Действующий
роду России;
- систематическое обсуждение на Межведомственном
консультативном совете.

I. Обоснование разработки

Федеральная комплексная программа повышения плодородия почв России в 1996 - 2000 гг. (II этап) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. N 879 и поручением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1994 г. N АЗ-П1-41125 Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр и Российской академией сельскохозяйственных наук на основе материалов, представленных министерствами и ведомствами (департаментами) сельского хозяйства и продовольствия субъектов Российской Федерации.
Настоящая программа представляет собой дальнейшее развитие Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 879 от 17.11.92 года.
При разработке данной программы учитывались основные требования программы стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996 - 2000 годы, одобренной Постановлением Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 4 мая 1995 г. N 464-1 СФ.
Программа призвана закрепить комплексный подход к осуществлению всех мероприятий, обеспечивающих сохранение и повышение плодородия почв.
Характерной особенностью второго этапа является то, что его осуществление будет проходить в условиях развивающейся аграрной реформы, одной из важнейших задач которой является повышение плодородия почв для выполнения программ увеличения производства сельскохозяйственной продукции.
Реализация программы, утвержденной в 1992 году, при всех трудностях позволила решить ряд задач, сохранить во многих местах производственный потенциал, обеспечить необходимую координацию деятельности по сохранению и повышению плодородия почв между сельскими товаропроизводителями, мелиоративными, агрохимическими, научными и другими организациями.

II. Основные итоги выполнения программы "Плодородие" за 1992 - 1995 годы и современное состояние сельскохозяйственных угодий

