(Действующий) Информационное письмо Федеральной службой страхового надзора от 8...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Одновременно, необходимо учитывать, что в Федеральном законе N 115-ФЗ отсутствует указание на то, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые организации, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют направлениям их деятельности - банковской, страховой, деятельности на рынке ценных бумаг и т.п., в связи с чем, страховые организации должны сообщать в Росфинмониторинг обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю.
Вопрос N 3.
Обязана ли страховая организация уведомлять Росфинмониторинг об операции с недвижимом имуществом, подлежащей обязательному контролю, если ей стало известно о совершении данной операции после истечения срока, установленного для преставления информации в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ?
Ответ.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, "обязательному контролю подлежит сделка с недвижимым имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает её. Сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции.
При этом, датой совершения операции, в целях применения подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, может являться:
- дата государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество;
- дата государственной регистрации договора, в рамках которого совершается сделка с недвижимым имуществом (купли-продажи, аренды и т.д.);
- момент заключения договора, в рамках которого совершается сделка с недвижимым имуществом, в случаях, когда договор не подлежит государственной регистрации.
Вместе с тем, в том случае, если сведения о сделке с недвижимым имуществом были получены организацией по истечению срока, установленного для их представления в уполномоченный орган, полагаем целесообразным информировать уполномоченный орган о сделке с недвижимым имуществом не позднее рабочего дня, следующего за днём получения указанных сведений, в случае, если сделка с недвижимым имуществом состоялась после вступления в силу Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма".
При этом, при заполнении Листа 01 "Сведения об операции с денежными средствами или иным имуществом" формы 3-СПД в реквизите 113 "Дата совершения операции" указывается дата совершения сделки, а в реквизите 124 "Дополнительная информация" - дата и источник поступления сведений о совершении сделки с недвижимым имуществом.
Одновременно с этим, организациям, в целях соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, надлежит предпринимать внутренние организационные меры, в том числе направленные на своевременное получение сведений, необходимых для соблюдения вышеуказанных требований.
Вопрос N 4.
Нужно ли представлять в Росфинмониторинг сведения по форме 3-СПД по всем договорам страхования недвижимого имущества, заключаемых страховой организацией?
Ответ.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ, обязательному контролю подлежит сделка с недвижимым имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей.
Сведения по сделке с недвижимым имуществом, в соответствии с разъяснениями Росфинмониторинга, содержащимися в Информационном письме Росфинмониторинга от 08.08.2008 N 1, подлежат представлению в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции:
- с даты государственной регистрации этой сделки в случае, если сделка с недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;
- с даты заключения договора в случае, если сделка не подлежит государственной регистрации.
Организации, перечисленные в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ (в том числе, страховые организации), обязаны сообщать обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, в том числе, о сделках с недвижимым имуществом на сумму, соответствующую пороговому значению, установленному подпунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
Таким образом, при осуществлении страхования недвижимого имущества, в случае наличия необходимых сведений о ранее совершенной сделке с недвижимым имуществом (вид операции (сделки) и основания её совершения, сумма и дата совершения операции (сделки), идентификационные данные участников операции (сделки) и иные сведения, установленные подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ), страховая организация в целях исполнения требований Федерального закона N 115-ФЗ должна направить в Росфинмониторинг сведения о такой сделке.
При этом, обращаем внимание, что операции, связанные со страхованием недвижимого имущества, прямо не предусмотрены статьёй 6 Федерального закона N 115-ФЗ в числе операций, подлежащих обязательному контролю.
Однако, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, обязательному контролю подлежит любая операция с денежными средствами или иным имуществом, вне зависимости от характера операции и суммы сделки, на которую она совершается.
Кроме того, в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма, организация, не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
Вопрос N 5.
Необходимо ли прохождение обучения перечисленными в перечне (п. 3 "Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма", утверждённого приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 N 256; далее - Положение N 256) сотрудниками страховой организации один раз в три года по тому же алгоритму, что и специальным должностным лицом в форме целевого инструктажа организациями, учреждёнными Росфинмониторингом, или другими организациями по программам, устанавливаемым Росфинмониторингом, и с получением ими именного свидетельства о прохождении обучения, с учётом того, что обучение значительного количества сотрудников влечёт за собой значительные финансовые затраты страховой организации? Может ли целевой инструктаж указанных сотрудников проводить специальное должностное лицо страховой организации с действительным свидетельством с последующей проверкой знаний обучаемых им сотрудников?
