Действующий
Вся их деятельность по рассмотрению таких дел должна способствовать строгому соблюдению правил охраны труда и безопасности работ, укреплению трудовой дисциплины, обеспечению порядка и организованности на производстве, борьбе с пьянством.
Вместе с тем суды не должны допускать осуждения лиц за такие нарушения правил охраны труда и безопасности работ, которые с учетом их характера отнесены законом к административным правонарушениям (ст.ст. 41, 55, 88, 89, 100, 169 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и соответствующие статьи таких же кодексов союзных республик).
ст. 140 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, являются безопасные условия труда работников предприятия, организации, колхоза и иных лиц, постоянная либо временная деятельность которых связана с данным производством.
4. Объектом преступления, предусмотренного
В тех случаях, когда в результате нарушения правил охраны труда оказались потерпевшими иные лица, действия виновных в зависимости от их служебного положения, характера и тяжести наступивших последствий должны квалифицироваться как соответствующее должностное преступление или преступление против личности.
ст. 140 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик могут нести только те должностные лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы.
5. Ответственность по
Руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий могут быть привлечены к ответственности по данной статье в тех случаях, когда они не приняли мер к устранению заведомо известного нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие правилам охраны труда, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение этих правил.
В иных случаях должностные лица, виновные в ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда, могут нести ответственность за должностные преступления (например, за непринятие мер по разработке соответствующих инструкций, по созданию условий для выполнения правил охраны труда, по осуществлению надлежащего контроля за их соблюдением).
ст. 140 УК РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик, должно квалифицироваться по статьям УК о преступлениях против личности независимо от того, имеет потерпевший отношение к данному производству или нет. Такую ответственность несут, в частности, и рабочие, выполнявшие по поручению должностных лиц обязанности старших в группе на время осуществления производственного задания.
6. Нарушение правил по технике безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда, допущенное работником, не являющимся должностным лицом, и повлекшее последствия, перечисленные в
ст. 140 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик) следует понимать правила (инструкции) по гигиене труда, предусматривающие меры по предотвращению воздействия на работающих вредных производственных факторов (например, токсичных веществ и материалов, шума, вибрации, ультразвука, инфракрасных ультрафиолетовых, электромагнитных излучений, чрезмерно высокой или низкой температуры).
7. Под "правилами промышленной санитарии" (
ст.ст. 214 - 217 и 223.5 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик. Объектом этих преступлений является общественная безопасность производства соответствующих работ (включая безопасные условия труда). При этом не имеет значения, кто явился потерпевшим от преступления - работники данного производства или лица, не имеющие к нему отношения.
8. Суды должны иметь в виду, что деяния, выразившиеся в нарушении правил безопасности горных, строительных работ, правил безопасности на взрывоопасных предприятиях (цехах), правил пожарной безопасности, а также правил хранения, использования, учета, перевозки взрывчатых, радиоактивных веществ или пиротехнических изделий, образуют самостоятельные составы преступлений, которые предусмотрены
ст.ст. 214, 215 и 216 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, в отличие от ст. 140 УК РСФСР, могут нести как должностные лица, так и другие работники, постоянная или временная деятельность которых связана с данным производством, а по ст. 217 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик - любые виновные лица.
Ответственность по
ст.ст. 214 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, от преступлений, предусмотренных ст. 140 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, следует в каждом конкретном случае исходить из того, при производстве каких именно работ нарушены правила безопасности. Если нарушение этих правил (в том числе и правил охраны труда) было допущено при производстве горных либо строительных работ, то содеянное должно квалифицироваться по ст.ст. 214 или 215 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что, если при производстве горных или строительных работ должностными лицами допущено нарушение правил охраны труда, которое хотя и не повлекло, но могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, содеянное подлежит квалификации по ч. 1 ст. 140 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, если законодательством союзных республики не предусмотрено иное.
9. При ограничении преступлений, предусмотренных
ст. 214 УК РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик, следует понимать работы по строительству, реконструкции, эксплуатации и ремонту буровых установок, шахт или иных выработок по добыче полезных ископаемых как подземным, так и открытым способом, а также строительство и ремонт подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (метрополитена, тоннелей и т.п.). При решении вопроса об отнесении тех или иных конкретных работ к горным необходимо исходить из смысла ст.ст. 28 - 32 Основ законодательства Союза РСФСР и союзных республик о недрах.
10. Под "горными работами", указанными в
ст. 215 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик следует понимать земляные, каменные, бетонные, монтажные, демонтажные, изоляционные, кровельные, электромонтажные, отделочные, санитарно-технические, погрузочно-разгрузочные и другие работы, производимые на строительной площадке в связи с возведением, реконструкцией, ремонтом, передвижением или сносом жилых зданий, помещений и сооружений производственного, складского, бытового общественного или иного назначения, а также работы вне строительной площадки, связанные с ремонтом и прокладкой линий связи, электросетей, дорог, коммуникаций теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации и других инженерных сетей, кроме аналогичных работ, указанных в первом абзаце настоящего пункта.