Важной причиной значительного снижения сельскохозяйственного производства в 1992 - 1995 гг., наравне с экономическими, организационными и климатическими явилось то, что не удалось за истекшие годы улучшить состояние сельскохозяйственных угодий, продолжалось снижение плодородия почв, а в некоторых местах на значительных площадях оно утрачено.
По данным государственного учета общая площадь сельскохозяйственных угодий в стране по состоянию на 1 января 1995 г. составляет 221,8 млн. га, в том числе пашни - 130,7 млн. га (59%).
При снизившихся объемах проведения мелиоративных, противоэрозионных и культуртехнических работ и с учетом влияния других факторов площади сельскохозяйственных угодий сократилось на 01.01.95 г. по сравнению с 01.01.92 г. на 0,3 млн. га и пашни на 1,3 млн. гектаров.
Итоги выполнения показателей программы за 1992 - 1995 годы (первый этап), приведенные в таблице 1, свидетельствуют, что реализация утвержденной Правительством России программы "Плодородие" и принятых на местах региональных программ осуществлялась крайне неудовлетворительно. Объемы внесения органических удобрений за указанный период, по сравнению с заданием по программе и достигнутым в 1986 - 1990 годах среднегодовым уровнем сократились в 2,5-3 раза, минеральных удобрений - в 4-5 раз. Объемы проведения агрохимических мероприятий по известкованию, фосфоритованию, гипсованию и мелиоративной обработке солонцовых почв уменьшились в 2,5 - 5 раз.
Особо резко снизились объемы мелиоративных мероприятий: культуртехнических работ - в 5 - 7 раз против заданий программы и среднегодовых показателей за 1986 - 1990 годы, по орошению и осушению земель, реконструкции мелиоративных систем - в 5 - 8 раз.
Выполнение лесомелиоративных работ по закладке полезащитных лесных полос, пастбищезащитным фитомелиоративным и противоэрозионным насаждениям составило от 40 до 94% против задания по программе. Не выполнены намеченные объемы работ по закреплению песков на Черных землях и Кизлярских пастбищах.
Только частично выполнена программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Значительно ухудшилось обеспечение сельскохозяйственных производителей мелиоративной, почвообрабатывающей и дождевальной техникой.
Особенно резкое снижение выполняемых работ по сохранению и повышению плодородия почв произошло в 1994 - 1995 гг., показатели значительно ниже достигнутых в 1992 - 1993 гг.
Неудовлетворительное выполнение основных показателей программы привело к дальнейшему качественному ухудшению состояния сельскохозяйственных угодий, снижению их плодородия и усилению эрозионных процессов.
Наблюдается интенсивный процесс оврагообразования. По различным оценкам ежегодно площадь оврагов увеличивается на 40 - 100 тыс.га, в большей степени за счет сельскохозяйственных угодий. Из-за ветровой эрозии сложилась тяжелая экологическая обстановка в ряде южных регионов России - Республика Калмыкия, Астраханская область, восточная часть Ставропольского края и Ростовской области. Продолжаются процессы опустынивания Черных земель и Кизлярских пастбищ. Эффективная защита почв от эрозии невозможна без реализации полного комплекса противоэрозионных мероприятий.
По данным агрохимического обследования за последние годы произошло увеличение площади пашни с низким и очень низким содержанием гумуса в почве. Так, если в 1988 году площади с низким и очень низким содержанием гумуса составляли, соответственно, 17,0 и 12,2 млн.га, то в 1994 г. 30,6 и 18,4 млн. гектаров.
Особую опасность представляет наблюдающаяся в настоящее время тенденция систематического снижения продуктивности черноземов в регионах ЦЧО, Северного Кавказа, Сибири и других.
В условиях богарного земледелия и монокультуры зерновых и пропашных на черноземах наблюдается ускоренный распад гумуса, несбалансированный вынос элементов питания, подкисление на фоне отрицательного баланса кальция, переуплотнение и значительный рост переувлажненных площадей, слитизация, опасное развитие ветровой и водной эрозий. На орошаемых массивах, кроме того, в результате использования минерализованных поливных или подъема грунтовых вод происходит активное ощелачивание, осолонцевание и засоление почв. В условиях современного производства черноземы являются сложным объектом сельскохозяйственного производства, который часто легко подвергается деградационным изменениям.
Уменьшилась площадь мелиорированных угодий. На 01.01.95 г. имеется 10,1 млн. га, в том числе 5,3 млн. га орошаемых и 4,8 осушенных. Из-за выхода из строя оросительных и осушительных систем, а также передачи мелиорированных земель в ведение органов местного самоуправления и перевода их в земли запаса, в 1991 - 1994 годах исключены из числа мелиорированных 1025 тыс. га орошаемых и 455 тыс. га осушенных земель. Мелиоративное состояние орошаемых и осушенных земель характеризуется следующими показателями:
тыс. гектаров
┌────────────────────────────────┬───────────────────┬──────────────────┐
│ │На 01.01.91 г. │ На 01.01.95 г. │
│ ├───────┬───────────┼─────────┬────────┤
│ │Всего │ в % к │ Всего │ в % к │
│ │ │ наличию │ │ наличию│
├────────────────────────────────┴───────┴───────────┴─────────┴────────┤
│1. Наличие орошаемых земель 6155,5 100 5262,8 100 │
│2. Мелиоративное состояние │
│ 2.1. Хорошее 4086,6 66 3358,9 63 │
│ 2.2. Удовлетворительное 1226,8 20 1142,7 22 │
│ 2.3. Неудовлетворительное 842,2 14 738,7 15 │
│3. Наличие осушенных земель 5106,2 100 4837,8 100 │
│4. Мелиоративное состояние │
│ 4.1. Хорошее 2462,4 48 2130,4 44 │
│ 4.2. Удовлетворительное 2060,1 40 1947,9 40 │
│ 4.3. Неудовлетворительное 583,7 12 759,5 16 │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Основной причиной неудовлетворительной реализации программы "Плодородие" явилось недостаточное выделение ассигнований из федерального и местных бюджетов, несвоевременное финансирование выполненных работ, перевод финансирования агрохимических работ с федерального на местный бюджет. Выделяемые ассигнования на ремонтно-эксплуатационные работы не обеспечивали поддержание существующих мелиоративных систем в работоспособном состоянии.
Освоение ассигнований, направленных в 1992 - 1995 гг. на реализацию программы "Плодородие", характеризуется нижеприведенными показателями:
млрд. руб. в ценах 1995 г.
┌───────────────────────┬────────┬────────────────────┬─────────────────┐
│ │Объемы │ в том числе за │ Удельный вес в %│
│ │ассигно-│ счет средств: │ от общих объемов│
│ │ваний ├────────┬───────────┼────────┬────────┤
│ │всего за│ феде- │ субъек- │ феде- │ субъек-│
│ │1992 - │ рально-│ тов фе- │ рально-│ тов фе-│
│ │1995гг. │ го бюд-│ дерации** │ го бюд-│ дерации│
│ │ │ жета* │ │ жета │ │
├───────────────────────┴────────┴────────┴───────────┴────────┴────────┤
│По программе 112512 45312 67200 40,3 59,7 │
│Выделен лимит 23650 12195 11455 51,6 48,4 │
│Освоено 19195 9835 9360 51,2 48,8 │
│Освоено в %%: │
│ к заданию по программе 17,1 21,7 13,9 │
│ к выделенным лимитам 81,2 80,6 81,7 │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Характерным для анализа положения, сложившегося с финансированием мероприятий в объемах, предусмотренных программой "Плодородие", является 1994 год (таблица 2). Требовалось выделить (в ценах 1994 г.) 9,3 трлн. руб. ассигнований, в том числе за счет средств федерального бюджета 5 трлн. руб. и 4,3 трлн. руб. - за счет бюджетов субъектов федерации и других источников.
Было выделено лимитов 1,8 трлн. руб. (19,4% от потребности), в том числе 0,92 трлн. руб. (18%) из средств федерального бюджета и 0,88 трлн. руб. (21% от потребности) за счет бюджетов субъектов Федерации. Освоено за год по всем источникам финансирования 1,22 трлн. руб., а профинансировано на конец 1994 года всего 0,75 трлн. руб. (42% к выделенным ассигнованиям и 62% к освоенным). Финансирование работ за счет средств федерального бюджета в 1994 году было начато только в III квартале. Погашение кредиторской задолженности практически растянулось на весь последующий год. Аналогичное положение сложилось и в 1995 году с той разницей, что финансирование выполненных работ в течение года практически не было открыто.
Общий объем выполненных работ в 1994 году по НИОКР по программе "Плодородие" составил 8 млрд.руб., из которых на конец года было профинансировано всего 5,9 млрд.руб. (33%).
Существенно повлияло на выполнение комплекса агрохимических работ сокращение поставок минеральных удобрений, извести и других материалов, что также связано с отсутствием финансирования.
В 1988 году, когда в стране был достигнут наивысший уровень производства и применения минеральных удобрений, сельское хозяйство получило 14,2 млн. тонн питательных веществ. В 1995 году поставки удобрений селу сократились почти в 10 раз и составили 1,5 млн. тонн. Применение органических удобрений снизилось в 3 раза, известковых - в 5 раз, поставка химических средств защиты растений уменьшилось в 20 раз. Использование мощностей предприятий минеральных удобрений снизилось до 38%, химических средств защиты растений - до 18%. Ряд производств останавливается или перепрофилируется, что создает опасность необратимого разрушения созданного промышленного потенциала.
Особенно неблагоприятно влияет недостаточное внесение удобрений на плодородие почв мелиорированных угодий. Если в 1986 - 1990 годах орошаемый гектар получал в среднем по 220 кг минеральных удобрений в действующем веществе, то в 1994 году - только 38 кг, что в условиях поливов ведет к ускоренному снижению плодородия и деградации почв.
Крайне отрицательно сказалась засуха 1995 года, охватившая около 30 регионов Европейской территории страны. Из-за неподготовленности насосных станций, сети и дождевальной техники к поливу и прекращения подачи электроэнергии в связи с отсутствием средств поливалось только около 50% площадей. Из-за недополива культур в 1995 году недобор продукции в стоимостном выражении составил более 6,0 трлн. рублей. Особенно сильны последствия засухи в Калмыкии, Краснодарском и Ставропольском краях, Астраханской, Волгоградской, Саратовской областях.
Имеются серьезные организационные недостатки в выполнении программы. Так, региональные программы зачастую не были доведены до районов и хозяйств. При составлении и реализации планов землеустройства во многих случаях не учитывались мероприятия по повышению плодородия почв. Совершенно недостаточно проводились противоэрозионные работы, являющиеся необходимой частью технологии обработки почв. Новые хозяйственные формирования в качестве правопреемников реорганизуемых колхозов и совхозов не обеспечивали преемственность выполнения программы и совершенно недостаточно занимались вопросами сохранения и повышения плодородия почв.
Невыполнением программы повышения плодородия почв нанесен и наносится значительный ущерб стабилизации и развитию сельскохозяйственного производства.
Подорвано выполнение целевых федеральных и региональных программ увеличения производства зерна, сахара, кормов, овощей, а также ряда комплексных программ развития регионов.
Снижение содержания питательных веществ в почве неизбежно приведет к падению продуктивности пашни в ближайшие годы с 18 - 20 ц/га зерновых единиц до 9 - 10 ц/га.
Вместо предусматривавшегося увеличения в 1995 году сельскохозяйственной продукции на 30-35 млн. тонн в пересчете на зерно, произошло падение производства продукции земледелия на 10 - 15 млн. тонн.
Сложившееся положение отрицательно сказывается на развитии многоукладности хозяйствования и решении социальных проблем на селе.
Тем не менее реализация программы "Плодородие" показала правильность общего курса и комплекса мероприятий по повышению плодородия почв.

