(Действующий) Письмо МНС РФ от 13 мая 2004 г. N 03-1-08/1191/15 "Свод писем по...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для изготовления товаров, безвозмездно передаваемых для дегустации в рекламных целях, следует принимать к вычету в общеустановленном порядке (письмо МНС России от 26.02.2004 N 03-1-08/528/18).

В целях применения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ:

Статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации. При этом под организациями, согласно статье 11 Кодекса, понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, все организации вне зависимости от форм собственности, ведомственной принадлежности и видов деятельности при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость.
Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса, признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса установлено, что выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, не признается объектом налогообложения.
В соответствии с вышеуказанной нормой Кодекса не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) только органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, и не может быть распространена на предприятия, выполняющие работы, оплачиваемые за счет средств федерального бюджета в рамках выполнения гособоронзаказа.
Следует отметить, что пунктом 2 статьи 153 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Не учитываются при определении налоговой базы денежные средства, поступившие в виде целевых средств из бюджетов различных уровней бюджетополучателям-заказчикам на финансирование выполняемых исполнителями работ (услуг). Такие средства не облагаются налогом только в момент их зачисления на счета организаций-бюджетополучателей, являющихся заказчиками указанных работ (услуг). Выполненные исполнителями работы (оказанные услуги) за счет вышеуказанных средств подлежат налогообложению (освобождению от налогообложения) в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса. При получении исполнителями от вышеуказанных заказчиков данных денежных средств за предстоящее выполнение работ (услуг) указанные денежные средства включаются в налоговую базу на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 162 Кодекса.
Учитывая изложенное, работы по государственному оборонному заказу на 2003 год в соответствии с Федеральной целевой программой "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", выполняемые соответствующими предприятиями, согласно налоговому законодательству, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость (письмо МНС России от 15.05.2003 N 03-1-07/154/14-С811).
Согласно статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), организации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом обложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России) входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1038 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации.
Подпунктом 32 пункта 9 указанного Положения установлено, что Минтранс России имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке свои территориальные органы, а также подведомственные федеральные государственные учреждения, утверждать их уставы и положения.
Минтрансом России 10.04.95 утверждено Типовое Положение "О государственном бассейновом управлении водных путей и судоходства".
Согласно Типовому Положению, управление является государственным учреждением (некоммерческой организацией), находящимся в ведении Минтранса России.
В соответствии с вышеуказанным подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) только органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, а не организациями, находящимися в их ведении.
Следовательно, положения вышеуказанной статьи Кодекса не могут быть применены в отношении услуг (работ) оказываемых (выполняемых) в соответствии с Федеральным законом от 07.03.2001 N 24-ФЗ организациями, находящимися в ведении Минтранса России (письмо МНС России от 12.05.2003 N 03-1-07/1427/17-С005).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Таким образом, указанная норма применяется при выполнении следующих условий: работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления; на эти органы должны быть возложены исключительные полномочия в этой сфере деятельности и обязательность выполнения этих работ (услуг) должна быть установлена законодательством Российской Федерации или актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 05.12.98 N 183-ФЗ "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки" государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки осуществляется специально уполномоченным государственным органом в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки.
Согласно пункту 1 Положения о государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2001 N 191, государственная хлебная инспекция при Правительстве Российской Федерации (Росгосхлебинспекция) является государственным органом при Правительстве Российской Федерации, специально уполномоченным в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием семян хлебных злаков, зернобобовых и масличных культур, муки, крупы, хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов, побочных продуктов переработки зерна.
Пунктом 3 статьи 9 указанного Федерального закона установлено, что данный орган обеспечивает проведение экспертизы зерна и продуктов его переработки, а также принимает решение о возможности их дальнейшего использования или уничтожения.
Вместе с тем в соответствии со статьями 5, 10 указанного Закона должностные лица Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации в пределах своей компетенции имеют право для выполнения работ по контролю за качеством зерна и продуктов его переработки привлекать аккредитованные лаборатории, а также их специалистов, определяющих качество этих товаров.
Таким образом, на основании положений вышеуказанного Закона работы по контролю за качеством зерна и продуктов его переработки не являются исключительными полномочиями Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации.
Следовательно, операции по выполнению указанных работ подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях (письмо МНС России от 02.10.2003 N 03-1-08/2891/12-АЙ739#).

В целях применения подпункта 2 пункта 1 статьи 148 НК РФ:

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
Положение настоящего подпункта применяется при оказании услуг по обработке информации и сдаче в аренду движимого имущества (оборудования). К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса, в целях главы 21 Кодекса местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения работ (оказания услуг), не предусмотренных подпунктами 1-4 настоящего пункта).
Местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (оказывающих услуги), не предусмотренные подпунктами 1-4 пункта 1 настоящей статьи, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) оказаны через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя.
Вышеизложенный порядок применяется при реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В данном случае следует руководствоваться положениями статьи 161 Кодекса, регламентирующими особенности определения налоговой базы налоговыми агентами (письмо МНС России от 16.06.2003 N 03-1-08/1826/14-Х759).

В целях применения подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ:

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации при условии, что покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Положения этого пункта применяются при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых и других услуг. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономического обоснования, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса, объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного и принимая во внимание, что покупатель инжиниринговых услуг не осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации (находится вне территории Российской Федерации) и местом реализации услуг признается территория иностранного государства, услуги, оказываемые на территории Республики Беларусь, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации (письмо МНС России от 12.03.2003 N 23-2-12/10-340-И709).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодека# Российской Федерации далее - Кодекс) объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При этом место реализации работ (услуг) определяется в порядке, установленном статьей 148 Кодекса.
Услуги, оказываемые непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов иностранных авиакомпаний, включая аэронавигационное обслуживание, подпадают под действие подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, в соответствии с которым место реализации данных услуг признается территория России, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Указанным подпунктом также установлено, что местом осуществления деятельности покупателя услуг, перечисленных в данном подпункте, считается территория Российской Федерации в случае присутствия покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
В связи с этим если покупателями услуг, оказываемых непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по наземному обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, являются иностранные организации (иностранные индивидуальные предприниматели), местом осуществления деятельности которых не является территория Российской Федерации, то реализация рассматриваемых услуг не является объектом обложения НДС в России.
Таким образом, в данном случае сборы за услуги по наземному обслуживанию иностранных воздушных судов, взимаемые российскими аэропортами, не облагаются НДС по самостоятельному основанию.
Если же, в силу вышеуказанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса оснований, местом деятельности иностранных авиакомпаний, и, следовательно, местом реализации рассматриваемых услуг определена территория России, то следует обратиться к подпункту 22 пункта 2 статьи 149 Кодекса, которым установлено освобождение от НДС данных операций.
Согласно письму МНС России от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411, разъясняющему порядок применения подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Кодекса, его положения распространяются только на строго определенные услуги, поименованные в разделах 2 и 3 Перечня аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
Как следует из пункта 1.1 Перечня, в нем перечислены аэронавигационные и аэропортовые сборы, взимаемые в аэропортах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации, то есть граждан или юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта, выданный Минтрансом России.