Ответ.
Пунктом 3 Положения N 256 закреплён перечень работников, которые должны пройти обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
Специальное должностное лицо среди работников организации, которые должны пройти обязательную подготовку и обучение, может проводить только вводный, плановый и внеплановый инструктаж. Целевой инструктаж, в соответствии с п. 19 Положения N 256, осуществляется организациями, утверждёнными Росфинмониторингом, и другими организациями по программам, устанавливаемым Росфинмониторингом.
Таким образом, специальное должностное лицо не вправе проводить целевой инструктаж.
Вопрос N 6.
Необходимо ли получение специальным должностным лицом нового свидетельства (с прохождением внеочередного обучения) в случаях реорганизации страховой организации, изменения наименования и т.д., или перемены места работы специального должностного лица, учитывая то, что после последнего целевого инструктажа прошло менее года?
Ответ.
В случаях реорганизации страховой организации, изменения наименования и т.д., или перемены места работы специального должностного лица, учитывая то, что целевой инструктаж необходимо проходить не реже одного раза в год, получение специальным должностным лицом организации нового свидетельства о прохождении целевого инструктажа не требуется.
Вопрос N 7.
Каким образом обеспечить выполнение требований Федерального закона N 115-ФЗ и Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ), если первый закон обязывает страховую организацию идентифицировать клиентов и запрещает информировать их о целях идентификации, при этом, хранить и обновлять эти данные не менее пяти лет, а второй закон требует обязательно документировать согласие клиентов на обработку их персональных данных, с учётом уничтожения этих сведений после прекращения с клиентами каких-либо обязательственных отношений?
Ответ.
В соответствии с п/п 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ, согласие субъекта не требуется, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего её цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.
Федеральным законом N 115-ФЗ установлена обязанность идентифицировать лиц, находящихся на обслуживании в организации. Таким образом, согласие субъекта на обработку его персональных данных, устанавливаемых в целях идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, не требуется.
Вопрос N 8.
Допускается ли использование услуг сторонних провайдеров (российских организаций или международных компаний, работающих через своё российское представительство) для осуществления процедуры выявления среди физических лиц, находящихся и принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц (далее - ИПДЛ), а также их ближайших родственников?
Ответ.
В соответствии с п/п 1.3. п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в частности, страховые организации), обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению ИПДЛ среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание.
На основании рекомендаций международных организаций в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, при выявлении ИПДЛ, возможно использовать документы и сведения, полученные при идентификации клиента, сведения, полученные в результате собственного изучения общедоступных источников (периодические издания, поисковые сервисы в Интернете), а также коммерческие списки, разрабатываемые третьими лицами.
Вместе с тем, процедуры по выявлению ИПДЛ среди физических лиц, находящихся, либо принимаемых на обслуживание, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые, должны проводить самостоятельно.
Вопрос N 9.
Необходимо ли страховым организациям представлять в Росфинмониторинг сведения по форме 3-СПД по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, в части выплачиваемых выкупных сумм, а также выплат, связанных с участием в инвестиционном доходе страховой организации?
Ответ.
В соответствии с пунктом 1. статьи 26 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-I), для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования, формируют страховые резервы.
В соответствии с пунктом 2 "Порядка формирования страховых резервов по страхованию жизни", утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.04.2009 N 32н, формирование страховых резервов по страхованию жизни осуществляется в целях оценки обязательств страховщика, выраженных в денежной форме, по предстоящим страховым выплатам и обслуживанию этих обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования (в части принятия страхового риска), относящимся к страхованию жизни, которое обеспечивает защиту имущественных интересов, связанных с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, а также с наступлением иных событий в жизни страхователей (застрахованных), предусмотренных договором страхования (рождение ребенка, бракосочетание, достижение пенсионного возраста, потеря кормильца, утрата трудоспособности (инвалидность), заболевания, представляющие опасность для жизни), в том числе с участием страхователя (застрахованного) в инвестиционном доходе страховщика.