Действующий
Курсантов следует ознакомить с фирменным каталогом деталей (см. ИСО 6750) в такой степени, чтобы они могли опознавать и заказывать необходимые запасные части. При обучении следует подчеркивать важность умения определять, требует ли изношенная деталь восстановления или замены, и особо обращать внимание на допуски. Сведения, относящиеся к деталям и прочим составным частям, должны быть доступными для личного пользования курсанта с целью его дальнейшего обучения.
При начальном элементарном изучении основ ремонта машин, проводимом под наблюдением преподавателя, курсанты должны получать сведения по следующим вопросам: элементарная оценка причин выхода из строя подлежащей ремонту детали (небрежное обращение, перегрузка или износ); демонтаж и ремонт шин и колес, в том числе с применением защитных устройств; замена мелких элементов, например электроламп, звуковых сигналов, свечей зажигания, форсунок и т.д.; прочистка засорившихся топливопроводов и фильтров; проверка, а при необходимости - регулировка или замена рукавов, ремней и тросов; подкраска машины.
Если это осуществимо, то курсанта следует приставить помощником к опытному механику, занятому разборкой, очисткой и заменой деталей таких сборочных единиц, как двигатели, редукторы, коробки передач и т.д.
На этой стадии следует постепенно развивать начальные навыки курсанта, приобретенные им на первом году обучения, до уровня их практического применения при эксплуатационном обслуживании машин к концу третьего года обучения. Для курсантов, обучающихся четыре года, программу можно усложнять путем включения в нее разделов, перечисленных в п. 5.3.2. В программу следует включать вопросы, которые перечислены ниже, в произвольной последовательности.
На протяжении всего курса общего обучения и при последующем дополнительном обучении особое внимание следует уделять изучению общих правил техники безопасности, в особенности относящихся к проведению работ по техническому обслуживанию и ремонту машин.
На третьем году обучения курсанты должны освоить выполнение операций текущего и планово-предупредительного технического обслуживания и пользования диагностической аппаратурой для определения причин отказов и неисправностей машины. Необходимо проводить профилактические мероприятия по сравнению с ремонтными работами по устранению имеющихся отказов. Обучение должно подготовить курсанта к самостоятельной работе в конце третьего года. Программу занятий составляют в соответствии с указаниями настоящего стандарта. Курсант должен уметь управлять машиной, чтобы проверить качество ремонта. Он должен быть готов проконсультировать оператора во избежание неправильного использования машины на объекте.
Ниже приведено типовое содержание программы третьего года обучения для курсантов, которые не будут учиться четвертый год. Программа включает следующие разделы: выборочный демонтаж и замена основных сборочных единиц, например редуктора, двигателя, гидромотора или насоса ("выборочный" в данном случае означает, что демонтаж заменяемой сборочной единицы не требует предварительного снятия большого числа других элементов): ремонт топливной системы с полным демонтажем ее элементов, от карбюратора (форсунки) до насоса, фильтров и топливного бака, с последующей сборкой и проверкой работы системы, ремонт системы охлаждения двигателя; ремонт тормозной системы машины; снятие и замена канатов лебедок, монтаж-демонтаж блоков и т.д.; порядок ведения журнала технического обслуживания и регламентных работ и наблюдение за операциями технического ухода, выполняемыми оператором машины; ремонт металлоконструкций машины.
В программу обучения курсантов включают все разделы, перечисленные в п. 5.3.1, но учение проводят на более высоком уровне, дополняя типовую программу следующими разделами: демонтаж, проверка, сборка, испытание основных сборочных единиц, в том числе двигателей, редукторов, гусениц и т.д.; полная проверка рабочего оборудования, контроль безопасности его работы; оценка качества работы механизмов и составление отчетов; изготовление мелких деталей; вычерчивание эскизов с размерами и изготовление деталей по этим эскизам и другим чертежам; механическая обработка простых деталей, например расточка тормозных барабанов и т.д.
Цель обучения на четвертом году состоит в подготовке курсанта к самостоятельному выполнению работ по техническому обслуживанию машин более сложной конструкции. Курсант развивает навыки проведения проверок и составления кратких отчетов.
Следует закрепить полученные курсантом знания по технике безопасности (см. пп. 3.2, 4.1, 5.1 и т.д.). Во время обучения развивают навыки по проверке и оценке с точки зрения безопасности работы всех машин и механизмов (включая землеройные машины и металлорежущие станки), с которыми курсант может встретиться в работе.
На этой стадии курсант может работать самостоятельно, отчитываясь о результатах выполненных работ. Наиболее сложные и незнакомые задания он должен выполнять под контролем мастера. Типовая программа обучения содержит следующие разделы: испытание и ремонт более сложных механизмов, например планетарных редукторов и многоступенчатых коробок передач с фрикционными муфтами, при наличии соответствующих специальных стендов и т.п.; общая диагностика неисправностей машины с применением самого современного оборудования, применение всевозможного испытательного оборудования и аппаратуры для определения физического состояния машин; методика и приемы контроля в процессе эксплуатации; плановая система профилактического обслуживания, включая выполнение регламентных работ и ведение журналов; изучение повреждений и дефектов, полученных при аварии; составление отчетов и дальнейшее развитие навыков вычерчивания рабочих эскизов; самостоятельная работа, включающая ремонт путем восстановления деталей; послеаварийный ремонт машины; общие правила техники безопасности и использования машины в повседневной эксплуатации, в соответствии с указаниями остальных разделов настоящего стандарта; использование полупроводниковых и других электронных устройств, в том числе для диагностирования и устранения неисправностей.
