Действующий
Результативность системы управления повышается при использовании концепции и целей, результатов проверок, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий.
- определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) результативности мероприятия при функционировании системы управления охраной труда;
- планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий;
- несчастных случаев и инцидентов на производстве, профессиональных заболеваний (включая контроль совокупных данных о временной нетрудоспособности);
- неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков системы управления охраной труда;
Результативность системы управления определяют на предмет соответствия принятой концепции (политики) охраны труда, целям на основе результатов проверок, результативности корректирующих и предупреждающих действий.
Непрерывное совершенствование системы управления охраной труда способствует повышению конкурентоспособности; быстрым реагированиям на появление современных разработок, методов и технологий и применение их в соответствии с возможностями организации; повышению профессионализма персонала путем обучения. Применение методики постоянного улучшения позволяет своевременно внедрять в организации прогрессивные разработки, методы и технологии.
Основная идея принципа непрерывного совершенствования заключается в том, чтобы организация всегда старалась достичь максимально возможной эффективности охраны труда, направленной на исключение травм, смертельных случаев, частых заболеваний работников и создания условий, соответствующих требованиям охраны труда путем улучшения процедур, снижающих опасности трудового процесса и сопутствующих ему рисков.
- предложения по совершенствованию, поступающие от работников организации и комитетов (комиссий) по охране труда там, где они существуют;
- изменения национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, а также коллективных договоров (соглашений);
Эффективные решения базируются на анализе фактических данных и достоверной информации. Система управления должна предусматривать проведение анализа фактов, известных работникам, что будет способствовать принятию правильного решения на их основе.
На основании анализа данных (информации, фактов) руководство осуществляет меры по повышению эффективности системы, улучшению условий труда и потребности в соответствующих ресурсах. Принятие решения официально доводят до сведения лиц, ответственных за конкретный элемент системы, комитета (комиссии) по охране труда, работников, их представителей.
Наименование этапов | Содержание работы | Ожидаемый результат |
Этап 1. Организация работ | 1.1 Принятие решения об организации работ по совершенствованию/разработке системы. Формирование рабочей группы проекта | Распоряжение о назначении рабочей группы по совершенствованию/разработке и обеспечению функционирования системы |
1.2 Обучение рабочей группы | Согласование плана и программы семинара по системе управления охраной труда | |
1.3 Предварительное обследование системы управления организации | Согласование исходных данных для совершенствования/разработки системы | |
1.4 Разработка программы работ | Согласованный план-график работ | |
1.5 Распределение ответственности и полномочий в системе управления | Закрепление элементов системы за подразделениями | |
Этап 2. Разработка концепции | 2.1 Обучение персонала (высшего и среднего руководящего состава) | Согласование плана и программы семинаров, персонального состава участников. Обучение назначенных специалистов в согласованные сроки |
2.2 Разработка концепции (политики) | Проект концепции (политики) | |
2.3 Обсуждение концепции с коллективом организации и ее принятие | Подписание концепции (политики) руководством | |
Этап 3. Разработка документации системы 1-го уровня | 3.1 Определение структуры и состава документации системы управления | Перечень документов и процедур системы управления |
3.2 Подготовка детального плана-графика разработки и согласования документации системы управления | План-график разработки документации | |
3.3 Анализ фактического состояния применяемых нормативных и технических документов, инструкций, формуляров, журналов | Выявление несоответствий. Установление отсутствующей документации на элементы системы | |
3.4 Разработка по согласованными данными Руководства (документация 1-го уровня) | Выпуск первых редакций Руководства | |
Этап 4. Разработка документации 2-го уровня | 4.1 Разработка документированных (при необходимости) процедур обеспечения безопасности (документация 2-го уровня) | Выпуск первой редакции документированных процедур обеспечения безопасности |
4.2 Обсуждение разработанных документов системы и их согласование | Выпуск согласованной редакции документации системы управления (1-го и 2-го уровней) | |
4.3 Корректировка несоответствий на уровне действующих операционных и отчетных документов (документация 3-его уровня) | Выпуск первых редакций недостающих документов и корректировка действующих документов | |
4.4 Тиражирование и рассылка документации системы по подразделениям и рабочим местам | Ознакомление исполнителей с документацией и ее изучение | |
Этап 5. Введение в действие документации системы | 5.1 Совместная отработка документации системы управления всех уровней. Инструктаж и консультирование пользователей | Подготовка корректирующих мероприятий по выявленным несоответствиям в документации |
5.2 Обучение и тренировка специалистов, назначенных для проведения внутренней проверки системы управления, по согласованной программе | Подготовка нескольких экспертов внутренней проверки и оценки системы управления | |
Этап 6. Обеспечение функционирования системы управления | 6.1 Пробное применение системы с внутренней проверкой и оценкой. Текущее консультирование по применению управляющих процедур | Проверка и оценка соответствия выполняемых действий требованиям документации системы |
6.2 Разработка корректирующих мероприятий по устранению выявленных несоответствий во время пробного применения системы управления | Откорректированный комплект документации системы управления | |
6.3 Оценка готовности системы управления к применению (внутренний аудит системы управления) | Проверка и оценка степени готовности документации системы управления и персонала (результаты внутреннего аудита) | |
Этап 7. Участие в сертификации | Оформление заявки на сертификацию и оказание помощи в процессе сертификации | Внесение корректирующих мероприятий в документацию и практику функционирования системы (при необходимости) |
Примечание - В случае необходимости некоторые этапы работ могут быть объединены или исключены. |