(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14004-2007 "Системы экологического...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Организации следует разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы), устанавливающую(ие) подробный порядок идентификации возможных нештатных ситуаций и аварий, которые могут оказать негативное воздействие(я) на окружающую среду, а также процедуру проведения ответных действий по смягчению и ликвидации последствий, если такое событие произошло. Процедура(ы) идентификации нештатных ситуаций, аварий и ответных действий и методы управления ими должны включать в себя, если уместно, рассмотрение следующих воздействий:
a) аварийные выбросы в атмосферу;
b) аварийные сбросы в воду и на землю;
c) специфические эффекты воздействия аварий на окружающую среду и экосистемы.
В процедуре(ах) следует учитывать потенциально возможные последствия аномальных условий функционирования, возможных нештатных ситуаций и аварий.
Практический совет - Готовность к нештатным ситуациям, авариям и ответные действия
Каждая организация несет ответственность за разработку процедуры (процедур) обеспечения готовности к аварийным и нештатным ситуациям и реагирования на них, которая(ые) соответствует(ют) потребностям организации. При разработке такой(их) процедуры (процедур) организации следует рассмотреть следующее:
a) опасные факторы на производственных площадках (например, наличие горючих жидкостей и емкостей для их хранения, наличие сжатых газов, а также достаточность мер, которые должны быть приняты при утечках или аварийных разливах);
b) наиболее вероятный вид и масштаб нештатной ситуации или аварии;
c) потенциально возможные нештатные ситуации или аварии на объектах, расположенных рядом с организацией (завод, автомагистраль, железная дорога);
d) наиболее приемлемый(е) метод(ы) ответных действий на возможный инцидент или аварийную ситуацию;
e) действия, необходимые для минимизации ущерба окружающей среде;
f) подготовленность персонала к действиям в аварийных ситуациях;
g) разработку противоаварийных мероприятий и распределение ответственности;
h) маршруты эвакуации и пункты сбора;
i) перечень ответственных лиц и противоаварийных служб, включая подробную контактную информацию (например, о противопожарной службе, службе по ликвидации утечек);
j) возможности взаимодействия (взаимопомощи) с соседними организациями;
k) планы внутреннего и внешнего обмена информацией;
I) смягчающие и ответные действия, предпринимаемые при различных видах аварий или нештатных ситуаций;
m) потребности в процессе(ах) оценки последствий аварий с целью разработки и реализации корректирующих и предупреждающих действий;
n) периодическую проверку выполнения необходимых действий в установленных аварийных и нештатных ситуациях;
р) информацию об опасных материалах, включая сведения о потенциальном воздействии на окружающую среду каждого из них, и об измерениях, которые необходимо провести при аварийном выбросе или сбросе;
q) планы подготовки (персонала) и оценки результативности;
r) процесс оценки последствий аварии с целью определения корректирующих и предупреждающих действий.

4.5 Контроль

Общие указания - Контроль
Методы контроля включают в себя измерения, мониторинг и оценку экологической результативности организации. Для идентификации и предупреждения возможных проблем до того, как они возникнут, следует предпринимать предупреждающие действия. Корректирующие действия включают в себя идентификацию и устранение проблем в системе экологического менеджмента.
Процессы идентификации несоответствия системы экологического менеджмента и выполнения корректирующего или предупреждающего действия помогают организации обеспечить нормальное функционирование системы экологического менеджмента. Сохранение записей и эффективное управление ими обеспечивает организацию надежным источником информации о результатах функционирования системы экологического менеджмента. Проведение периодических аудитов системы экологического менеджмента помогает организации убедиться в том, что система разработана и функционирует в соответствии с установленным планом. Все эти инструменты используют для оценки результативности.

4.5.1 Мониторинг и измерения

Организации следует обеспечить регулярный системный подход к проведению измерений и мониторинга экологической результативности. Мониторинг включает в себя сбор информации, например данных измерений, проводимых во времени. Измерения могут быть как количественные, так и качественные. Цели проведения мониторинга и измерений в системе экологического менеджмента заключаются в следующем:
a) отслеживание прогресса в соблюдении обязательств, содержащихся в экологической политике, в достижении экологических целей и выполнении экологических задач, а также в постоянном повышении результативности;
b) получение информации для идентификации значимых экологических аспектов;
c) мониторинг количества выбросов и сбросов для оценки соответствия законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять;
d) мониторинг количества расхода воды, энергии и/или сырьевых материалов - отвечает ли такое количество расхода достижению экологических целей и выполнению экологических задач;
e) предоставление данных для поддерживания или оценки управления операциями;
f) предоставление данных для оценки экологической результативности организации;
g) предоставление данных для оценки функционирования системы экологического менеджмента.
Для достижения этих целей организации следует определить, что, где, когда и какими методами необходимо измерять. Большую часть ресурсов следует сосредоточить на наиболее важных измерениях. Организации следует идентифицировать ключевые характеристики процессов и своей деятельности, которые могут быть измерены и которые предоставят наиболее полезную информацию.
Примечание - Указания по показателям результативности приведены в 4.3.3.3.
Измерения следует проводить в контролируемых условиях методами, обеспечивающими получение достоверных результатов таких измерений, как адекватная калибровка или верификация (поверка) средств измерений и мониторинга, использование квалифицированного персонала и подходящих методов управления качеством.
Если необходимо гарантировать достоверность измерений, измерительное оборудование следует калибровать или поверять в установленные временные интервалы или перед использованием по соответствующим стандартам. Если таких стандартов не существуют, то база, используемая для калибровки, должна быть зарегистрирована. Документированные процедуры измерений и мониторинга обеспечивают необходимую совместимость измерений и способствуют получению точных данных.
Результаты измерений и мониторинга следует анализировать и использовать для идентификации как успешных действий, так и областей, где требуется коррекция или улучшение.

4.5.2 Оценка соответствия

Организации следует разработать, внедрить и поддерживать процедуру периодической оценки соответствия законодательным требованиям, которые применимы к ее экологическим аспектам как часть обязательств по обеспечению соответствия. Организации следует регистрировать результаты такой оценки.
Область применения оценки соответствия может охватывать как многочисленные законодательные, так и любые отдельные требования. Оценку соответствия проводят различными методами, включая:
a) аудиты;
b) анализ документов и/или записей;
c) инспектирование средств производства (оборудования);
d) интервью (опросы);
е) анализ проекта или выполняемых работ;