Утративший силу
Недекларирование. В соответствии со ст. 123 ТК РФ декларированию подлежат товары, перемещаемые через таможенную границу, товары, таможенный режим которых изменяется, а также отходы и остатки, образованные при использовании таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления и уничтожения (ст. 183, 184, 194, 247 ТК РФ). Обязанность по декларированию отходов не наступает только в случае, когда товары переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, при том, что они не могут быть восстановлены в первоначальное состояние экономически выгодным способом (ст. 183, 247 ТК РФ). Отсутствие прямого указания в ст. 123 ТК РФ на ст. 194 ТК РФ не следует рассматривать как отсутствие обязанности декларирования отходов, образованных при использовании таможенного режима переработки для внутреннего потребления, и остатков товаров, помещенных под этот таможенный режим, поскольку ст. 194 ТК РФ распространяет на эти товары правила, предусмотренные ст. 183 и 184 ТК РФ.
В качестве основания для возникновения обязанности по декларированию товаров ТК РФ называет также обнаружение таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших такие товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 391 ТК РФ). Однако из самой ст. 391 ТК РФ следует, что декларирование в данном случае является правом, но не обязанностью указанных лиц. Кроме того, обязанность по декларированию не может возникать дважды - сначала в силу перемещения таких товаров через таможенную границу, а потом в связи с их приобретением. Изложенное не позволяет привлекать лиц, приобретших товары на таможенной территории РФ, к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ за их недекларирование. Вместе с тем в действиях таких лиц может усматриваться состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ.
При разграничении составов правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и ст. 16.16 КоАП РФ, следует исходить из того, что рассматриваемое правонарушение сопряжено с нарушением таможенных правил, предшествующих этапу декларирования, выведением товаров из-под таможенного контроля либо несанкционированным получением его в пользование либо распоряжение до выпуска. Так, объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, охватывается деяние, выразившееся в недекларировании товара, не доставленного в место доставки в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита, выданного без разрешения таможенного органа со склада временного хранения либо в отношении которого имитировалась процедура временного хранения (бестоварная операция). За недекларирование товара, находящегося на временном хранении (на складе временного хранения, на складе получателя, в транспортных средствах на железнодорожных путях), по истечении установленного срока временного хранения товаров лицо подлежит ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ. При этом деяние, выразившееся в недекларировании товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами (например, если при декларировании партии товаров, хранящейся на складе временного хранения и состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре), квалифицируется по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Необходимо учитывать, что заявление недостоверных сведений о количестве товара подлежит квалификации по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. При этом предметом административного правонарушения выступают те товары и транспортные средства, в отношении которых не выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, то есть не указанную в таможенной декларации часть товара. Иной подход с точки зрения негативных для лица последствий в виде имущественных санкций не будет обеспечивать соблюдение конституционно закрепленного принципа справедливости наказания и его соразмерности совершенному деянию, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывалось Конституционным Судом РФ.
За недекларирование товаров могут быть привлечены лица, ответственные за совершение таможенных операций для выпуска товаров (в ст. 16 КоАП РФ), либо физические лица, перемещающие товары через таможенную границу (ст. 286 ТК РФ). Однако за недекларирование товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами, отвечает лицо, подавшее таможенную декларацию, в том числе таможенный брокер.
Недостоверное декларирование. Часть 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за заявление при декларировании товаров и транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Часть 3 ст. 16.2 КоАП РФ - за заявление при декларировании товаров и транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Обнаружение факта заявления недостоверных сведений, необходимых для выпуска товаров, на этапе выпуска и уведомление декларанта в соответствии с пп. 2 и 4 ст. 153 ТК РФ о том, какие конкретно условия выпуска товаров не соблюдены и какие конкретно действия должен совершить декларант для осуществления выпуска товаров, не является препятствием к возбуждению дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Аналогичным образом усматривается состав административного правонарушения, если недостоверные сведения обнаружены таможенным органом после выпуска товаров. Возможность привлечения лица к административной ответственности не должна ставиться в зависимость от того, на каком этапе - выпуска товаров или таможенного контроля после выпуска товаров - таможенный орган обнаружил признаки состава административного правонарушения.
