Действующий
3.13 экологическая политика (environmental policy): Официальное заявление высшего руководства организации (
3.14 экологическая задача (environmental target): Детализированное требование к результативности, применимое к организации (
3.15 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа лиц, заинтересованные в экологической результативности (
3.20).
3.16 внутренний аудит (internal audit): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита, а также его объективной оценки для определения степени, в которой выполняются критерии аудита системы экологического менеджмента, установленные организацией (
Примечание - Во многих случаях, в частности в малых организациях, независимость аудита может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за проверяемую деятельность.
3.17 показатель результативности менеджмента; ПРМ (management performance indicator) (MPI): Показатель экологической результативности (
3.19 показатель результативности функционирования; ПРФ (operational performance indicator)(OPI): Показатель экологической результативности (
Примечание - Для организаций, состоящих из нескольких подразделений, каждое подразделение может быть определено как организация.
3.18).
3.21 предупреждающее действие (preventive action): Действие, устраняющее причины потенциально возможного несоответствия (
3.8).
3.22 предотвращение загрязнения (prevention of pollution): Использование процессов, практических методов, технических решений, материалов, продукции, услуг или энергии с целью избежать, уменьшить или контролировать (отдельно или в комбинации) образование, выброс или сброс любого типа загрязняющего вещества или отходов уменьшения негативных воздействий на окружающую среду (
Примечание - Предотвращение загрязнения может включать в себя устранение или уменьшение источника (загрязнения), изменение процесса, продукции или услуг, эффективное использование ресурсов, замену используемых материалов и видов энергии, повторное использование, восстановление, вторичную переработку, утилизацию и очистку.
3.5), в котором зафиксированы полученные результаты или содержащий свидетельство выполнения какой-либо деятельности.
3.24 запись (record): Документ (
Система экологического менеджмента, детально рассматриваемая в настоящем стандарте, использует модель менеджмента "Планирование - Выполнение - Контроль - Действие" (Plan-Do-Check-Act; PDCA). Модель системы экологического менеджмента и осуществляемый процесс ее постоянного улучшения изображены на рисунке 1. Более детальная информация о модели PDCA приведена далее в практическом совете - Модель системы экологического менеджмента.
Систему экологического менеджмента лучше всего рассматривать как организационную структуру, которую следует непрерывно подвергать мониторингу и периодически анализировать для определения эффективных направлений совершенствования с учетом изменения внешних и внутренних факторов. Персонал всех уровней (управления) организации следует в соответствии с занимаемой должностью принять на себя ответственность за работу по улучшению экологического состояния. Если система экологического менеджмента создается впервые, организации следует начать внедрение с той части, где она получит очевидные выгоды от этого, например сосредоточиться на непосредственном снижении затрат или обеспечении выполнения требований законодательных и нормативных актов, связанных со значимыми экологическими аспектами. После того как система экологического менеджмента приобретет законченную форму, ее процедуры, программы и технологии могут использоваться для дальнейшего повышения экологической результативности организации. Как только система экологического менеджмента достигнет достаточно высокого уровня, рассмотрение экологических аспектов может быть интегрировано с решением любых хозяйственных вопросов.
PDCA - это постоянно выполняемый итеративный процесс, позволяющий организации создать, внедрить и поддерживать экологическую политику (см. 4.2), основанную на лидерстве высшего руководства и его обязательствах в отношении системы экологического менеджмента (см. 4.1.2). После того как организация оценит свою позицию в отношении охраны окружающей среды (см. 4.1.4) предпринимают следующие шаги:
4.3), позволяющего организации:
а) Планирование: внедрить постоянно действующий процесс планирования (см.
1) идентифицировать экологические аспекты и связанные с ними воздействия на окружающую среду (см. 4.3.1);
2) идентифицировать и осуществлять мониторинг выполнения применяемых законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять; сформировать, по возможности, внутренние критерии результативности (см. 4.3.2);
1) создать структуру менеджмента (управления), распределить обязанности, установить ответственность и наделить достаточными полномочиями;
3) обучить (подготовить) персонал, работающий для организации или по ее поручению, и обеспечить его осведомленность и компетентность (см. 4.4.2);