(Утративший силу) Распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2013 г. N 226-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
нормативные правовые риски - возможность несоответствия законодательства в сфере финансового рынка уровню его развития;
административные риски - вероятность принятия неэффективных решений при координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, участвующих в реализации мероприятий Государственной программы;
риски, связанные с региональными особенностями, - недостаточная обеспеченность и высокая централизация оказания финансовых услуг в сфере финансового рынка.
Макроэкономические риски связаны с ростом глобальной интеграции российского финансового рынка и увеличению степени его подверженности внешним воздействиям нестабильностью международной обстановки и конъюнктуры цен на мировых финансовых рынках, а также на снижение инвестиционной привлекательности и рейтинга кредитного доверия со стороны международных финансовых институтов, а также не завершением процессов по вступлению в международные организации IOSCO, OECD.
Обеспечение системного развития российского финансового рынка, увеличение количества участников - крупных российских и иностранных долгосрочных институциональных инвесторов, расширение спектра инструментов, рост ликвидности торгов, прозрачности эмитентов и раскрытия информации о конечных собственниках, введение системы контроля по деятельности системообразующих участников финансового рынка Российской Федерации и другие - поможет компенсировать макроэкономические риски, снизит волантильность и увеличит стабильность российского финансового рынка.
Нормативные риски. В Государственной программе предусмотрены мероприятия, направленные на изменение нормативного правого регулирования сфере финансовых рынков. Нормативные риски могут возникнуть при отставании уровня нормативного правового регулирования финансового рынка от уровня его развития.
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования и реализации Государственной программы, обеспечением мониторинга ее реализации.
Административные риски. Вероятность принятия неэффективных решений при организации системы и определении ресурсного потенциала для реализации Государственной программы, возможность возникновения несогласованности в действиях основного исполнителя, соисполнителя и участника Устранение риска возможно за счет организации единого федерального органа исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере финансового рынка и единого регулятора финансовых рынков на базе Банка России.
Риски, связанные с региональными особенностями. Существующие различия регионов обуславливают разный уровень финансовых и управленческих возможностей субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий подпрограммы Государственной программы.

VIII. Оценка эффективности реализации подпрограммы

Окончательная и объективная оценка экономической эффективности реализации достигается на стадии формирования в России международного финансового центра, что будет подтверждаться повышением емкости и прозрачности финансового рынка, обеспечением создания эффективной финансовой инфраструктуры, повышением устойчивости и ликвидности банковской системы, развитием отечественного страхового рынка. Косвенными признаками реализации подпрограммы является мультипликативный экономический эффект в виде увеличения поступлений налогов и платежей в консолидированные бюджеты бюджетной системы, развития отраслей промышленности и повышения диверсификации национальной экономики как напрямую, так и косвенно - через предоставление инвестиционных ресурсов для развития наиболее динамичных отраслей реального сектора, увеличение валового внутреннего продукта и других макроэкономических показателей. Развитие финансового рынка в России поможет обеспечить в стране более сбалансированный, основанный на инновациях стабильный в долгосрочной перспективе экономический рост.

Подпрограмма 2 "Контроль и надзор на финансовом рынке" Государственной программы "Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра"

Паспорт

Ответственный исполнитель Подпрограммы
-
Федеральная служба по финансовым рынкам
Программно-целевые инструменты программы
-
Подпрограмма не содержит ведомственных целевых программ и состоит из основных мероприятий
Цели подпрограммы
-
Создание эффективной системы контроля и надзора на финансовом рынке
Задачи подпрограммы:
-
Развитие механизмов государственного регулирования и контроля (в т.ч. системы лицензирования, контроля и мониторинга деятельности участников финансового рынка)
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
-
1. Доля национальных пруденциальных нормативов, унифицированных с международными стандартами пруденциального надзора (% от общего количества пруденциальных нормативов).2. Количество выявленных нарушений на предмет неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком (ед.).3. Доля решений ФСФР России в отношении поднадзорных ФСФР России организаций, основанных на выявляемых отклонениях от пруденциальных нормативов (% от общего количества принятых решений).4. Доля решений ФСФР России в отношении поднадзорных ФСФР России организаций, вынесенных в связи с допущенными ими нарушениями законодательства, отмененных судебными органами, по отношению к общему количеству таких решений
Этапы и сроки реализации подпрограммы
-
На постоянной основе, этапы не выделяются.
Объемы бюджетных ассигнований программы
-
тыс. рублей
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
3124793,50
1777501,00
1787172,90
1839408,00
1951981,30
2107422,30
2196379,60
2279571,00
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
-
1. Снижение объемов нарушений законодательства Российской Федерации в сфере финансовых рынков и страховой деятельности
2. Совершенствование форм и методов контроля в сфере финансовых рынков

