(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009"Система стандартов...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий;
- мероприятия по внесению изменений в систему управления охраной труда.
10.2.2 Если оценка системы управления охраной труда или иная достоверная информация демонстрируют, что предупреждающие и корректирующие действия по оптимизации рисков, опасных и вредных производственных факторов неэффективны или могут стать таковыми, то должны быть своевременно предусмотрены, полностью выполнены и документально оформлены другие, более действенные предупредительные и регулирующие меры.
10.3 Корректирующие действия для системы управления охраной труда
10.3.1 Корректирующие действия выполняют в целях предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, в том числе повторения несчастных случаев и инцидентов на производстве, а также профессиональных заболеваний и др.
10.3.2 Отчеты, подготовленные внешними расследующими организациями, такими как инспекции и учреждения социального страхования, рассматривают и принимают к исполнению в том же порядке, что и результаты внутренних расследований, с учетом требований конфиденциальности.
10.3.3 Контроль устранения недостатков функционирования системы управления охраной труда, оценка предотвращения и защиты от воздействия опасностей и рисков, которые были выявлены при аварии, расследовании несчастного случая или инцидента на производстве, профессионального заболевания и устранения несоответствий должны включать определение, уведомление и расследование:
- несчастных случаев и инцидентов на производстве, профессиональных заболеваний (включая контроль совокупных данных о временной нетрудоспособности);
- неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков системы управления охраной труда;
- нарушений в реализации программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.
10.4 Непрерывное совершенствование
10.4.1 Постоянное непрерывное совершенствование деятельности организации является естественной ее целью (свойством).
Результативность системы управления определяют на предмет соответствия принятой концепции (политики) охраны труда, целям на основе результатов проверок, результативности корректирующих и предупреждающих действий.
Непрерывное совершенствование системы управления охраной труда способствует повышению конкурентоспособности; быстрым реагированиям на появление современных разработок, методов и технологий и применение их в соответствии с возможностями организации; повышению профессионализма персонала путем обучения. Применение методики постоянного улучшения позволяет своевременно внедрять в организации прогрессивные разработки, методы и технологии.
Основная идея принципа непрерывного совершенствования заключается в том, чтобы организация всегда старалась достичь максимально возможной эффективности охраны труда, направленной на исключение травм, смертельных случаев, частых заболеваний работников и создания условий, соответствующих требованиям охраны труда путем улучшения процедур, снижающих опасности трудового процесса и сопутствующих ему рисков.
10.4.2 Обеспечение непрерывного совершенствования системы управления охраной труда в целом и ее элементов достигается установлением определенных мероприятий по совершенствованию и своевременным их выполнением. Эти мероприятия должны учитывать:
- цели организации по охране труда;
- результаты определения опасных и вредных производственных факторов и оценки рисков;
- результаты контроля и измерения результатов деятельности;
- расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве;
- результаты и рекомендации проверок (ревизий);
- анализ результативности системы управления охраной труда руководством;
- предложения по совершенствованию, поступающие от работников организации и комитетов (комиссий) по охране труда там, где они существуют;
- изменения национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, а также коллективных договоров (соглашений);
- новую информацию в области охраны труда;
- результаты выполнения предыдущих программ охраны здоровья работников.
10.5 Принятие решений, основанных на фактах
Эффективные решения базируются на анализе фактических данных и достоверной информации. Система управления должна предусматривать проведение анализа фактов, известных работникам, что будет способствовать принятию правильного решения на их основе.
На основании анализа данных (информации, фактов) руководство осуществляет меры по повышению эффективности системы, улучшению условий труда и потребности в соответствующих ресурсах. Принятие решения официально доводят до сведения лиц, ответственных за конкретный элемент системы, комитета (комиссии) по охране труда, работников, их представителей.
_____________________________
* Компетентность по охране труда означает наличие и демонстрацию необходимой подготовки, достаточных знаний, умений и опыта для выполнения конкретной работы.
Приложение А
(справочное)