III. Основные цели и задачи программы

Программа "Плодородие" направлена на реализацию ряда приоритетных направлений повышения плодородия почв в основных земледельческих зонах страны:
в Нечерноземной зоне - создание глубоко окультуренного пахотного слоя, снижение кислотности и переувлажнения почв, защита их от водной эрозии, улучшение фитосанитарного состояния почв. В Центральном и других районах Нечерноземной зоны предполагается развернуть работу по ускоренному воспроизводству гумуса путем глубокой заделки навоза двухярусным плугом. Как показывают опыты такая заделка органических удобрений в почву увеличивает, по сравнению с обычной, прирост гумуса в 1,6-2,0 раза;
в Центрально-Черноземном районе, Поволжье, на Северном Кавказе, Урале и в Сибири - защита почвы от ветровой и водной эрозии и переуплотнения почв, регулирование водно-воздушного режима, борьба с загрязнением почв радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, улучшение агрохимических свойств почв, рациональное использование эродированных земель;
Особое значение в этих регионах придается сохранению и повышению плодородия Черноземов. Намечается выработать систему мероприятий по сохранению и повышению их плодородия, включая внедрение в практику земледелия на черноземах почво- и влагосберегающих технологий, рационального сочетания угодий и систем севооборотов, удобрений и машин, обоснованное использование земель. При формировании программ повышения плодородия почв по субъектам федерации предусматривается целевое выделение мероприятий, связанных с черноземными почвами.