(Действующий) Письмо МНС РФ от 5 сентября 2003 г. N ВГ-6-02/945@ "По вопросам,...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Письмо МНС РФ от 5 сентября 2003 г. N ВГ-6-02/945@ "По вопросам, связанным с применением главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации"

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации направляет для использования в работе Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Главный государственный
советник налоговой службы
В.В.Гусев
Согласовано
Статс-секретарь - Первый заместитель
Министра финансов Российской Федерации
С.Д.Шаталов
Приложение
к письму МНС РФ
от 5 сентября 2003 г. N ВГ-6-02/945@

Разъяснения
по отдельным вопросам, связанным с применением главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации

Вопрос 1. Учитываются ли для целей налогообложения прибыли расходы на оплату учебных отпусков работникам, обучающимся в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального образования, а также расходы по оплате проезда к месту проведения учебного отпуска и обратно?
Ответ. Согласно статье 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К указанным расходам, согласно пункту 13 статьи 255 Налогового кодекса, в том числе относятся расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика.
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предусмотрены главой 26 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).
Статьей 177 Трудового кодекса предусмотрено, что гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.
Статьей 17 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском образовании" установлено, что лицам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно - правовых форм по заочной и очно - заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков (с возможностью присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам) для:
сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах соответственно -по сорок календарных дней, на последующих курсах соответственно - по пятьдесят календарных дней;
подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов - четыре месяца;
сдачи государственных экзаменов - один месяц.
Таким образом, расходы на оплату труда, сохраняемую на время учебных отпусков в рамках предоставления гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом, включаются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.
Для целей налогообложения прибыли также учитываются расходы по оплате работодателем работнику проезда к месту обучения и обратно в порядке и основаниям, предусмотренным трудовым законодательством Российской Федерации (статья 173 Трудового кодекса).
Вопрос 2. Включается ли в сумму создаваемого резерва по сомнительным долгам суммы налога на добавленную стоимость в целях налогообложения прибыли?
Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Следовательно, при создании резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность учитывается в размерах, предъявленных продавцом покупателю, в том числе и с учетом налога на добавленную стоимость.
Вопрос 3. Учитываются ли в составе покупной стоимости товаров таможенные пошлины?
Ответ. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса определено, что при реализации покупных товаров в состав расходов включается стоимость приобретения данных товаров.
При этом при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений статьи 320 Налогового кодекса.
Согласно статье 320 Налогового кодекса суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика -покупателя товаров, в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров, относятся к прямым расходам.
Все остальные расходы, включая транспортные расходы, не связанные с доставкой покупных товаров до склада налогоплательщика, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 Налогового кодекса, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Таким образом, под стоимостью приобретения товаров следует понимать контрактную (договорную) цену приобретения, а уплаченные ввозные таможенные пошлины учитываются в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса.
Вопрос 4. В составе расходов какого периода учитывать сумму налога на пользователей автомобильных дорог, начисляемую в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ в связи с отменой этого налога, от сумм дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженных (поставленных, выполненных, оказанных), но не оплаченных по состоянию на 1 января 2003 г.?
Ответ. Периодом признания расхода в виде налогов, уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации, следует считать период, за который представляются расчеты (декларации).
Поскольку сумма налога на пользователей автомобильных дорог, исчисленная исходя из суммы дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленные, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г., подлежит отражению в составе показателей Декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 г., то она должна быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль за 2002 год.
Вопрос 5. Учитываются ли в составе прямых расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль расходы в виде страховых взносов, исчисляемых в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ)?
Ответ. Пунктом 1 статьи 318 Налогового кодекса определен перечень расходов на производство и реализацию, относящихся к прямым и косвенным расходам.
Приведенный в указанном пункте перечень прямых расходов является исчерпывающим.
Так, к прямым расходам относятся, в частности, расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда.
Несмотря на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса, назначение единого социального налога и страховых взносов различно.
Статьей 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ определено, что данный Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Так, сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд (Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования).
При этом в самостоятельном порядке исчисляются и уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, исходя из установленных тарифов, страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию.
Сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страховые взносы определены как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса.
При этом следует учесть, что согласно пункту 16 статьи 255 Налогового кодекса к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суммы исчисленных в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ страховых взносов не включаются в расходы налогоплательщика ни на оплату труда, ни в составе расходов на уплату единого социального налога, но при этом они подлежат отражению в составе прочих расходов и, следовательно, учитываются в составе косвенных расходов.
Вопрос 6. Организация создана после 1 июля 2001 г., вправе ли она признать в целях налогообложения прибыли и перенести на будущее убыток, числящийся по состоянию на 31 декабря 2001 года?
Ответ: Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (с учетом изменений и дополнений) (далее - Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ), убыток, определенный в соответствии с действовавшим в 2001 году законодательством по налогообложению прибыли по состоянию на 31 декабря 2001 года в сумме, не превышающей сумму убытка, числящегося по состоянию на 1 июля 2001 года, признается убытком в целях налогообложения и переносится на будущее в порядке, установленном статьей 283 Налогового кодекса.
В частности, согласно пункту 1 статьи 283 главы 25 Налогового кодекса, определяющей порядок переноса убытков на будущее, налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 Налогового кодекса, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего налогового периода производится с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей, статьей 275.1, статьями 280 и 304 Налогового кодекса.
Учитывая изложенное, а также то, что по состоянию на 1 июля 2001 г. организация не имела результатов деятельности (дата ее государственной регистрации - после 1 июля 2001 г.), она не вправе признать в целях налогообложения и перенести на будущее убыток, числящийся по состоянию на 31 декабря 2001 года.