(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14004-2007 "Системы экологического...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
b) количество выбросов в атмосферу таких газов, как СО2;
c) количество отходов, получаемых на единицу выпускаемой продукции;
d) эффективность использования сырья и энергии;
e) число экологических инцидентов (например, сверхнормативных выбросов);
f) число инцидентов, связанных с аварийными ситуациями (например, аварийных выбросов (сбросов);
g) процент рециклируемых (переработанных) отходов;
h) процент рециклируемых (переработанных) упаковочных материалов;
i) пробег транспортных средств в сфере обслуживания, приходящийся на единицу продукции;
j) количество выбросов отдельных загрязняющих веществ (например, NOx, SO2, СО, летучих органических соединений, свинца, фтор-хлор-углеродных соединений;
к) инвестиции в охрану окружающей среды;
I) число судебных исков;
m) площади, расположенные вне территории организации, пригодные для обитания диких животных.

4.4 Внедрение и функционирование

Общие указания - Внедрение и функционирование
Организации следует предусмотреть ресурсы, возможности, структуры и механизмы поддержки, необходимые для:
a) реализации экологической политики, достижения экологических целей и выполнения соответствующих задач;
b) удовлетворения изменяющихся требований к организации;
c) обмена информацией с заинтересованными сторонами по проблемам работы системы экологического менеджмента;
d) обеспечения текущего функционирования и постоянного улучшения системы экологического менеджмента с целью повышения экологической результативности организации.
Для эффективного управления экологическими проблемами система экологического менеджмента может быть спроектирована или скорректирована таким образом, чтобы она эффективно взаимодействовала и была способна к интеграции с существующими процессами системы общего менеджмента. Такая интеграция может помочь организации найти баланс и разрешить конфликты между экологическими и другими целями и приоритетами, если они существуют.
Элементами системы менеджмента, которым интеграция приносит пользу, являются: политика организации, распределение ресурсов, управление операциями и документацией, информационные и вспомогательные системы, обучение и разработка структурных схем организации и схем бухгалтерской отчетности, системы стимулирования, системы измерений и мониторинга, процессы внутреннего аудита, обмен информацией и отчетность.

