Действующий
- оценка текущего санитарного (степень захламления, усыхания, загрязнения) и лесопатологического (степень повреждения, поражения вредными организмами) состояния лесов;
- определение границ повреждений леса;
- учет численности вредителей и распространенности болезней.
5. ЛПО обеспечиваются уполномоченным федеральным органом иполнительной# власти и уполномоченными органами иполнительной# власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81-84 Лесного кодекса.
6. Проведение ЛПО не может быть возложено на лица, использующие леса.
7. В зависимости от задач и организационных форм проведения ЛПО подразделяются на оперативные и текущие.
8. Оперативные обследования имеют своей целью проверку информации о появлении вредных организмов или иных повреждений лесов, полученной по листкам сигнализации, оценку состояния популяций вредных насекомых до начала истребительных мероприятий (контрольные лесопатоло-гические обследования). Оперативные обследования организуются лесничествами (лесопарками).
9. Текущие обследования имеют своей целью инвентаризацию (оценку состояния, площадей, границ) очагов вредных организмов; выборочные обследования насаждений для выявления потенциальных очагов вредителей и болезней леса, в том числе обследование лесных земель, подлежащих облесению, на зараженность вредителями и болезнями; обследование участков леса, ослабленных различными неблагоприятными факторами. Текущие обследования обеспечиваются уполномоченными органами.
10. ЛПО осуществляются наземным и дистанционным способами.
11. Уполномоченные органы размещают заказы на выполнение ЛПО в порядке, установленном Лесным кодексом (
статьи 78-80).
12. Заказчиками на выполнение работ по ЛПО (далее - Заказчики) выступают:
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны, защиты и воспроизводства которых передано в соответствии с
частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
- Федеральное агентство лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны, защиты и воспроизводства которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с
частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
13. Исполнителями работ являются организации, в установленном порядке выигравшие конкурс (далее - Исполнители).
2. Планирование лесопатологических обследований
14. В соответствии с пунктом 14 Правил санитарной безопасности в лесах граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения признаков появления вредителей, болезней, неблагополучного состояния, значительного или массового повреждения или поражения, обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения проинформировать об этом лесничества (лесопарки) или уполномоченные органы.
15. Информация направляется в письменном виде путем заполнения листка сигнализации (
приложение 1), в котором приводится вид и характер обнаруженного повреждения, поражения леса; возможная причина его возникновения; распространение и степень повреждения насаждений (определяется глазомерно); квартал, выдел или другая пространственная привязка поврежденного насаждения.
16. Учет листков сигнализации ведется в лесничествах (лесопарках) в журнале учета листков сигнализации (
приложение 2). Листки сигнализации хранятся в лесничестве (лесопарке) не менее 5 лет.
17. Проверка листков сигнализации и определение необходимых мероприятий по защите лесов проводится в 30-дневный срок с даты получения информации. Если это невозможно осуществить в указанный срок по объективным причинам (окончание вегетации или перехода вредителя в фазу, недоступную для учета), то данная информация используется для планирования текущих ЛПО.
18. Кроме листков сигнализации объемы текущих ЛПО подтверждаются документами из следующих источников:
- результаты лесопатологического мониторинга;
- информация, полученная в процессе осуществления авиационных работ по охране и защите лесов;
- результаты предыдущих ЛПО.
19. При отсутствии информации, указанной в предыдущем пункте, для планирования текущих ЛПО в зависимости от зоны лесопатологической угрозы используются следующие придержки:
- зона сильная лесопатологической угрозы - не менее 10 га на каждую тысячу га лесопокрытой площади;
- зона средняя лесопатологической угрозы - не менее 5 га на каждую тысячу га лесопокрытой площади;
- в зоне слабой лесопатологической угрозы планирование производится по фактической ситуации.
20. ЛПО планируются лесничествами (лесопарками) и направляются для утверждения в уполномоченные органы.
21. Объемы ЛПО включаются в лесной план и лесохозяйственный регламент лесничеств (лесопарков). Изменения объемов ЛПО вносится в лесохозяйственный регламент в установленном порядке.
22. Форма плана проведения ЛПО приведена в
приложении 3. Планирование проводится по видам (текущие и оперативные) и способам (наземные и дистанционные) ЛПО.
23. При размещении заказа на проведение ЛПО к конкурсной документации прилагается техническое задание. В техническом задании на проведение ЛПО указывается:
- перечень участков, подлежащих обследованию;
- способы, методы и виды работ;
- подлежащие учету показатели санитарного и лесопатологического состояния, заполняемые полевые формы;
- требуемая точность учетов.
3. Проведение ЛПО наземными способами
3.1. Подготовительные работы
24. Проведение ЛПО включает в себя этап подготовительных работ, на котором подбираются материалы на предстоящий объект обследования (таксационные описания, сведения о предыдущей санитарной и лесопатологической обстановке, картографический материал).
25. При ведении лесопатологических обследований используются все современные методы и средства, обеспечивающие надежность и точность получаемой лесопатологической информации, ее хранение и обработку при минимально возможных затратах труда и финансов.
26. Таксационные характеристики участков леса, в которых предполагается проведение ЛПО, заблаговременно вносятся в карточки лесопатологической таксации (
приложение 4). Характеристика санитарного и лесопатологического состояния насаждений с указанием необходимых мероприятий вносится в процессе ЛПО.
3.2. Определение санитарного состояния насаждений
27. Санитарное состояние насаждений - их качественная характеристика, которая определяется по соотношению деревьев разных категорий состояния.
28. Определение санитарного состояния насаждений осуществляется путем распределения запаса на выделе (оцененного последним лесоустройством) по категориям состояния деревьев (
приложение 5). Распределение по категориям состояния осуществляется для пород древостоя, составляющих три и более единиц состава.
29. Категория состояния деревьев - интегральная балльная оценка состояния деревьев по комплексу визуальных признаков (густоте и цвету кроны, наличию и доле усохших ветвей в кроне и др.) (
приложение 5). Используется следующая шкала категорий состояния деревьев: 1 - здоровые (без признаков ослабления), 2 - ослабленные, 3 - сильно ослабленные, 4 - усыхающие, 5 - свежий сухостой, 6 - старый сухостой. Кроме упомянутых 6-ти основных категорий состояния деревьев, отдельно фиксируется объем (в кубометрах) ветровала, бурелома, снеговала и снеголома.
30. Предельно малой нормой захламленности, валежа (ветровала, бурелома, снеговала и снеголома), подлежащей выявлению при ЛПО является величина, вдвое превышающая естественный отпад, но не менее 10 .
31. Степень ослабления (состояние) насаждения на выделе в целом или каждой древесной породы определяется как средневзвешенная величина оценок распределения запаса деревьев разных категорий состояния. Если значение средневзвешенной величины не превышает 1,5 - насаждение относят к здоровым; 2,5 - к ослабленным; 3,5 - к сильно ослабленным; 4,5 - к усыхающим; более 4,5 - к погибшим. Средневзвешенная величина для каждой породы расчитывается по формуле:
где - средневзвешенная величина состояния породы,
- доля каждой категории состояния в процентах,