(Утративший силу) Рекомендации по сертификации Р 50.3.005-2003 Система сертификации ГОСТ...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
В настоящем документе использованы термины по ГОСТ Р ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 элементы системы менеджмента качества: Составные части системы, требования к которым определены пунктами ГОСТ Р ИСО 9001, далее неделимыми на подпункты, имеющие цифровое обозначение (перечень элементов приведен в приложении И).
Примечание - Данное определение приводится для целей сертификации систем менеджмента качества.
3.2 заказчик: Организация, обратившаяся в орган по сертификации с заявкой о проведении работ по сертификации системы менеджмента качества.
3.3 аудит: Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельства аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (ГОСТ Р ИСО 9000).
Примечания
1 Внутренние аудиты (аудиты первой стороны) проводит обычно сама организация или от ее имени.
2 Внешние аудиты обычно называют аудитами второй стороны или аудитами третьей стороны.
Аудиты второй стороны проводят стороны, заинтересованные в деятельности организации, например, потребители или другие лица от их имени.
Аудиты третьей стороны проводят внешние независимые организации. Эти организации проводят сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям, например, требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 14001.
3 Если система менеджмента качества и система экологического менеджмента (охраны окружающей среды) одновременно подвергаются аудиту, то это называют комплексным аудитом.
4 Если две или несколько (аудиторских) организаций проводят совместно аудит проверяемой организации, то это называют совместным аудитом.
3.4 проверяемая организация: Организация, подвергающаяся аудиту (ГОСТ Р ИСО 9000)
3.5 программа аудита: Совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели (ГОСТ Р ИСО 9000).
3.6 план аудита: Описание деятельности и условий проведения аудита [1].
3.7 критерии аудита: Совокупность политики, процедур или требований.
Примечание - Критерии аудита используют в качестве базы для сравнения свидетельства аудита [1].
3.8 свидетельство аудита: Записи, изложение фактов или другой информации, сопоставляемые с критериями аудита, которые могут быть перепроверены.
Примечание - Свидетельство аудита может быть в качественном или количественном выражении [1].
3.9 выводы (наблюдения) аудита: Результаты сопоставления свидетельства аудита с критериями аудита.
Примечание - Выводы аудита могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита или на возможности улучшения [1].
3.10 область аудита: Содержание и границы аудита.
Примечание - Область аудита обычно включает описание места расположения объектов организации, деятельности и процессов, а также охватываемый период времени.
3.11 эксперт по сертификации систем менеджмента качества: Эксперт, получивший в Регистре персонала Системы сертификации ГОСТ Р сертификат на право проведения аудита систем менеджмента качества.
3.12 комиссия: Один или несколько экспертов, уполномоченных на проведение конкретного аудита.
Примечания
1 Одного их# экспертов назначают председателем комиссии.
2 Председатель комиссии должен иметь опыт участия не менее чем в трех полных (не менее 15 дней) аудитах в качестве эксперта и обладать навыками, необходимыми для эффективного руководства комиссией в ходе аудита.
3.13 технический эксперт: Лицо, обладающее специальными знаниями или опытом применительно к объекту аудита.
Примечания
1 Специальные знания или опыт включают знания или опыт применительно к организации, процессу или деятельности, подвергаемой аудиту, а также знания языка или аспектов культуры страны, где проводится аудит.
2 Технический эксперт не имеет полномочий эксперта в комиссии (ГОСТ Р ИСО 9000).
3.14 компетентность: Демонстрируемые личные качества и способность применять свои знания и навыки (умение) [1].
3.15 соответствие: Выполнение требования.
Примечание - Установленным требованием в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001 является любая норма, введенная модальным глаголом "должен".
3.16 несоответствие: Невыполнение требования.
Примечание - Невыполнением установленного требования является отсутствие этого требования в документах системы менеджмента качества и/или отсутствие его реализации при функционировании системы.
3.17 значительное несоответствие (категория 1): Несоответствие системы менеджмента качества, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований потребителей и/или обязательных требований к продукции.
К значительным несоответствиям может быть отнесено отсутствие элемента или совокупности элементов и/или отсутствие их результативного функционирования.
3.18 малозначительное несоответствие (категория 2): Отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет в функционировании системы менеджмента качества или в документации, которые могут привести к невыполнению требований потребителя и/или обязательных требований к продукции, или к снижению результативности функционирования элемента (совокупности элементов) системы менеджмента качества.
Примечание - К малозначительным несоответствиям системы менеджмента качества может быть отнесено несоблюдение единичного требования к системе.
3.19 уведомление: Свидетельство аудита, не носящее характер несоответствия и фиксируемое с целью предотвращения возможного несоответствия.
3.20 область сертификации: Область распространения системы менеджмента качества организации, определяемая ее структурой, видами продукции и процессами их жизненного цикла.
Примечание - Процессы жизненного цикла описывают с использованием терминов раздела 7 ГОСТ Р ИСО 9001.
3.21 область применения системы менеджмента качества: Полнота применения требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001, определяемая отсутствием или наличием допустимых исключений согласно пункту 1.2 ГОСТ Р ИСО 9001.

4 Цели проведения сертификации систем менеджмента качества

В результате сертификации систем менеджмента качества определяют:
- степень соответствия системы менеджмента качества проверяемой организации критериям аудита по ГОСТ Р ИСО 9001;
- результативность системы менеджмента качества.

5 Требования к условиям проведения сертификации