(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14004-2007 "Системы экологического...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
a) результаты внутренних аудитов и оценки соответствия применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять;
b) сообщения внешних заинтересованных сторон, включая претензии;
c) экологическая результативность организации;
d) степень достижения экологических целей и выполнения экологических задач;
e) состояние выполнения корректирующих и предупреждающих действий;
f) действия по результатам предыдущего анализа со стороны руководства;
g) информация об изменениях обстоятельств, содержащая:
1) информацию об изменениях продукции организации, ее деятельности и услуг;
2) результаты оценки экологических аспектов запланированных или новых разработок;
3) изменения законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять;
4) мнения заинтересованных сторон;
5) перспективы научных исследований и разработок;
6) уроки, извлеченные из аварий и нештатных ситуаций, а также рекомендации по улучшению.
Выходные данные анализа системы экологического менеджмента могут включать в себя следующие решения:
- о пригодности, адекватности и результативности системы;
- об изменениях физических, кадровых и финансовых ресурсов системы;
- о действиях, имеющих отношение к возможным изменениям экологической политики, целей, задач и другим элементам системы экологического менеджмента.
Записи анализа, проводимого руководством организации, могут включать в себя копии повестки дня проведенного совещания и перечень его участников, представленные материалы или рабочие записи, а также решения, принятые руководством и зарегистрированные в виде служебных записок, файлов, отчетов, планов-графиков или записей системы контроля исполнения распоряжений.
Каждая организация решает самостоятельно, кто будет принимать участие в анализе со стороны руководства. Обычно в число лиц, проводящих такой анализ, входят специалисты экологической службы (собирающие и предоставляющие информацию), менеджеры основных подразделений (работа которых связана со значимыми экологическим аспектам или отвечающие за ключевые элементы системы экологического менеджмента, такие как подготовка кадров, ведение записей и т.п.) и высшие руководители (оценивающие результативность системы экологического менеджмента, идентифицирующие приоритеты улучшений, распределяющие ресурсы и обеспечивающие эффективность действий, предпринимаемых по результатам анализа).

4.6.2 Постоянное улучшение

Общие указания - Постоянное улучшение
Постоянное улучшение - ключевая характеристика эффективной системы экологического менеджмента.
Постоянное улучшение осуществляется путем достижения экологических целей и выполнения соответствующих задач и общего совершенствования системы экологического менеджмента или ее компонентов.

4.6.2.1 Возможности улучшения

Организации следует постоянно оценивать свою экологическую результативность и результативность процессов системы экологического менеджмента, чтобы идентифицировать возможности улучшения. Высшее руководство должно принимать непосредственное участие в этом процессе, осуществляя анализ со своей стороны.
Идентификация отклонений в системе экологического менеджмента (включая фактические или потенциально возможные несоответствия) также предоставляет значительные возможности для улучшения. Для реализации таких улучшений организации следует знать не только существующие отклонения, но и понимать, почему они происходят. Это может быть достигнуто путем анализа основных причин отклонений в системе экологического менеджмента.
Полезными источниками информации для обеспечения постоянного улучшения являются:
a) опыт, полученный при выполнении корректирующих и предупреждающих действий;
b) внешний бенчмаркинг (сопоставление с лучшими практическими достижениями других организаций);
c) предполагаемые или предложенные изменения, применимые к законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять;
d) результаты аудитов системы экологического менеджмента и оценки соответствия;
e) результаты мониторинга ключевых характеристик выполняемых операций;
f) результаты оценки степени достижения экологических целей и выполнения экологических задач;
g) мнения заинтересованных сторон, включая работников, потребителей и поставщиков.

4.6.2.2 Реализация постоянного улучшения

После того как возможности для улучшения идентифицированы, их следует оценить для определения действий, которые следует предпринять. Действия по улучшению следует планировать, а изменения в системе экологического менеджмента - реализовывать в соответствии с этими планами. Улучшения не обязательно должны проводиться во всех областях одновременно.
Практический совет - Примеры улучшений
Улучшения могут быть достигнуты как в рамках, так и вне рамок процесса постановки и анализа экологических целей и задач. Улучшения могут быть достигнуты путем:
a) разработки процесса оценки новых материалов с целью использования менее вредных;
b) улучшения процесса идентификации применимых законодательных требований, своевременного выявления новых требований, которым организация должна соответствовать;
c) повышения уровня знаний работников в области материалов и обращения с ними для уменьшения количества отходов;
d) внедрения процессов очистки сточных вод для обеспечения оборотного водоснабжения;
е) внедрения изменений в копировальное оборудование для обеспечения двусторонней печати документов в офисе;
f) перепроектирования маршрутов поставок для уменьшения потребления моторного топлива транспортной(ыми) компанией(ями);
g) постановки целей и задач по замене котельного топлива с целью снижения выбросов твердых частиц.
Приложение А
(справочное)

Примеры взаимосвязи между элементами системы экологического менеджмента

Примеры, приведенные в настоящем приложении, иллюстрируют взаимосвязи между различными элементами системы экологического менеджмента. Не следует считать эти примеры единственно возможными или что они подходят для применения в любом регионе, любой стране или организации.
Примеры, иллюстрирующие связь между деятельностью, продукцией и услугами организации, экологическими аспектами и фактическими и потенциально возможными воздействиями на окружающую среду, приведены в таблице А.1. Приведенные примеры иллюстрируют разнообразие сценариев, условий функционирования и возможных видов воздействий.
В таблице А.2 приведены некоторые виды деятельности, продукции и услуг, указанные в таблице А.1, с целью продемонстрировать, как они могут быть охвачены системой экологического менеджмента. В таблице А.2 представлен ряд возможных связей между экологическими аспектами, целями и задачами, программами, показателями результативности, управлением операциями, процессами мониторинга и измерений.