом.
21. Схема размещения первоочередного строительства действует до трех лет, в течение которых должен быть разработан проект планировки и застройки сельского населенного пункта.
22. Новое строительство должно размещаться в развиваемых на перспективу населенных пунктах.
В населенных пунктах, сохраняемых на расчетный срок, разрешается капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, проведение работ по инженерному оборудованию, благоустройству и озеленению территории, по улучшению дорог, мостов и тротуаров. В этих населенных пунктах по решению райисполкомов при необходимости может быть допущено строительство отдельных домов для работников совхозов и колхозников, других специалистов, работающих в сельской местности, а также переоборудование существующих зданий и сооружений для размещения культурно-бытовых учреждений повседневного обслуживания.
В населенных пунктах, жители которых сселяются в первую очередь, разрешается текущий ремонт зданий и сооружений, проведение работ по благоустройству и озеленению территорий, по улучшению дорог, мостов и тротуаров.
23. Планировка и застройка территории сельскохозяйственных предприятий, расположенных в городах, в пригородных и курортных зонах, осуществляется в соответствии с генеральными планами этих городов и проектами планировки пригородных и курортных зон.
24. На участках, отведенных под застройку, запрещается строительство временных зданий и сооружений без разрешения соответствующих исполкомов районных, поселковых, сельских Советов народных депутатов.
Временные здания и сооружения, а также железнодорожные подъездные пути, возведенные на период строительства, должны быть после его окончания разобраны организацией, осуществляющей строительство, а занимаемая ими территория приведена в порядок.
25. Одним из важнейших требований к проектированию и строительству всех видов зданий и сооружений, планировке и застройке сельских населенных пунктов является охрана окружающей среды.
26. Размещение новых и реконструкция действующих предприятий, зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения должны проводиться только при условии исключения влияния вредных для здоровья населения факторов, проведения мероприятий, направленных на охрану водоемов, почвы, атмосферного воздуха от загрязнения, и соответствовать действующим нормативам в части соблюдения санитарно-защитных зон между предприятиями и жилыми зонами населенных пунктов.
27. Существующие в жилых районах и кварталах вредные в санитарном отношении производства не подлежат расширению и в дальнейшем должны быть перемещены на другие участки или осуществлены меры по предупреждению загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод и почвы.