(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14004-2007 "Системы экологического...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Лицам, чья деятельность связана с фактическими или потенциально возможными значимыми экологическими аспектами или соответствующими воздействиями на окружающую среду, следует быть компетентными, чтобы соответствовать требованиям системы экологического менеджмента. Для тех видов деятельности, которые являются наиболее важными для управления экологическими аспектами, организации следует идентифицировать тот уровень знаний и навыков, который будет достаточен для компетентного выполнения данными лицами своих обязанностей. После того как критерии требуемой компетентности будут идентифицированы, организации следует обеспечить, чтобы лица, выполняющие эти виды работ, обладали требуемой компетентностью.
Примечание - Требования к компетентности аудиторов приведены в 4.5.5.
Основой компетентности является соответствующее образование. Уровень компетентности необходимо учитывать при приеме на работу новых сотрудников, при профессиональной подготовке и определении будущих требований к навыкам и способностям лиц, работающих в организации или по ее поручению. Уровень компетентности следует также учитывать при выборе подрядчиков и других лиц, работающих для организации или по ее поручению.
Организации следует идентифицировать и оценить различие между уровнем компетентности, необходимым для выполнения какой-либо работы, и уровнем, которым обладает конкретное лицо, выполняющее эту работу. Такое различие может быть устранено путем дополнительного обучения, профессиональной подготовки, совершенствования мастерства и т.п.
В программе обучения (подготовки) следует указать ответственность в рамках системы экологического менеджмента и учесть имеющийся уровень знаний обучающихся и понимание ими существа предмета.
Программа обучения в области систем экологического менеджмента может включать в себя следующее:
a) идентификацию потребности обучения персонала;
b) проектирование и разработку плана обучения в соответствии с идентифицированной потребностью;
c) верификацию (проверку) соответствия плана требованиям системы экологического менеджмента к обучению;
d) обучение целевых групп персонала;
e) документирование и мониторинг процесса обучения;
f) оценку результатов обучения на соответствие выявленным потребностям и требованиям.
Практический совет - Компетентность, обучение (подготовка) и осведомленность
Примеры тем "экологического" обучения, которые могут быть предусмотрены организацией, приведены ниже.
Тема обучения
Состав обучающихся
Цель
Повышение осведомленности о значимости экологического менеджментаМенеджеры высшего звенаПолучение знаний об экологической политике организации
Повышение общей осведомленности об экологической политике организацииВсе работникиПолучение знаний об экологической политике, целях и задачах организации и привитие чувства индивидуальной ответственности
Обучение в области требований системы экологического менеджментаЛица, на которых возложена ответственность за реализацию системы экологического менеджментаИнструктирование, как обеспечить соответствие требованиям, выполнять процедуры и т.п.
Повышение квалификацииРаботники экологических службУлучшение результативности в областях деятельности, т.е. обеспечение функционирования, исследования и разработки и инжиниринга
Обучение в области обеспечения соответствия требованиямРаботники, чьи действия могут оказать влияние на обеспечение соответствияСпособствовать обеспечению соответствия требованиям регламентов по профессиональной подготовке персонала, улучшению соответствия применимым законодательным требованиям и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять

4.4.3 Обмен информацией

Общие указания - Обмен информацией
Организации следует разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры внутреннего и внешнего обмена информацией о своей экологической политике, ее результативности или другой информацией, необходимой для удовлетворения собственных потребностей и потребностей заинтересованных сторон. Заинтересованными сторонами могут быть, например, соседи, неправительственные организации, клиенты (потребители), подрядчики, поставщики, инвесторы, аварийно-спасательные службы и надзорные органы.
Цели и польза такого обмена информацией могут быть следующими:
a) демонстрация обязательств организации и ее усилий по повышению своей экологической результативности, а также результатов таких усилий;
b) повышение осведомленности и поощрение заинтересованного диалога об экологической политике организации, экологической результативности и других уместных достижениях;
c) получение информации, ее рассмотрение и ответы на вопросы, а также получение заключений или другой информации;
d) пропаганда постоянного повышения экологической результативности.