Под "строительными работами" применительно к
ст. 216 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик наступает в том случае, когда на взрывоопасных предприятиях (цехах) нарушены специальные правила (инструкции), предусматривающие меры безопасности от взрывов и сопутствующих им пожаров, отравлений и иных тяжких последствий. При нарушении на тех же объектах иных правил охраны труда и безопасности работ содеянное в зависимости от должностного положения виновного, характера совершенных действий и наступивших последствий квалифицируется по ст.ст. 140, 214, 215 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик либо по тем статьям УК, которые предусматривают ответственность за должностные преступления или преступления против личности.
11. Ответственность по
ст. 216 УК РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик, следует понимать отступление от порядка ведения производственных процессов, установленного технологическими требованиями режима работы оборудования, аппаратуры и приборов, обеспечивающих безопасность от взрывов.
Под "нарушениями производственно-технической дисциплины", о которых говорится в
ст. 216 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, а не как нарушение правил безопасности горных или строительных работ, если иное не предусмотрено законодательством союзной республики.
12. При рассмотрении дел о преступлениях, связанных со взрывами или опасностью взрывов на шахтах и других объектах горных работ, а также на стройках, суды должны учитывать, что в тех случаях, когда виновным нарушены правила (инструкции), предусматривающие меры безопасности от взрывов и сопутствующих им пожаров, отравлений и иных тяжких последствий, содеянное должно квалифицироваться по
223.5 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик независимо от того, в какой отрасли народного хозяйства и при производстве каких работ эти нарушения допущены, за исключением случаев, когда нарушения правил обращения с веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, образуют преступление, предусмотренное ст. 251.1 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик.
13. Обратить внимание судов, что нарушения правил хранения, использования, учета и перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ или пиротехнических изделий должны квалифицироваться соответственно по ст.ст. 217 или
Под "правилами использования взрывчатых веществ или пиротехнических изделий" следует понимать правила (инструкции), регламентирующие безопасное применение упомянутых веществ и изделий в промышленных или иных целях, в том числе при производстве горных и строительных работ.
Под "правилами использования радиоактивных веществ" имеются в виду правила, регламентирующие безопасное применение этих веществ в атомной энергетике, других отраслях народного хозяйства, в медицине, в исследовательских и иных целях.
ст.ст. 140, 214 - 217 и 223.5 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик только в тех случаях, когда вина в отношении этих последствий была неосторожной.
14. Если вследствие нарушения правил охраны труда или безопасности работ наступили предусмотренные законом вредные последствия, то содеянное подлежит квалификации по
ч. 1 ст. 140 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, относятся как острые, так и хронические профессиональные отравления и другие заболевания в результате нарушений правил промышленной санитарии или иных правил охраны труда.
15. К "иным тяжким последствиям", возможность наступления которых предусмотрена
ч. 1 ст. 214, ч. 1 ст. 215 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, предполагает причинение одному лицу менее тяжкого телесного повреждения или причинение одному или нескольким лицам легких телесных повреждений с кратковременным расстройством здоровья.
Понятие "вред здоровью", предусмотренное
ст.ст. 214 - 217 и 223.5 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, следует понимать помимо гибели людей, причинение тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку или менее тяжких телесных повреждений двум и более лицам, а равно причинение значительного материального ущерба государственной, общественной организации или гражданам.
Под "тяжкими последствиями", предусмотренными
При этом следует иметь в виду, что по смыслу ст.ст. 67 и 133.1 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик технические инспекторы труда ЦК и советов профсоюзов и должностные лица органов Госгортехнадзора, Госатомэнергонадзора и других надзорных органов не могут привлекаться в качестве экспертов или специалистов по делу, по которому они проводили расследование обстоятельств несчастного случая. При необходимости эти лица могут быть допрошены в качестве свидетелей.
При назначении наказания в виде исправительных работ необходимо иметь в виду, что если оставление осужденного на прежней работе может привести к снижению воспитательного или предупредительного значения наказания, то отбывание этого наказания надлежит назначать в местах, определяемых органами, ведающими исполнением исправительных работ.
Если гражданский иск о возмещении такого ущерба по делу заявлен не был, суд на основании ст. 29 ч. 4 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик должен разрешить вопрос о его возмещении по собственной инициативе.
Работу по обобщению судебной практики в необходимых случаях координировать с органами прокуратуры, юстиции, профсоюзными органами и органами государственного надзора.