Этапы разработки и обеспечения функционирования системы управления

Таблица А.1
Наименование этапов
Содержание работы
Ожидаемый результат
Этап 1. Организация работ1.1 Принятие решения об организации работ по совершенствованию/разработке системы. Формирование рабочей группы проектаРаспоряжение о назначении рабочей группы по совершенствованию/разработке и обеспечению функционирования системы
1.2 Обучение рабочей группыСогласование плана и программы семинара по системе управления охраной труда
1.3 Предварительное обследование системы управления организацииСогласование исходных данных для совершенствования/разработки системы
1.4 Разработка программы работСогласованный план-график работ
1.5 Распределение ответственности и полномочий в системе управленияЗакрепление элементов системы за подразделениями
Этап 2. Разработка концепции2.1 Обучение персонала (высшего и среднего руководящего состава)Согласование плана и программы семинаров, персонального состава участников. Обучение назначенных специалистов в согласованные сроки
2.2 Разработка концепции (политики)Проект концепции (политики)
2.3 Обсуждение концепции с коллективом организации и ее принятиеПодписание концепции (политики) руководством
Этап 3. Разработка документации системы 1-го уровня3.1 Определение структуры и состава документации системы управленияПеречень документов и процедур системы управления
3.2 Подготовка детального плана-графика разработки и согласования документации системы управленияПлан-график разработки документации
3.3 Анализ фактического состояния применяемых нормативных и технических документов, инструкций, формуляров, журналовВыявление несоответствий. Установление отсутствующей документации на элементы системы
3.4 Разработка по согласованными данными Руководства (документация 1-го уровня)Выпуск первых редакций Руководства
Этап 4. Разработка документации 2-го уровня4.1 Разработка документированных (при необходимости) процедур обеспечения безопасности (документация 2-го уровня)Выпуск первой редакции документированных процедур обеспечения безопасности
4.2 Обсуждение разработанных документов системы и их согласованиеВыпуск согласованной редакции документации системы управления (1-го и 2-го уровней)
4.3 Корректировка несоответствий на уровне действующих операционных и отчетных документов (документация 3-его уровня)Выпуск первых редакций недостающих документов и корректировка действующих документов
4.4 Тиражирование и рассылка документации системы по подразделениям и рабочим местамОзнакомление исполнителей с документацией и ее изучение
Этап 5. Введение в действие документации системы5.1 Совместная отработка документации системы управления всех уровней. Инструктаж и консультирование пользователейПодготовка корректирующих мероприятий по выявленным несоответствиям в документации
5.2 Обучение и тренировка специалистов, назначенных для проведения внутренней проверки системы управления, по согласованной программеПодготовка нескольких экспертов внутренней проверки и оценки системы управления
Этап 6. Обеспечение функционирования системы управления6.1 Пробное применение системы с внутренней проверкой и оценкой. Текущее консультирование по применению управляющих процедурПроверка и оценка соответствия выполняемых действий требованиям документации системы
6.2 Разработка корректирующих мероприятий по устранению выявленных несоответствий во время пробного применения системы управленияОткорректированный комплект документации системы управления
6.3 Оценка готовности системы управления к применению (внутренний аудит системы управления)Проверка и оценка степени готовности документации системы управления и персонала (результаты внутреннего аудита)
Этап 7. Участие в сертификацииОформление заявки на сертификацию и оказание помощи в процессе сертификацииВнесение корректирующих мероприятий в документацию и практику функционирования системы (при необходимости)
Примечание - В случае необходимости некоторые этапы работ могут быть объединены или исключены.
Приложение Б
(справочное)

Форма плана действий

Таблица Б.1
Действие
Ресурсы
Ответственное лицо
Желаемый результат
1
Определение проблемы и целей
2
Рассмотрение нескольких вариантов подходов
3
Заинтересованность руководства как высшего, так и подразделений
4
Рассмотрение объединения с другими системами управления
5
Формирование рабочей группы
6
Определение этапов и сроков
7
Создание концепции охраны труда
8
Распределение ответственности и подотчетности
9
Организация участия работников
10
Организация подготовки и повышения квалификации
11
Разработка документации системы управления
12
Разработка процедуры сбора, обобщения, обработки и передачи информации
13
Составление предварительного обзора
14
Обоснование цели охраны труда
15
Планирование, разработка и внедрение необходимых элементов системы управления
16
Подготовка мероприятий по предупреждению и оптимизации опасностей/рисков
17
Разработка процедур контроля
18
Подготовка мероприятий по изменениям
19
Подготовка процедур предотвращения аварий и мероприятий по их ликвидации
20
Подготовка требований к поставщикам продукции и подрядчикам
21
Наблюдение и оценка результативности и эффективности
22
Анализ причин несчастных случаев на производстве и заболеваний
23
Проверка (внутренняя и независимая внешняя)
24
Анализ результативности системы управления руководством организации
25
Профилактические и корректирующие действия
26
Непрерывное совершенствование

Библиография

[1]
МОТ-БГТ 2001Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда (ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems)
[2]
Конвенция МОТ 2006 г. N 187Об основах содействия передовой организации охраны труда на национальном уровне
[3]
Рекомендации МОТ 2006 г. N 197Об основах содействия передовой организации охраны труда на национальном уровне
[4]
Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ (с изменениями)Трудовой кодекс Российской Федерации
[5]
МС ИСО 14001:2004Системы экологического менеджмента. Требования и рекомендации по применению (Environmental management systems)

Акты МОТ,
имеющие отношение к основам, содействующим безопасности и гигиене труда

Полные тексты конвенций и рекомендаций находятся в сети Интернет на сайте: http://www.ilo.org/ilolex/english/index.htm

I Конвенции

Конвенция 1947 года об инспекции труда (N 81)
Конвенция 1960 года о защите от радиации (N 115)
Конвенция 1964 года о гигиене труда в торговле и учреждениях (N 120)
Конвенция 1964 года о пособиях в случае производственного травматизма (N 121)