Учитывая, что сборы за таможенное оформление отнесены к таможенным платежам (ст. 318 ТК РФ), заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на размер сборов за таможенное оформление, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Однако если суммы неуплаченных сборов являются незначительными и деяние не представляет большой общественной опасности, следует рассматривать вопрос о применении ст. 2.9 КоАП РФ и освобождении лица от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
Пунктом 6 ст. 153 ТК РФ установлено, что если в результате корректировки сведений, заявленных при декларировании товаров, подлежащая уплате сумма таможенных пошлин, налогов уменьшится по сравнению с заявленной, выпуск товаров осуществляется до выполнения требований таможенного органа, указанных в пп. 2 и 3 ст. 153 ТК РФ. Таким образом, заявление недостоверных сведений (например, о коде товаров в соответствии с ТН ВЭД), в результате которых сумма таможенных платежей не изменяется или уменьшается, не влияет на выпуск товаров и не влечет наступление административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 ТК РФ. Правильность данной позиции подтверждается также и тем, что санкция ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает наказание, исчисляемое исходя из суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов.
Вместе с тем в случае, если представленные недействительные документы при выпуске товаров до подачи таможенной декларации влекут несоблюдение лицом условий помещения товаров или транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, такое деяние подлежит квалификации по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ.
Следует отметить, что заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах не может быть квалифицировано по ст. 19.7 КоАП РФ. Правонарушение, предусмотренное этой статьей, посягает на нормальную деятельность государственных органов, и непредставление (представление недостоверной) информации должно быть необходимо для законной деятельности государственного органа, то есть без такой информации либо в случае ее недостоверности осуществление этим органом своей деятельности невозможно или затруднено. Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах посягает на установленный порядок таможенного оформления и не препятствует деятельности таможенного органа как государственного органа - он продолжает свою деятельность в рамках предоставленных ему полномочий и может принять соответствующее решение о товарах и транспортных средствах, в отношении которых заявлены указанные сведения.
Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным брокером - таможенный брокер. Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (пп. 15 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Устанавливая, что таможенный брокер действует не от собственного имени, а от имени декларанта, Кодекс закрепляет, что действия по декларированию совершает таможенный брокер (п. 1 ст. 124 ТК РФ), в связи с чем именно он несет все обязанности, сопутствующие этому действию, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товаре. Оговорка Кодекса о том, что таможенный брокер действует от имени представляемого лица означает, что к декларанту переходят права и обязанности, возникающие в результате таможенного оформления товаров (право пользования товаром в соответствии с заявленным таможенным режимом, обязанность по его завершению определенным способом, обязанность по уплате периодических таможенных платежей и др.), но не в процессе его осуществления, в частности обязанность заявлять достоверные сведения.
При доказывании вины таможенного брокера следует учитывать положение п. 3 ст. 143 ТК РФ, закрепляющее право таможенного брокера требовать от декларанта представления любых документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований таможенного законодательства. Кроме того, на основании п. 1 указанной статьи таможенный брокер при декларировании товаров вправе осматривать и измерять подлежащие декларированию товары, в том числе до подачи таможенной декларации, брать с разрешения таможенного органа пробы и образцы таких товаров. Следовательно, возможный довод таможенных брокеров в обоснование своей невиновности, связанный с тем, что они лишь используют при декларировании те сведения, которые получают от получателя или отправителя товаров, и не отвечают за их достоверность, несостоятелен. Вместе с тем в вину таможенному брокера не должно вменяться несовершение действий, являющихся чрезмерными, излишними, в обычных условиях делового оборота.
В ходе проведения административного расследования по ст. 16.2 КоАП РФ в отношении таможенного брокера необходимо рассмотреть вопрос об ответственности декларанта по ст. 16.7 КоАП РФ.

Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, выражается в несоблюдении установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов или ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ. При этом ч. 1 указанной статьи предусматривает ответственность за несоблюдение установленных запретов и (или) ограничений, не носящих экономического характера, часть 2 - носящих экономический характер.
Под ввозом товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ понимается фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами (пп. 8 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ представляет собой подачу таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств, а также все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы (пп. 9 п. 1 ст. 11 ТК РФ).