Система обучения должна предусматривать возможность периодического обучения на краткосрочных курсах повышения квалификации, которые можно разделить на две категории, чтобы поддерживать подготовку механиков по обслуживанию машин на уровне последних достижений техники. На курсах первой категории механики совершенствуются в известной им области деятельности, а на курсах второй категории их знакомят с новыми методами и вновь разработанными машинами.
Настоящий стандарт не уточняет характера и направлений работы таких курсов, поскольку это зависит от местных возможностей. Рекомендуется составлять стандартные программы по "модульной" схеме для каждой темы, что позволяет поступать на курсы в любое удобное время. Обучение на курсах проходит циклами (продолжительностью, например, от одной недели до шести месяцев), объединенными общей стандартной "модульной" программой, в которую включен пройденный цикл обучения, и цикл возможного будущего обучения.
Программу курсов можно разработать в региональном или национальном масштабе таким образом, чтобы она была приемлема для любой организации с соответствующими возможностями. В других случаях курсы могут быть основаны отдельными организациями. На курсах обучение ведут представители машиностроительных предприятий и других промышленных организаций, поскольку курсы созданы в дополнение к обычным учебным заведениям.
В некоторых странах могут существовать установленные формы свидетельств, поэтому настоящий стандарт не устанавливает их формы, но рекомендует включать в них следующую информацию: регистрационный номер свидетельства (при необходимости с указанием обучающей организации), фамилию курсанта и другие сведения о нем; характер и содержание курса обучения; срок обучения с указанием дат начала и окончания курса; подпись ответственного лица.
При необходимости и в соответствии с национальными нормами допускается в процессе обучения в учебном заведении заполнять контрольную карту оценки степени подготовленности механика. Типовой образец карты приведен в приложении А.
Карта оценки степени подготовленности механика служит для регистрации операций, которые механик может выполнять самостоятельно, без контроля со стороны мастера
В приведенной таблице дано подробное описание операций, указанных в карте, которые механик может выполнять самостоятельно.
Обозначение операции | Описание операции | |
А | Техобслуживание, визуальный осмотр. Выполнять процедуры, указанные в руководстве по смазыванию и техническому обслуживанию. Одновременно провести осмотр машины на обнаружение утечек и поврежденных деталей | |
В | Очистка. Удалить грязь и посторонние материалы с детали | |
С | Демонтаж, монтаж, замена. Отсоединить и снять данный узел. Установить вновь и подсоединить к машине. При необходимости установить новые детали | |
D | Разборка, сборка, оценка. Разобрать на составные части и собрать снова, проведя оценку пригодности деталей к дальнейшему использованию | |
Е | Ремонт. Восстановление деталей до состояния новых | |
F | Измерение, регулировка, настройка. Выполнить измерения, необходимые для оценки состояния узла или его регулировки. Выполнить все регулировки в стационарном положении машины и при ее работе | |
G | Диагностические испытания, определение рабочих характеристик. Выполнить испытания по определению рабочих характеристик, с применением в случае необходимости диагностических приборов и инструмента для проверки правильности функционирования узлов или систем | |
Н | Выявление неисправностей. Обнаружение причин отказа детали или системы |
Наименование детали или сборочной единицы | Техобслуживание, визуальный осмотр | Очистка | Демонтаж, монтаж, замена | Разборка, сборка, оценка | Ремонт | Измерение, регулировка, настройка | Диагностические испытания рабочих характеристик | Выявление неисправностей |
В | С | D | Е | F | G | Н | ||
Привод ведущих колес, ведущий мост | ||||||||
Карданный шарнир | - | - | - | |||||
Упругая муфта | - | - | ||||||
Карданный вал | - | - | - | |||||
Шестерня | - | - | ||||||
Коническая вал - шестерня | - | |||||||
Дифференциал обычный | - | |||||||
Картер ведущего моста | - | - | - | |||||
Несимметричный дифференциал | - | |||||||
Механизм блокировки дифференциала | - | |||||||
Самоблокирующийся дифференциал | - | |||||||
Шарнир равных угловых скоростей | - | - | ||||||
Центральный тормоз | ||||||||
Бортовая передача колесных машин | ||||||||
Ступенчатый редуктор в сборе | - | |||||||
Сдвоенный ведущий мост | - | |||||||
Сдвоенный мост с конической передачей и колесным редуктором | - | |||||||
Шарнир балансира, корпус, звездочка, ось | - | |||||||
Обод и шина | - | - | ||||||
Полуось с подшипниками в сборе | - | - | ||||||
Колеса уплотняющих машин | - | |||||||
Колеса в сборе | - | - | ||||||
Колесные тормоза | ||||||||
Тормозной барабан | - | |||||||
Тормозные колодки | - | |||||||
Стояночный тормоз | ||||||||
Механический тормозной привод | - | - | ||||||
Система рулевого управления | ||||||||
Рулевой механизм | - | |||||||
Гидроцилиндр усилителя | - | - | ||||||
Рулевой привод | - | |||||||
Распределитель гидроусилителя | - | |||||||
Механизм обратной связи | - | |||||||
Рулевой механизм с распределителем в сборе | - | |||||||
Соединительные тяги рулевого привода | - |