(Утративший силу) Приказ МНС РФ от 28 марта 2003 г. N БГ-3-23/150 "Об утверждении...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
3. Дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российской организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Кодекса "дивиденды" - любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
Налог удерживается с полной суммы выплаты доходов в виде дивидендов по ставке 15 процентов.
Соглашениями об избежании двойного налогообложения термину "дивиденды" может придаваться иное значение. В таких случаях соответствующий вид дохода подлежит обложению налогом на прибыль в порядке, установленном для дивидендов, независимо от того значения, которое придается указанному термину законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
4. Процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибыли и конвертируемые облигации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 43 Кодекса процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в т.ч. в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).
К процентному доходу, в частности, относятся:
- доходы по предоставленным займам и кредитам, в том числе по товарным и коммерческим;
- доходы от средств, размещенных в депозит;
- доходы, начисленные по корреспондентским счетам иностранных банков;
- доходы, выплачиваемые иностранным банкам по операциям "овердрафт";
- доходы от премий, выплачиваемых при погашении ценных бумаг, ранее реализованных с дисконтом;
- доходы по эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;
- иные доходы, рассматриваемые в качестве "процентов" в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения.
4.1. Налог при выплате процентного дохода по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и размещения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов, удерживается по ставке 15 процентов.
Доход в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также доход в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированным в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР, внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации, облагается по ставке 0 процентов.
При выплате иных видов процентного дохода налог удерживается у источника выплаты по ставке 20 процентов.
В случае если соглашением об избежании двойного налогообложения, действующим в отношениях Российской Федерации с иностранным государством, предусмотрен иной порядок налогообложения доходов в виде дивидендов и процентов, то применяются положения соответствующего международного договора.
4.2. Доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации, облагаются по ставке 20 процентов, если только такие доходы в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения не квалифицируются как "дивиденды".
4.3. Доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности облагаются у источника выплаты по ставке 20 процентов, если иное не предусмотрено соответствующим соглашением об избежании двойного налогообложения.
4.4. Доходы от реализации акций (долей в капитале) российских организаций, более 50 % активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей).
В соответствии со статьей 280 Кодекса налоговая база по доходам от реализации акций определяется как разница между суммой доходов от реализации акций и расходами (определяемыми исходя из цены приобретения этих ценных бумаг, в том числе расходов на приобретение, затрат на реализацию и т.д.). Указанные расходы иностранной организации учитываются при определении налоговой базы, если к дате выплаты доходов в распоряжении налогового агента имеются предоставленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких расходах.
К исчисленной таким образом налоговой базе применяется ставка налога в размере 24 процента.
В случаях если документально подтвержденные данные о расходах иностранной организации на приобретение акций не представлены или если эти расходы не признаются расходом в целях обложения налогом на прибыль, налог удерживается с полной суммы дохода от реализации акций по ставке 20 процентов.
4.5. Доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.
Налоговая база исчисляется как разница между суммой дохода от реализации недвижимости и остаточной стоимостью имущества (если оно является амортизируемым) или ценой приобретения этого имущества (в иных случаях).
Как и в случае, приведенном в п. 4.4 настоящих Методических рекомендаций, на момент выплаты дохода у налогового агента должны быть в распоряжении предоставленные иностранной организацией документы, подтверждающие ее расходы.
В этом случае к налоговой базе применяется ставка налога в размере 24 процента. В иных случаях к общей сумме выплачиваемого дохода применяется ставка налога в размере 20 процентов.
4.6. Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации.
Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, за исключением доходов от предоставления в аренду или субаренду морских, воздушных судов или иных подвижных транспортных средств или контейнеров, используемых в международных перевозках, облагаются по ставке 20 процентов.
Доходы от предоставления в аренду или субаренду морских, воздушных судов или иных подвижных транспортных средств или контейнеров, используемых в международных перевозках, облагаются по ставке 10 процентов.
Доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества лизингодателю.
В остальных случаях сдачи имущества в аренду или субаренду облагаемым доходом является вся сумма выплаты иностранному арендодателю.
4.7. Доходы от международных перевозок облагаются у источника выплаты в полной сумме выплаты по ставке 10 процентов.
Международные перевозки в отличие от внутренних перевозок осуществляются между пунктами, находящимися в разных государствах, одним из которых является Российская Федерация.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 309 Кодекса под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным, или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом.
Вместе с тем, если перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации, она в соответствии с Кодексом не рассматривается как "международная" для целей взимания налога на прибыль. Доходы иностранных организаций от таких перевозок не относятся к доходам от источников в Российской Федерации и соответственно не подлежат налогообложению в Российской Федерации.
Не относится к международным перевозкам перемещение продукции по трубопроводам.
4.8. Штрафы и пени за нарушение договорных обязательств облагаются у источника выплаты по ставке 20 процентов.
4.9. Иные аналогичные доходы облагаются по ставке налога в размере 20 процентов.
4.10. Вышеуказанные ставки применяются ко всем доходам, выплаченным после 1 января 2002 г., независимо от времени их начисления.
5. Пунктом 1 статьи 310 Кодекса установлено, что с доходов иностранной организации, указанных в пункте 1 статьи 309, налоговый агент обязан исчислить и удержать налог при каждой выплате дохода, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310.
5.1. В случае когда выплата доходов иностранной организации, подлежащих налогообложению в Российской Федерации у источников их выплаты, производится российской организацией через ее обособленное подразделение, удержание налога и перечисление его в бюджет производится этой организацией также через указанное обособленное подразделение. Налоговый расчет (информация) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов также подлежит направлению в налоговый орган по месту своего нахождения (месту нахождения организации, месту нахождения обособленного подразделения организации - налогового агента).
5.2. В соответствии с пунктом 2 статьи 310 Кодекса исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производится по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением, в частности, случаев:
- выплаты доходов в пользу постоянного представительства иностранной организации. При этом у налогового агента должна иметься нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет этой иностранной организации в налоговом органе Российской Федерации, оформленная не ранее чем в предыдущем налоговом периоде. Иностранные организации могут также обращаться в налоговые органы за получением справки о подтверждении наличия постоянного представительства этой иностранной организации. Такая справка может быть выдана налоговым органом исходя из сведений об уплате иностранной организацией налога на прибыль в связи с деятельностью в Российской Федерации, данных Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации за предыдущий отчетный (налоговый) период и/или если имеются достаточные основания считать, что деятельность иностранной организации в текущем отчетном периоде приведет к образованию постоянного представительства (например, началось осуществление подрядных строительных работ). В случае обращения иностранной организации справка должна быть выдана налоговым органом в общеустановленные сроки для ответов на запросы организаций. Если налоговый орган считает, что деятельность иностранной организации не приведет к образованию постоянного представительства, он должен в эти же сроки уведомить заявителя с соответствующим обоснованием;
- выплаты доходов, не относящихся к постоянному представительству, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет действующий международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения.
5.3. В статье 312 Кодекса указывается, что иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у России имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. При этом указанное подтверждение должно быть заверено компетентным в смысле соответствующего соглашения органом иностранного государства. В случае если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.
Поскольку компетентный орган (лицо) иностранного государства, непосредственно поименованный в международном договоре, может делегировать свои полномочия иным органам (лицам) в случае возникновения затруднений в установлении полномочий органа (лица), подтвердившего постоянное местонахождение иностранной организации, а также в определении принадлежности печати (штампа) такому уполномоченному органу (лицу) иностранного государства, налоговый орган может обратиться за получением разъяснений в МНС России (Управление международных налоговых отношений).
Кодекс не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве.
Такими документами могут являться справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка: