(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14004-2007 "Системы экологического...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Руководству (менеджменту) организации следует определить и сделать доступными соответствующие ресурсы для разработки, внедрения, поддерживания в рабочем состоянии и улучшения системы экологического менеджмента. Ресурсы следует предоставлять своевременно и эффективным образом.
Для определения ресурсов, необходимых для разработки, внедрения и поддерживания системы экологического менеджмента, организации следует рассмотреть:
- инфраструктуру;
- информационные системы;
- подготовку персонала;
- технологии;
- финансовые, человеческие и другие ресурсы, специфичные для функционирования системы.
При распределении ресурсов следует учитывать как текущие, так и будущие потребности организации. Для распределения ресурсов организация может разработать процедуры, позволяющие выявлять выгоды и затраты на природоохранную или смежные виды деятельности. В процедуры могут быть включены такие вопросы, как затраты на контроль загрязнений, отходы и их размещение.
Ресурсы и их распределение следует периодически пересматривать и после анализа со стороны руководства должна быть обеспечена их адекватность. При оценке адекватности ресурсов следует исходить из планируемых изменений и/или новых проектов или операций (технологических процессов).
Практический совет - Человеческие, физические и финансовые ресурсы
Ресурсная база и организационная структура малого или среднего предприятия могут наложить определенные ограничения на внедрение системы экологического менеджмента. Для преодоления этих трудностей малое или среднее предприятие может рассмотреть возможность стратегического сотрудничества с:
a) крупным заказчиком и поставщиком предприятия в целях совместного применения технологий и знаний;
b) другими малыми и средними предприятиями, входящими в цепочку поставок или расположенными рядом, в целях совместного определения и решения общих проблем в части обмена опытом, ускорения технических разработок, совместного использования оборудования и коллективного привлечения внешних ресурсов;
c) организациями по стандартизации, ассоциациями малых и средних предприятий, торговыми палатами с целями организации обучения и реализации программ обеспечения осведомленности в области охраны окружающей среды;
d) университетами и другими исследовательскими центрами с целью обеспечения поддержки при повышении производительности и внедрения инноваций.
Успешная разработка, внедрение и поддерживание функционирования системы экологического менеджмента во многом зависят от того, как высшее руководство определило и распределило ответственность и полномочия внутри организации (см. Практический совет - Структура и ответственность).
Высшее руководство должно возложить на своего (своих) представителя(ей) или функциональное подразделение, обладающих соответствующими полномочиями, знаниями, компетенцией и ресурсами, ответственность за:
a) обеспечение разработки, внедрения и поддерживания функционирования системы экологического менеджмента на всех уровнях организации;
b) представление отчетов высшему руководству о результативности системы экологического менеджмента и возможностях ее улучшения.
Ответственность представителя руководства может распространяться на взаимодействие с заинтересованными сторонами по вопросам, касающимся системы экологического менеджмента. Представитель руководства может также исполнять и другие обязанности в рамках организации. На малых предприятиях эти функции может выполнять генеральный директор.
Организации следует определить и проинформировать о распределении ответственности и полномочиях лиц, работающих для организации или по ее поручению, чья деятельность имеет отношение к экологическому менеджменту. Ответственность по экологическим проблемам не следует сводить только к функциям экологического менеджмента, она также может охватывать другие виды деятельности организации, такие, как функциональный менеджмент или другие обязанности персонала (например, закупки, инжиниринг, качество и т.п.). Ресурсы, предусматриваемые высшим руководством, должны быть достаточными для выполнения возложенных на персонал обязанностей. Распределение ответственности и полномочий следует анализировать при изменениях структуры организации.
Практический совет - Структура и ответственность
Для обеспечения эффективной разработки и внедрения системы экологического менеджмента необходимо распределить соответствующую ответственность.
Пример распределения ответственности за решение экологических проблем приведен ниже.
Пример решения экологической проблемы
Типичное ответственное лицо
Установить общее направление работПрезидент, исполнительный директор, совет директоров
Разработать экологическую политикуПрезидент, исполнительный директор, другие уполномоченные лица
Разработать экологические цели, задачи и программыМенеджеры (руководители) по направлениям
Проводить мониторинг общей результативности системы экологического менеджментаГлавный менеджер-эколог
Обеспечить выполнение законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнятьВсе менеджеры (руководители)
Содействовать постоянному улучшениюВсе менеджеры (руководители)
Идентифицировать ожидания потребителейПерсонал подразделения продаж и маркетинга
Идентифицировать требования к поставщикамПерсонал подразделения закупок, конкретные покупатели
Разработать и поддерживать процедуры бухгалтерского учетаФинансовые менеджеры
Обеспечить соответствие требованиям системы экологического менеджментаВсе лица, работающие для организации или по ее поручению
Анализировать функционирование системы экологического менеджментаВысшее руководство (топ-менеджеры)
Примечание - Компании и учреждения, имеющие различные организационные структуры и нуждающиеся в определении ответственных за решение экологических проблем, распределяют ответственность на основе имеющейся организации работ. Для малых и средних предприятий ответственным за вышеуказанные виды деятельности может быть, например, владелец предприятия.

