(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14004-2007 "Системы экологического...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Организации следует внедрить процесс, позволяющий прогнозировать появление новых требований или изменять имеющиеся и обеспечить готовность к тому, чтобы предпринять необходимые действия для сохранения соответствия. Также следует определять, как применимые законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять, могут быть распространены на новые или модифицированные виды деятельности, продукции и услуг.
Для идентификации и актуализации информации о применимых законодательных или других требованиях, которые организация обязалась выполнять, могут использоваться различные источники. Такие источники включают в себя источники всех уровней: правительственные органы (властные структуры), промышленные или торговые ассоциации, коммерческие базы данных и публикации, профессиональные консультанты и услуги.

4.3.2.1 Законодательные требования

Законодательными требованиями в контексте настоящего стандарта являются требования или разрешения, относящиеся к экологическим аспектам организации, устанавливаемые правительственными органами (включая международные, национальные, государственные, региональные и местные нормативные документы) и имеющие юридическую силу.
Законодательные требования могут быть установлены в различных документах, таких, как:
a) законодательные акты, включая постановления и регламенты;
b) указы и директивы;
c) разрешения, лицензии или другие формы нормативных актов;
d) предписания, выпускаемые контрольными и надзорными органами;
e) решения судов или административных комиссий;
f) законы общегражданские или местных органов власти;
g) договоры, конвенции и протоколы.
Для упрощения отслеживания законодательных требований организация может создать, вести и актуализировать реестр или перечень применимых законодательных требований.
Организация может также более широко рассматривать соответствие своей деятельности существующим законодательным требованиям. Повышение репутации, конкурентные преимущества, прогнозирование и влияние новых законодательных требований, улучшение экологической результативности или улучшение взаимоотношений с общественными организациями и надзорными органами могут представлять дополнительную значимость для организации.
Примечание - Указания по оценке соответствия законодательным требованиям приведены в 4.5.2.

4.3.2.2 Прочие требования

В зависимости от обстоятельств и потребностей организация может взять на себя обязательства по добровольному выполнению требований, не являющихся законодательными, которые применимы к экологическим аспектам ее деятельности, выпускаемой продукции и предоставляемым услугам. Такие дополнительные экологические требования, если они применимы, могут быть установлены в:
a) соглашениях с государственными органами;
b) соглашениях с потребителями;
c) указаниях необязательного характера;
d) добровольных принципах или кодексах установившейся практики;
е) правилах добровольной экологической маркировки или в соглашениях по сопровождению продукции;
f) требованиях торговых ассоциаций;
g) соглашениях с общественными группами или неправительственными организациями;
h) публичных заявлениях (обязательствах) организации или ее материнской компании;
i) требованиях корпорации к компании.
Некоторые из этих обязательств или соглашений могут распространяться не только на охрану окружающей среды. Поэтому в системе экологического менеджмента такие обязательства или соглашения следует учитывать только в той мере, в которой они непосредственно касаются экологических аспектов организации.
Организации следует идентифицировать и отслеживать другие требования, которые она обязалась выполнять. Для упрощения этого организация может:
- идентифицировать эти требования в своей экологической политике, а также
- поддерживать актуализацию скомпилированных требований в виде перечня, реестра, базы данных или в другом виде.
Информация о внутренних критериях результативности вместе с применимыми законодательными и другими требованиями, которые организация обязалась выполнять, может помочь организации в разработке экологических целей и задач. Если законодательные и другие требования не существуют или их недостаточно для отражения потребностей организации, организация может разработать и внедрить внутренние критерии результативности для удовлетворения своих потребностей. Примерами внутренних критериев результативности являются ограничения на виды и количество топлива или опасных веществ, которые могут быть использованы или использованием которых можно управлять. Примером внутренних критериев результативности являются ограничения на выбросы в атмосферу, более жесткие по сравнению со значениями, установленными в законодательных требованиях.
Практический совет - Обязательства о соответствии
Выполнение применимых законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять, является основным обязательством в системе экологического менеджмента. Это обязательство должно найти отражение в процессе планирования системы экологического менеджмента и должно быть реализовано при ее функционировании. Высшее руководство должно периодически анализировать адекватность системы экологического менеджмента в отношении ее результативности, включая отдельные компоненты, имеющие отношение к выполнению данных требований.
Основные компоненты системы экологического менеджмента, связанные с обеспечением соответствия, представлены ниже в виде перечисления. Организации следует разработать, внедрить и поддерживать процессы, обеспечив их необходимыми ресурсами, чтобы быть в состоянии:
a) принять экологическую политику, которая включает в себя обязательство работать в соответствии с применимыми законодательными и другими требованиями, которые организация обязалась выполнять (см. 4.2);
b) идентифицировать, обеспечить доступ и понимание законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять (см. 4.3.2);
c) установить экологические цели и задачи, в которых будет учитываться необходимость обеспечения соответствия (см. 4.3.3);
d) достигнуть цели и выполнять задачи, связанные с обеспечением соответствия, посредством:
- осуществления программ, в которых идентифицированы обязанности, ответственность, процедуры, средства и сроки достижения поставленных целей и выполнения задач, связанных с обеспечением соответствия (см. 4.3.3.2);
- управления операциями (включая процедуры, если они требуются) для выполнения обязательства по обеспечению соответствия, а также для достижения целей и выполнения задач, связанных с обеспечением соответствия (см. 4.4.6);
e) обеспечить, чтобы все лица, работающие для организации или по ее поручению, работа которых связана со значимым(и) экологическим(и) аспектом(ами) прошли соответствующее обучение в отношении применимых законодательных требований и других требований, которые организация обязалась выполнять, а также в отношении процедур, применяемых для выполнения этих требований, и последствий невыполнения применимых законодательных требований (см. 4.2.2);
f) периодически оценивать соответствие деятельности применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять (см. 4.5.2);
g) идентифицировать любые случаи несоответствий или нарушений (а также потенциально возможных несоответствий или нарушений) и обеспечить незамедлительное принятие мер по идентификации, выполнению и отслеживанию выполнения корректирующих действий (см. 4.5.3);
h) поддерживать и управлять записями о соответствии применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять (см. 4.5.4);
i) учитывать особенности обеспечения соответствия при проведении периодических аудитов системы экологического менеджмента (см. 4.5.5), а также
j) рассматривать изменения, внесенные в применимые законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять при анализе со стороны руководства (см. 4.5.1).
Обязательство работать в соответствии с установленными требованиями вселяет надежду, что организация будет использовать системный подход для достижения и поддерживания соответствия применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять.

4.3.3 Цели, задачи и программа(ы)

Общие указания - Цели, задачи и программа(ы)
В процессе планирования организация устанавливает экологические цели и задачи, направленные на выполнение обязательств, установленных в экологической политике, а также на достижение других целей организации. Процесс установления и анализа экологических целей и осуществления программ по их достижению является основой, с помощью которой организация будет систематически повышать экологическую результативность в определенных областях и поддерживать достигнутый уровень экологической результативности в других областях. Характеристики менеджмента и функционирования могут оцениваться постановкой экологических целей.