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Важным аспектом государственного регулирования финансового рынка является степень его централизации и эффективность осуществления контрольно-надзорных мер в сфере финансовых рынков.
На российском финансовом рынке сложившаяся система надзора неоднородна в различных ее сегментах: в банковском секторе, на рынке ценных бумаг, в системе страхования.
Проблемы несовершенства системы осуществления контроля и надзора на российском финансовом рынке связаны:
- с ее фрагментарностью (минимальный контроль со стороны регуляторов в отношении некоторых участников при избыточном контроле в отношении других);
- отсутствием необходимой информативности для осуществления эффективного контроля существующих форм предоставления отчетности;
- формальностью надзора, связанной во многом с отсутствием комплексного подхода к оценке всех рисков участников рынка.
В целях устранения сегментации государственного регулирования на финансовом рынке, покрытия им новых рынков и повышению системной устойчивости и учитывая соответствующий международный опыт по корректировке систем регулирования финансового рынка Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков переданы Министерству финансов Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).
В результате функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков закреплены за Минфином России, функции по нормативно-правовому регулированию контролю и надзору в сфере финансового рынка Российской Федерации (за исключением банковской и аудиторской деятельности) реализует ФСФР России. Банком России обеспечивается подзаконное регулирование и надзор в банковском секторе.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 августа 2011 г. N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации", положения которого направлены на распределение функций по нормативно-правовому регулированию в сфере финансового рынка Российской Федерации между Минфином России и ФСФР России.
В соответствии с данным решением к компетенции ФСФР России отнесено нормативное правовое регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе контроль и надзор в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечение государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Одновременно с этим, определенные проблемы российского финансового рынка в части контроля и надзора призван решить проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и иные законодательные акты Российской Федерации" (в части пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также порядка выплаты компенсаций гражданам на рынке ценных бумаг), который принят в первом чтении Федеральным Собранием Государственной Думой Российской Федерации 8 февраля 2011 года и проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и иные законодательные акты Российской Федерации" в части приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO)), разработанный в ФСФР России и Минфином России и другие.
В настоящее время в целях реализации международного опыта регулирования и надзора в сфере финансовых рынков, который указывает, что перевод функций по регулированию и надзору за финансовыми рынками в систему единого регулятора в большей степени соответствует международным нормам и рекомендациям в сфере обеспечения стабильности на финансовых рынках и осуществления пруденциального надзора на рынке ценных бумаг, страхования и в банковском секторе началась работа по осуществлению функции контроля и надзора в рамках единого органа, осуществляющего консолидированный надзор.

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы

Анализ последствий мирового финансового кризиса, выявивший ряд недостатков и уязвимостей регулирования мировой финансовой системы приводит к необходимости пересмотра функций, способов и технологий деятельности регуляторов.
В связи с этим приоритетами государственной политики в части регулирования финансовых рынков определены следующие:
- совершенствование государственного контроля и надзора на финансовых рынках;
- повышение эффективности деятельности в рамках исполнения требований административных регламентов по предоставлению государственных услуг;
- эффективное управление рисками на финансовых рынках и стимулирование развития данных рынков путем формирования системы пруденциального надзора на финансовом рынке.
С учетом реализаций мер пруденциального надзора представляется возможным впоследствии перейти к осуществлению комплексного мониторинга состояния финансового рынка (сценарный анализ, моделирование, стресс-тестирование), направленного на недопущение возникновения системных рисков во всех сегментах - построение системы раннего предупреждения кризисных явлений.
Цель - государственной подпрограммы Государственной программы является - контроль и надзор в сфере финансовых рынков.
Достижение указанной цели характеризуется решением задачи подпрограммы Государственной программы обеспечение эффективного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере финансовых рынков.
Целевыми индикаторами и показателями реализации подпрограммы Государственной программы являются следующие:
- доля проверок участников рынка ценных бумаг (за исключением эмитентов эмиссионных ценных бумаг и участников, относящихся к сфере рынка коллективных инвестиций) на предмет соответствия требованиям законодательства по отношению к общему количеству участников рынка ценных бумаг;
- доля решений ФСФР России о приостановлении или аннулировании лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг, вынесенных в связи с допущенными ими нарушениями законодательства, отмененных судебными органами, по отношению к общему числу таких решений;
- доля субъектов страхового дела, деятельность которых подлежит контролю, от общего числа субъектов страховой деятельности.
- сумма наложенных штрафов по выявленным правонарушениям в области финансовых рынков и страховой деятельности.
Достижение целевых индикаторов и показателей реализации подпрограммы обеспечит повышение эффективности осуществления контрольно-надзорных функций, в том числе снижение объемов нарушений законодательства Российской Федерации в сфере финансовых рынков и страховой деятельности, а также совершенствование форм и методов контроля в сфере финансовых рынков.
Сроки реализации и контрольные этапы реализации подпрограммы не определены, поскольку основные мероприятия государственной подпрограммы осуществляются на постоянной основе.

III. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы

В целях исключения возможности регулятивного и надзорного арбитража, повышения эффективности деятельности ФСФР России с учетом создания и развития значительного количества групп и холдингов, оказывающих услуги во всех секторах финансового рынка требует проведения соответствующей гармонизации надзорных полномочий ФСФР России во всех сегментах финансового рынка.
При этом подходы к осуществлению функций контроля и надзора должны строиться общих принципах с обеспечением специфики государственного регулирования конкретного сегмента финансовых рынков. Единообразные полномочия позволят ФСФР России адекватно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, одновременно и на одних и тех же принципах пересматривать те или иные требования и походы к надзорной деятельности по отношению ко всем объектам надзора.
Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы Государственной программы заключается в повышении эффективности регулирования финансового рынка путем развития системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, введение консолидированного надзора и мотивированного суждения, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, поддержка стабильности банковской системы и усиление надзора, совершенствование правого регулирования деятельности бюро кредитных историй, упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке, принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке, присоединение к меморандуму IOSCO.
Направлениями развития государственного регулирования в сфере реализаций функций контроля и надзора на финансовом рынке являются:
- отход от фрагментарной системы контроля над финансовыми институтами;
- усиление контроля за рисками финансовой системы с целью оперативного выявления и противодействия кризисным ситуациям;