Утративший силу
Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 августа 2011 г. N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации", направленный на распределение функций по нормативно-правовому регулированию в сфере финансового рынка Российской Федерации между Минфином России и ФСФР России.
В соответствии с данным решением к компетенции Минфина России относятся функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков, по разработке основных направлений развития рынка ценных бумаг и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг. К компетенции ФСФР России отнесено нормативное правовое регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе контроль и надзор в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечение государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Принято решение о следующем распределении полномочий по принятию ведомственных нормативных правовых актов в сфере финансовых рынков между Минфином России и ФСФР России:
- к компетенции ФСФР России относится принятие нормативных правовых актов по вопросам надзорных полномочий в установленной сфере деятельности, обеспечения государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, определяющих форму документа, подтверждающего получение лицензий в установленном сфере деятельности, устанавливающих порядок участия Службы в процедурах банкротства финансовых организаций, а также принятие приказов по согласованию с Минфином России, определяющих единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, порядок и сроки раскрытия информации на финансовом рынке;
- к компетенции Минфина России относится принятие нормативных правовых актов по согласованию с ФСФР России, устанавливающих лицензионные требования к участникам финансового рынка, размер собственных средств участников финансового рынка, квалификационные требования и требования к профессиональному опыту участников финансового рынка, меры пруденциального надзора, нормативы достаточности собственных средств участников финансового рынка и порядок их расчета.
Принят Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 362-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленный на распределение функции по нормативно-правовому регулированию в сфере финансового рынка Российской Федерации между Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой по финансовым рынкам. ФСФР России переданы часть функций по нормативно-правовому регулированию в сфере страхования, наделив ее правом издавать ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы аттестации страховых актуариев; порядок составления и представления статистической отчетности страховщиков, сведений о страховой брокерской деятельности; а также устанавливающих перечни документов, представляемых субъектами страхового дела в орган страхового надзора при лицензировании, для подтверждения выполнения требований к уставному капиталу, для подтверждения доходов учредителей страховщика и другие.
ФСФР России переданы часть полномочий Минфина России по регулированию вопросов банкротства страховых организаций, в частности, право утверждать:
порядок и условия компенсации профессиональным объединением страховщиков недостающей части активов управляющей страховой организации, а также порядок и сроки возврата этих средств, если они не были использованы.
В целях реализации требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 179 ФСФР России определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в который представляется годовая консолидированной финансовой отчетность, составленная в соответствии с МСФО, страховыми организациями и иными организациями (за исключением кредитных организаций), ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, и который осуществляет надзор за соблюдением сроков представления и публикации консолидированной финансовой отчетности названными организациями.
Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции регулирования бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и аудиторской деятельности.
В сфере регулирования бухгалтерского учета и отчетности создаются механизмы, направленные на повышение качества и эффективности системы регулирования, обеспечивающие взаимодействие в данной области органов регулирования бухгалтерского учета с органами регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых и страховых рынков, а также участие в этой деятельности профессионального и делового сообщества.
Совершенствуются нормы законодательства Российской Федерации по ряду других вопросов в сфере финансовых рынков:
- уточняется уполномоченный орган и его функции в сфере микрофинансовой деятельности и кредитной кооперации;
- по вопросам инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации;
- определению порядка расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений;
Важную роль в построении международного финансового центра в России играет Совет при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации, являющийся совещательным органом при Президенте Российской Федерации и созданный в целях совершенствования государственной политики в области развития финансового рынка Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 октября 2008 г. N 1489 "О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации". В состав Совета вошли Министр экономического развития Российской Федерации, руководитель ФСФР России, Председатель Банка России, председатели профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и другие. На регулярных заседаниях Совета (по сложившейся практике - не реже 1 раза в 2 месяца) обсуждаются наиболее сложные и спорные вопросы по созданию МФЦ, а также другие инициативы, требующие принятия решения в условиях наличия межведомственных разногласий.
В целях координации деятельности юридических и физических лиц, органов, организаций и объединений по созданию финансового центра в Российской Федерации распоряжением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 7 июля 2010 г. N 447-рп образована рабочая группа по созданию международного финансового центра в Российской Федерации при Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации (далее - Рабочая группа по созданию МФЦ). В состав Рабочей группы по созданию МФЦ вошли представители таких структур, как:
Для обеспечения деятельности Рабочей группы по созданию МФЦ сформировано семь Проектных групп (подгрупп) по следующей проблематике:
- по развитию социальной, культурной и образовательной инфраструктуры и системы здравоохранения в г. Москва;
Кроме того, распоряжением Президента Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 900-рп образован Международный консультативный совет по созданию и развитию международного финансового центра в Российской Федерации (далее - Международный консультативный совет), в целях привлечения ведущих международных экспертов в финансовой сфере для участия в решении стратегических вопросов развития финансового рынка Российской Федерации, повышения конкурентоспособности его инфраструктуры, гармонизации системы государственного регулирования деятельности на финансовом рынке Российской Федерации с системами регулирования признанных финансовых центров, а также последовательной интеграции финансового рынка Российской Федерации в мировую финансовую архитектуру.
V. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций в реализации подпрограммы
Участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций в реализации подпрограммы Государственной программы не предполагается за исключением участия в реализации Государственной программы Центрального банка Российской Федерации.
Ресурсное обеспечение программных мероприятий подпрограммы Государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и обеспечивается в рамках деятельности центральных аппаратов Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы по финансовым рынкам.
VII. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
макроэкономические риски - снижение темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, кризисными явлениями в финансовой системе;
нормативные правовые риски - возможность несоответствия законодательства в сфере финансового рынка уровню его развития;
административные риски - вероятность принятия неэффективных решений при координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, участвующих в реализации мероприятий Государственной программы;
риски, связанные с региональными особенностями, - недостаточная обеспеченность и высокая централизация оказания финансовых услуг в сфере финансового рынка.
Макроэкономические риски связаны с ростом глобальной интеграции российского финансового рынка и увеличению степени его подверженности внешним воздействиям нестабильностью международной обстановки и конъюнктуры цен на мировых финансовых рынках, а также на снижение инвестиционной привлекательности и рейтинга кредитного доверия со стороны международных финансовых институтов, а также не завершением процессов по вступлению в международные организации IOSCO, OECD.