4.4.2 Компетентность, подготовка и осведомленность

Высшее руководство основную ответственность несет за обеспечение осведомленности персонала и мотивацию его действий. Это может быть обеспечено путем объяснения значимости экологических ценностей организации, обнародования своих обязательств, включенных в экологическую политику, поощрения лиц, работающих в организации или по ее поручению, понимающих важность достижения экологических целей и выполнения экологических задач, за которые они несут ответственность или должны отчитываться. В контексте общих экологических ценностей обязательство, принятое на себя каждым сотрудником, позволяет превратить работу в системе экологического менеджмента в эффективный процесс. Лица, работающие в организации или по ее поручению, должны быть также заинтересованы в том, чтобы вносить предложения, которые могут привести к повышению экологической результативности.
Организации следует обеспечить, чтобы все лица, работающие в организации или по ее поручению, были осведомлены о важности реализации экологической политики и выполнения требований системы экологического менеджмента, о своих обязанностях и ответственности в рамках системы экологического менеджмента, о фактических или потенциально возможных значимых экологических аспектах своей деятельности и связанных с ними воздействиях на окружающую среду, о выгоде повышения экологической результативности и о последствиях нарушения требований системы экологического менеджмента.
Примечание - Лицами, работающими в организации или по ее поручению, считают персонал организации, подрядчиков и, если это применимо, другие привлеченные стороны.
Лицам, чья деятельность связана с фактическими или потенциально возможными значимыми экологическими аспектами или соответствующими воздействиями на окружающую среду, следует быть компетентными, чтобы соответствовать требованиям системы экологического менеджмента. Для тех видов деятельности, которые являются наиболее важными для управления экологическими аспектами, организации следует идентифицировать тот уровень знаний и навыков, который будет достаточен для компетентного выполнения данными лицами своих обязанностей. После того как критерии требуемой компетентности будут идентифицированы, организации следует обеспечить, чтобы лица, выполняющие эти виды работ, обладали требуемой компетентностью.
Примечание - Требования к компетентности аудиторов приведены в 4.5.5.
Основой компетентности является соответствующее образование. Уровень компетентности необходимо учитывать при приеме на работу новых сотрудников, при профессиональной подготовке и определении будущих требований к навыкам и способностям лиц, работающих в организации или по ее поручению. Уровень компетентности следует также учитывать при выборе подрядчиков и других лиц, работающих для организации или по ее поручению.
Организации следует идентифицировать и оценить различие между уровнем компетентности, необходимым для выполнения какой-либо работы, и уровнем, которым обладает конкретное лицо, выполняющее эту работу. Такое различие может быть устранено путем дополнительного обучения, профессиональной подготовки, совершенствования мастерства и т.п.
В программе обучения (подготовки) следует указать ответственность в рамках системы экологического менеджмента и учесть имеющийся уровень знаний обучающихся и понимание ими существа предмета.
Программа обучения в области систем экологического менеджмента может включать в себя следующее:
a) идентификацию потребности обучения персонала;
b) проектирование и разработку плана обучения в соответствии с идентифицированной потребностью;
c) верификацию (проверку) соответствия плана требованиям системы экологического менеджмента к обучению;
d) обучение целевых групп персонала;
e) документирование и мониторинг процесса обучения;
f) оценку результатов обучения на соответствие выявленным потребностям и требованиям.
Практический совет - Компетентность, обучение (подготовка) и осведомленность
Примеры тем "экологического" обучения, которые могут быть предусмотрены организацией, приведены ниже.
Тема обучения
Состав обучающихся
Цель
Повышение осведомленности о значимости экологического менеджментаМенеджеры высшего звенаПолучение знаний об экологической политике организации
Повышение общей осведомленности об экологической политике организацииВсе работникиПолучение знаний об экологической политике, целях и задачах организации и привитие чувства индивидуальной ответственности
Обучение в области требований системы экологического менеджментаЛица, на которых возложена ответственность за реализацию системы экологического менеджментаИнструктирование, как обеспечить соответствие требованиям, выполнять процедуры и т.п.
Повышение квалификацииРаботники экологических службУлучшение результативности в областях деятельности, т.е. обеспечение функционирования, исследования и разработки и инжиниринга
Обучение в области обеспечения соответствия требованиямРаботники, чьи действия могут оказать влияние на обеспечение соответствияСпособствовать обеспечению соответствия требованиям регламентов по профессиональной подготовке персонала, улучшению соответствия применимым законодательным требованиям и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять

4.4.3 Обмен информацией

Общие указания - Обмен информацией
Организации следует разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры внутреннего и внешнего обмена информацией о своей экологической политике, ее результативности или другой информацией, необходимой для удовлетворения собственных потребностей и потребностей заинтересованных сторон. Заинтересованными сторонами могут быть, например, соседи, неправительственные организации, клиенты (потребители), подрядчики, поставщики, инвесторы, аварийно-спасательные службы и надзорные органы.
Цели и польза такого обмена информацией могут быть следующими:
a) демонстрация обязательств организации и ее усилий по повышению своей экологической результативности, а также результатов таких усилий;
b) повышение осведомленности и поощрение заинтересованного диалога об экологической политике организации, экологической результативности и других уместных достижениях;