Действующий
Примеры тем "экологического" обучения, которые могут быть предусмотрены организацией, приведены ниже.
Тема обучения | Состав обучающихся | Цель |
Повышение осведомленности о значимости экологического менеджмента | Менеджеры высшего звена | Получение знаний об экологической политике организации |
Повышение общей осведомленности об экологической политике организации | Все работники | Получение знаний об экологической политике, целях и задачах организации и привитие чувства индивидуальной ответственности |
Обучение в области требований системы экологического менеджмента | Лица, на которых возложена ответственность за реализацию системы экологического менеджмента | Инструктирование, как обеспечить соответствие требованиям, выполнять процедуры и т.п. |
Повышение квалификации | Работники экологических служб | Улучшение результативности в областях деятельности, т.е. обеспечение функционирования, исследования и разработки и инжиниринга |
Обучение в области обеспечения соответствия требованиям | Работники, чьи действия могут оказать влияние на обеспечение соответствия | Способствовать обеспечению соответствия требованиям регламентов по профессиональной подготовке персонала, улучшению соответствия применимым законодательным требованиям и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять |
Организации следует разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры внутреннего и внешнего обмена информацией о своей экологической политике, ее результативности или другой информацией, необходимой для удовлетворения собственных потребностей и потребностей заинтересованных сторон. Заинтересованными сторонами могут быть, например, соседи, неправительственные организации, клиенты (потребители), подрядчики, поставщики, инвесторы, аварийно-спасательные службы и надзорные органы.
Обмен информацией между различными уровнями управления и функциональными подразделениями (по вертикали и горизонтали) внутри организации является одним из главных факторов обеспечения результативности системы экологического менеджмента. Например, обмен информацией важен для решения проблем координации деятельности, для реализации планов действий и для дальнейшего развития системы экологического менеджмента. Предоставление соответствующей информации работникам организации обеспечивает мотивацию их действий в отношении повышения экологической результативности, что помогает работникам выполнять ответственные функции, а организации - достигать экологические цели и выполнять экологические задачи. Организации следует разработать и внедрить процесс реализации обратной связи между различными уровнями управления организации для получения предложений и сообщений от работников и ответа на них. Нередко важно предоставлять такую информацию лицам, работающим по поручению организации, например подрядчикам, поставщикам. Результаты мониторинга системы экологического менеджмента, аудитов и анализа со стороны руководства следует доводить до сведения соответствующих лиц внутри организации.
Можно использовать различные методы внутреннего обмена информацией, например проводить семинары, выпускать внутренние информационные бюллетени, устанавливать информационные стенды, вывешивать ящики для создания схем подачи предложений, оформлять сайты в Интернете, обмениваться сообщениями по электронной почте, организовывать совещания, совместные комиссии.
Обмен информацией с внешними заинтересованными сторонами является важным и эффективным инструментом экологического менеджмента. Применение действенных методов может повысить результативность внешнего обмена информацией. Организации следует определить потенциальные затраты и преимущества различных подходов разработки внешнего обмена информацией, чтобы выбранный подход был приемлемым в конкретных обстоятельствах. Также следует рассмотреть вопрос об уместности передачи внешним заинтересованным сторонам информации об экологических аспектах, включая аспекты, относящиеся к поставкам и цепочке производства продукции.
Как минимум, организации следует разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры получения, документирования и ответов на соответствующие запросы заинтересованных сторон. Организация также может счесть полезным документировать процедуры внешнего обмена информацией.
Независимо от того, какое решение примет организация относительно активного внешнего обмена информацией, это решение следует запротоколировать. Организации также следует разработать и внедрить процесс обмена информацией с внешними заинтересованными сторонами при возникновении нештатных ситуаций или аварий, которые могут их касаться или вызывать у них тревогу.
Существует множество методов внешнего обмена информацией, которые могут способствовать пониманию и признанию усилий организации в области экологического менеджмента и диалогу с заинтересованными сторонами. Методы внешнего обмена информацией могут включать в себя, например, проведение неофициальных дискуссий, дней открытых дверей, создание совместных рабочих групп по экологическим проблемам, организацию диалога с общественностью, участие в общественных мероприятиях, оформление сайта в Интернете, отправление информации по электронной почте, выпуск пресс-релизов, издание рекламных объявлений, периодических информационных бюллетеней и ежегодного (или с другой периодичностью) отчета, а также организацию "горячей" телефонной линии.
d) сообщение о процессах экологического менеджмента (включая сообщение о привлечении работников и заинтересованных сторон);
e) обязательства организации по постоянному улучшению и предотвращению загрязнений окружающей среды;
f) информация, относящаяся к экологическим аспектам выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, сообщаемая, например, посредством экологической маркировки и декларации;
g) информация об экологической результативности организации, включая наблюдаемые тенденции (например, в отношении снижения количества получаемых отходов, сопровождения продукции, показателей результативности в прошлом);
h) информация о соблюдении организацией законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять, а также о корректирующих действиях, предпринятых в ответ на идентифицированные случаи несоблюдения этих требований;
j) финансовая информация, например о полученной экономии затрат или об инвестициях в экологические проекты;
m) другие источники информации, например координаты лица (лиц) для контактов или адрес сайта в Интернете.
- по возможности, информацию следует представлять в сопоставимой форме (например, следует использовать одни и те же единицы измерения).
При разработке программы обмена информацией организации следует учитывать область, характер и масштабы своей деятельности, значимые экологические аспекты, а также характер и потребности заинтересованных сторон.