(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009"Система стандартов...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- соблюдению принципов построения систем управления охраной труда, содержащихся в ГОСТ 12.0.230, в стандартах или в программах по охране труда, за выполнение которых отвечает руководство организации;
- определению и выполнению концепции и целей по обеспечению охраны труда в организации;
- установлению эффективных мероприятий по определению, устранению или ограничению опасностей и рисков для обеспечения повышения безопасности работников в течение всего трудового процесса;
- разработке программ улучшения и оздоровления условий труда в организации;
- обеспечению эффективных мер по вовлечению всех работников, их представителей, а также комитета (комиссии) по охране труда (при его наличии) в работу по обеспечению охраны труда в организации;
- предоставлению необходимых условий и ресурсов для лиц, ответственных за обеспечение охраны труда, включая членов комитета (комиссии) и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.
7.3.2 Обязанности работника
Работник в соответствии с законодательными требованиями обязан:
- использовать безопасные методы проведения работ;
- ознакомляться с предоставленной в его распоряжение информацией о возможных рисках и опасностях;
- соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, выполнять другие обязанности, предусмотренные действующим законодательством;
- проходить обучение безопасным методам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
- извещать руководителя о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья;
- проходить обязательные медицинские осмотры (обследования);
- активно участвовать в деятельности организации по обеспечению охраной труда в соответствии с 7.4.
7.3.3 Служба охраны труда
7.3.3.1 Служба охраны труда в организации предназначена для:
- организации профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
- организации работы по обеспечению охраны труда и улучшению условий и охраны труда;
- организации работ по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
- контроля соблюдения работниками требований охраны труда, содержащихся в законах, и иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов;
- информирования и консультирования работников организации, в том числе ее руководителей, по вопросам охраны труда;
- изучения и распространения передового опыта по охране труда, пропаганде перспективных направлений обеспечения охраны труда.
7.3.3.2 Службу охраны труда, как правило, создают в форме самостоятельного структурного подразделения организации.
7.3.3.3 Работодатель организует деятельность службы охраны труда, устанавливает структуру и численность ее работников в соответствии с требованиями законодательства и рекомендациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
7.3.3.4 При отсутствии в организации службы охраны труда (или специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, уполномоченными оказывать услуги в области охраны труда.
7.4 Участие работников и выбранных ими представителей
7.4.1 Работники всех уровней реализуют все производственные процессы, и их активное участие является необходимым условием обеспечения охраны труда. Поэтому работодателю следует привлекать работников, а также их представителей по охране труда к управлению охраной труда, включая управление аварийными мероприятиями.
7.4.2 Вовлечение всего коллектива организации в деятельность по обеспечению охраны труда (в том числе профилактическую) дает возможность ему выполнять осознанные действия по осуществлению их трудовых функций, использовать способности каждого с максимальной эффективностью. Управление охраной труда является коллективной деятельностью, требующей совместных усилий. Поэтому сотрудникам, занимающимся планированием, исследованием, проектированием, постановкой продукции на производство, работникам, непосредственно занятым в производстве, а также сотрудникам экономических служб, отделов сбыта и кадров следует участвовать в деятельности по управлению охраной труда. Это достигается определением во всех службах и на всех организационных уровнях обязанностей и полномочий в отношении безопасности всех видов работ, их объема и технологии (методы, правила). В должностных инструкциях следует определять степень свободы действий членов персонала в рамках их должностной компетенции, обеспечивающей творчество и активное участие работников в управлении охраной труда.
7.4.3 Участие работников в управлении охраной труда обеспечивает:
- повышение ответственности каждого за результаты своей деятельности;
- рост заинтересованности каждого в успехах организации и своей причастности к решению общих задач;
- переход от разобщенных действий к солидарным и осознанным, работе в коллективе, сотрудничеству и социальному партнерству;
- мотивацию всех и каждого в отдельности к участию в постоянном улучшении деятельности организации.
7.4.4 Активное участие работников в управлении охраной труда обеспечивается:
- привлечением работников, а также их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия по ликвидации возможных аварий;
- выделением времени и возможностей для активного участия работников, а также их представителей в процессах организационного характера, планирования и реализации действий по совершенствованию системы управления охраной труда, оценке ее эффективности;
- созданием, формированием и эффективным функционированием комитета (комиссии) по охране труда, признанием и повышением авторитета представителей работников по охране труда;
- определением требований к необходимой компетентности работников в области охраны труда.
7.5 Комитеты (комиссии) по охране труда
7.5.1 Комитет (комиссия) является составной частью системы управления охраной труда в организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства.
7.5.2 Комитет (комиссия) взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов.
7.5.3 Задачами комитета (комиссии) являются:
- разработка на основе предложений членов комитета (комиссии) программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
- организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
7.5.4 Комитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей сторон) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Состав комитета (комиссии) утверждают приказом (распоряжением) работодателя.
7.5.5 Комитет (комиссия) избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета (комиссии), как правило, является работодатель или его ответственный представитель, одним из заместителей председателя - представитель выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем - работник службы охраны труда.
7.5.6 Комитет (комиссия) осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы.
7.5.7 Члены комитета (комиссии) проходят обучение по охране труда по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в три года за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.