4.4.1 Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия

Руководству (менеджменту) организации следует определить и сделать доступными соответствующие ресурсы для разработки, внедрения, поддерживания в рабочем состоянии и улучшения системы экологического менеджмента. Ресурсы следует предоставлять своевременно и эффективным образом.
Для определения ресурсов, необходимых для разработки, внедрения и поддерживания системы экологического менеджмента, организации следует рассмотреть:
- инфраструктуру;
- информационные системы;
- подготовку персонала;
- технологии;
- финансовые, человеческие и другие ресурсы, специфичные для функционирования системы.
При распределении ресурсов следует учитывать как текущие, так и будущие потребности организации. Для распределения ресурсов организация может разработать процедуры, позволяющие выявлять выгоды и затраты на природоохранную или смежные виды деятельности. В процедуры могут быть включены такие вопросы, как затраты на контроль загрязнений, отходы и их размещение.
Ресурсы и их распределение следует периодически пересматривать и после анализа со стороны руководства должна быть обеспечена их адекватность. При оценке адекватности ресурсов следует исходить из планируемых изменений и/или новых проектов или операций (технологических процессов).
Практический совет - Человеческие, физические и финансовые ресурсы
Ресурсная база и организационная структура малого или среднего предприятия могут наложить определенные ограничения на внедрение системы экологического менеджмента. Для преодоления этих трудностей малое или среднее предприятие может рассмотреть возможность стратегического сотрудничества с:
a) крупным заказчиком и поставщиком предприятия в целях совместного применения технологий и знаний;
b) другими малыми и средними предприятиями, входящими в цепочку поставок или расположенными рядом, в целях совместного определения и решения общих проблем в части обмена опытом, ускорения технических разработок, совместного использования оборудования и коллективного привлечения внешних ресурсов;
c) организациями по стандартизации, ассоциациями малых и средних предприятий, торговыми палатами с целями организации обучения и реализации программ обеспечения осведомленности в области охраны окружающей среды;
d) университетами и другими исследовательскими центрами с целью обеспечения поддержки при повышении производительности и внедрения инноваций.
Успешная разработка, внедрение и поддерживание функционирования системы экологического менеджмента во многом зависят от того, как высшее руководство определило и распределило ответственность и полномочия внутри организации (см. Практический совет - Структура и ответственность).
Высшее руководство должно возложить на своего (своих) представителя(ей) или функциональное подразделение, обладающих соответствующими полномочиями, знаниями, компетенцией и ресурсами, ответственность за:
a) обеспечение разработки, внедрения и поддерживания функционирования системы экологического менеджмента на всех уровнях организации;
b) представление отчетов высшему руководству о результативности системы экологического менеджмента и возможностях ее улучшения.
Ответственность представителя руководства может распространяться на взаимодействие с заинтересованными сторонами по вопросам, касающимся системы экологического менеджмента. Представитель руководства может также исполнять и другие обязанности в рамках организации. На малых предприятиях эти функции может выполнять генеральный директор.
Организации следует определить и проинформировать о распределении ответственности и полномочиях лиц, работающих для организации или по ее поручению, чья деятельность имеет отношение к экологическому менеджменту. Ответственность по экологическим проблемам не следует сводить только к функциям экологического менеджмента, она также может охватывать другие виды деятельности организации, такие, как функциональный менеджмент или другие обязанности персонала (например, закупки, инжиниринг, качество и т.п.). Ресурсы, предусматриваемые высшим руководством, должны быть достаточными для выполнения возложенных на персонал обязанностей. Распределение ответственности и полномочий следует анализировать при изменениях структуры организации.
Практический совет - Структура и ответственность
Для обеспечения эффективной разработки и внедрения системы экологического менеджмента необходимо распределить соответствующую ответственность.
Пример распределения ответственности за решение экологических проблем приведен ниже.
Пример решения экологической проблемы
Типичное ответственное лицо
Установить общее направление работПрезидент, исполнительный директор, совет директоров
Разработать экологическую политикуПрезидент, исполнительный директор, другие уполномоченные лица
Разработать экологические цели, задачи и программыМенеджеры (руководители) по направлениям
Проводить мониторинг общей результативности системы экологического менеджментаГлавный менеджер-эколог
Обеспечить выполнение законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнятьВсе менеджеры (руководители)
Содействовать постоянному улучшениюВсе менеджеры (руководители)
Идентифицировать ожидания потребителейПерсонал подразделения продаж и маркетинга
Идентифицировать требования к поставщикамПерсонал подразделения закупок, конкретные покупатели
Разработать и поддерживать процедуры бухгалтерского учетаФинансовые менеджеры
Обеспечить соответствие требованиям системы экологического менеджментаВсе лица, работающие для организации или по ее поручению
Анализировать функционирование системы экологического менеджментаВысшее руководство (топ-менеджеры)
Примечание - Компании и учреждения, имеющие различные организационные структуры и нуждающиеся в определении ответственных за решение экологических проблем, распределяют ответственность на основе имеющейся организации работ. Для малых и средних предприятий ответственным за вышеуказанные виды деятельности может быть, например, владелец предприятия.

4.4.2 Компетентность, подготовка и осведомленность

Высшее руководство основную ответственность несет за обеспечение осведомленности персонала и мотивацию его действий. Это может быть обеспечено путем объяснения значимости экологических ценностей организации, обнародования своих обязательств, включенных в экологическую политику, поощрения лиц, работающих в организации или по ее поручению, понимающих важность достижения экологических целей и выполнения экологических задач, за которые они несут ответственность или должны отчитываться. В контексте общих экологических ценностей обязательство, принятое на себя каждым сотрудником, позволяет превратить работу в системе экологического менеджмента в эффективный процесс. Лица, работающие в организации или по ее поручению, должны быть также заинтересованы в том, чтобы вносить предложения, которые могут привести к повышению экологической результативности.
Организации следует обеспечить, чтобы все лица, работающие в организации или по ее поручению, были осведомлены о важности реализации экологической политики и выполнения требований системы экологического менеджмента, о своих обязанностях и ответственности в рамках системы экологического менеджмента, о фактических или потенциально возможных значимых экологических аспектах своей деятельности и связанных с ними воздействиях на окружающую среду, о выгоде повышения экологической результативности и о последствиях нарушения требований системы экологического менеджмента.