Действующий
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля (далее - Инициатор), направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
В случае если контрагент проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо лицо, располагающее документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, состоят на налоговом учете в налоговом органе, проводящем налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, требование о представлении документов направляется этому лицу указанным налоговым органом (пункт 3 Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденного приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).
При этом в поручении об истребовании документов (информации) (далее - Поручение) указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
С целью подготовки Поручения средствами АИС "Налог" формируется запрос в федеральные информационные ресурсы ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП для истребования документов (информации), о подтверждении наименования, ИНН/КПП, кода налогового органа-Исполнителя (далее - Исполнитель) и т.д.
В АИС "Налог" формируется запрос в федеральную картотеку истребованных документов МИ ФНС России по ЦОД о документах, ранее истребованных налоговыми органами. При обнаружении указанных документов запрашиваются их образы через МИ ФНС России по ЦОД.
Средствами АИС "Налог" готовится Поручение, подписывается у руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, заверяется печатью налогового органа и регистрируется в АИС "Налог".
Поручение регистрируется в АИС "Налог", создается его сканированный образ и направляется в электронном виде Исполнителю с использованием ПИК "Истребование документов".
Исполнитель обеспечивает регистрацию поступивших документов не позднее одного рабочего дня, следующего за датой получения.
Если у Исполнителя на момент получения Поручения имеются запрашиваемые документы (информация), то Исполнителем в установленном порядке, в течение 5 рабочих дней со дня получения Поручения обеспечивается сканирование запрошенных документов и выгрузка их образов в систему управления хранением документов.
В течение пяти дней со дня получения Поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия Поручения. Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 Кодекса.
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), обязано исполнить его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщить, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 Кодекса.
Отказ организации от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную пунктом 2 статьи 126 Кодекса.
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Кодекса.
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые орган оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет административную ответственность граждан и должностных лиц организации, предусмотренную частью 1 статьи 15.6 КоАП.
После получения документов от Исполнителя и регистрации в установленном порядке, сопоставляются сведения АИС "Налог" (ФПД Результат истребования документов) с фактически полученными документами, сведения об их соответствии (несоответствии) направляются в МИ ФНС России по ЦОД с уточнением неверно введенных реквизитов документа.
В случае неисполнения Поручения в установленные сроки (по истечении 30 рабочих дней с даты его направления) через вышестоящий налоговый орган Инициатор обращается в вышестоящий налоговый орган Исполнителя с просьбой оказать содействие в получении запрашиваемых документов (информации) с указанием реквизитов неисполненного Поручения.
Для получения оперативной информации в электронном виде (например, налоговой и бухгалтерской отчетности контрагента и др.), имеющейся у налогового органа по месту учета контрагента, средствами АИС "Налог" формируется запрос по форме сопроводительного письма к Поручению, подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и с использованием ПИК "Истребование документов" направляется Исполнителю.
Исполнитель при получении соответствующего запроса производит выгрузку деклараций и бухгалтерской отчетности из ПК АИС в формат MS Word или MS Excel.
Сопроводительное письмо с приложением документов (информации) в электронном виде регистрируется в установленном порядке и направляется по СЭД Инициатору.
Аналогичный порядок истребования документов (информации) применяется при истребовании документов (информации), касающихся (касающейся) участников консолидированной группы налогоплательщиков;
Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Форма Постановления о производстве выемки документов и предметов приведена в приложении N 7 к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.
Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.
Воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица для производства выемки квалифицируется как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, влекущее ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4.1 КоАП.
До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.
Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.
Отказ в добровольной выдаче документов и предметов не может быть квалифицирован как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.4 КоАП.
При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьями 94, 99 Кодекса.
Форма протокола выемки документов и предметов приведена в приложении N 8 к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.
В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекса.
При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.
Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.
Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты;
В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.
Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.
Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.
Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, если иное не предусмотрено Кодексом.