4.4.3.1 Внутренний обмен информацией

Обмен информацией между различными уровнями управления и функциональными подразделениями (по вертикали и горизонтали) внутри организации является одним из главных факторов обеспечения результативности системы экологического менеджмента. Например, обмен информацией важен для решения проблем координации деятельности, для реализации планов действий и для дальнейшего развития системы экологического менеджмента. Предоставление соответствующей информации работникам организации обеспечивает мотивацию их действий в отношении повышения экологической результативности, что помогает работникам выполнять ответственные функции, а организации - достигать экологические цели и выполнять экологические задачи. Организации следует разработать и внедрить процесс реализации обратной связи между различными уровнями управления организации для получения предложений и сообщений от работников и ответа на них. Нередко важно предоставлять такую информацию лицам, работающим по поручению организации, например подрядчикам, поставщикам. Результаты мониторинга системы экологического менеджмента, аудитов и анализа со стороны руководства следует доводить до сведения соответствующих лиц внутри организации.
Можно использовать различные методы внутреннего обмена информацией, например проводить семинары, выпускать внутренние информационные бюллетени, устанавливать информационные стенды, вывешивать ящики для создания схем подачи предложений, оформлять сайты в Интернете, обмениваться сообщениями по электронной почте, организовывать совещания, совместные комиссии.

4.4.3.2 Внешний обмен информацией

Обмен информацией с внешними заинтересованными сторонами является важным и эффективным инструментом экологического менеджмента. Применение действенных методов может повысить результативность внешнего обмена информацией. Организации следует определить потенциальные затраты и преимущества различных подходов разработки внешнего обмена информацией, чтобы выбранный подход был приемлемым в конкретных обстоятельствах. Также следует рассмотреть вопрос об уместности передачи внешним заинтересованным сторонам информации об экологических аспектах, включая аспекты, относящиеся к поставкам и цепочке производства продукции.
Как минимум, организации следует разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры получения, документирования и ответов на соответствующие запросы заинтересованных сторон. Организация также может счесть полезным документировать процедуры внешнего обмена информацией.
Независимо от того, какое решение примет организация относительно активного внешнего обмена информацией, это решение следует запротоколировать. Организации также следует разработать и внедрить процесс обмена информацией с внешними заинтересованными сторонами при возникновении нештатных ситуаций или аварий, которые могут их касаться или вызывать у них тревогу.
Существует множество методов внешнего обмена информацией, которые могут способствовать пониманию и признанию усилий организации в области экологического менеджмента и диалогу с заинтересованными сторонами. Методы внешнего обмена информацией могут включать в себя, например, проведение неофициальных дискуссий, дней открытых дверей, создание совместных рабочих групп по экологическим проблемам, организацию диалога с общественностью, участие в общественных мероприятиях, оформление сайта в Интернете, отправление информации по электронной почте, выпуск пресс-релизов, издание рекламных объявлений, периодических информационных бюллетеней и ежегодного (или с другой периодичностью) отчета, а также организацию "горячей" телефонной линии.
Практический совет - Внутренний и внешний обмены информацией
Примерами передаваемой информации могут быть:
a) общая информация об организации;
b) заявления руководства организации, если это применимо;
c) заявление об экологической политике, целях и задачах;
d) сообщение о процессах экологического менеджмента (включая сообщение о привлечении работников и заинтересованных сторон);
e) обязательства организации по постоянному улучшению и предотвращению загрязнений окружающей среды;
f) информация, относящаяся к экологическим аспектам выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, сообщаемая, например, посредством экологической маркировки и декларации;
g) информация об экологической результативности организации, включая наблюдаемые тенденции (например, в отношении снижения количества получаемых отходов, сопровождения продукции, показателей результативности в прошлом);
h) информация о соблюдении организацией законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять, а также о корректирующих действиях, предпринятых в ответ на идентифицированные случаи несоблюдения этих требований;
i) дополнительная информация к отчетам, например в виде глоссариев;
j) финансовая информация, например о полученной экономии затрат или об инвестициях в экологические проекты;
k) возможные стратегии повышения экологической результативности организации;
I) информация об инцидентах с экологическими последствиями;
m) другие источники информации, например координаты лица (лиц) для контактов или адрес сайта в Интернете.
При внутреннем и внешнем обменах экологической информацией важно помнить следующее:
- информация должна быть понятной и адекватно интерпретируемой;
- информация должна быть прослеживаемой;
- организации следует представлять точную картину своей результативности;