Согласно ст. 13 ТК РФ товары, запрещенные в соответствии с законодательством РФ к ввозу на таможенную территорию РФ, подлежат немедленному вывозу с этой территории, а товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории РФ. Товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию РФ (вывозу с этой территории), допускаются к ввозу (вывозу) при соблюдении определенных требований и условий.
В соответствии со ст. 80 ТК РФ разрешение на внутренний таможенный транзит выдается, если товары не запрещены к ввозу, а также если в отношении них представлены разрешения и (или) лицензии, если перемещение товаров по этой территории допускается при наличии таких документов. Соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами РФ, является обязательным условием выпуска товаров наряду с отсутствием нарушений таможенного законодательства, выполнением условий помещения товаров под избранный таможенный режим, уплатой таможенных пошлин, налогов или обеспечением их уплаты (ст. 149 ТК РФ). Соблюдение указанных ограничений является необходимым условием для выпуска товаров и до подачи таможенной декларации (ст. 150 ТК РФ). Исключение составляют случаи, когда таможенным органом принято решение о представлении документов в более поздний срок (п. 5 ст. 131 ТК РФ).
ТК РФ различает запреты и ограничения экономического характера, а также запреты и ограничения, не носящие экономического характера. Последние согласно ст. 158 ТК РФ должны применяться независимо от заявленного таможенного режима.
К запретам и ограничениям, не носящим экономического характера относятся меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов и целей, указанных в ст. 32 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (например, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создания орудия массового уничтожения и средств их доставки, запрет на ввоз на территорию РФ отходов в целях их захоронения и обезвреживания, ввоз на территорию РФ оружия при условии получения разрешение МВД России и т.д.).
Соблюдение экономических запретов и ограничений требуется при помещении товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления. К ограничениям экономического характера относятся такие как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 21, 23, 24, 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"), а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", например, лицензия на ввоз мяса, патоки крахмальной.
Непредставление при декларировании товаров документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, не связанное с заявлением недостоверных сведений в таможенной декларации, в случае, когда декларантом не получено разрешение таможенного органа о представлении таких документов в более поздний срок, образует состав административного правонарушения, предусмотренного рассматриваемой статьей. Уведомление таможенным органом декларанта в соответствии со# 153 ТК РФ о том, какое именно условие выпуска не соблюдено и какие именно действия декларант должен совершить для выпуска товаров, не исключает привлечение лица к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ.
Деяние, выразившееся в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата соответствия), с учетом оговорок, содержащихся в ч. 1 и ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ, подлежит квалификации по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
За совершение правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, подлежит ответственности лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. Таким лицом является перевозчик (например, при ввозе на таможенную территорию РФ запрещенных к ввозу отходов, озоноразрушающих веществ) либо декларант (например, в случае непредставления лицензии на ввоз мяса, патоки крахмальной). Привлечение к ответственности по рассматриваемой статье таможенного брокера, не представившего при таможенном оформлении товаров документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, является необоснованным. Таможенный брокер - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции. Факт совершения таможенных операций при таможенном оформлении не возлагает на таможенного брокера обязанностей, которые прямо закреплены ТК РФ за лицом, указанным в ст. 16 ТК РФ, перевозчиком либо иным лицом (ст. 144 ТК РФ).

Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации

Статья 16.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за недекларирование и недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ.

В соответствии со ст. 286 ТК РФ декларирование товаров (в том числе валюты), перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу. При этом обязательному декларированию в письменной форме такими лицами подлежат товары, перечисленные в п. 2 ст. 286 ТК РФ. К их числу относятся и товары, обязательное декларирование которых в письменной форме при вывозе предусмотрено законодательством РФ. Если в отношении товаров законом не установлена обязанность письменного декларирования, они декларируются физическими лицами в устной форме, а в случаях и порядке, определяемых федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, - в конклюдентной форме (пп. 3 и 4 ст. 286 ТК РФ).
Обязанность декларирования физическими лицами вывозимой иностранной валюты в письменной форме установлена Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон).
В соответствии со ст. 15 Закона физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ либо приобретена в РФ.
При единовременном вывозе из РФ физическими лицами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой валюты.
Таким образом, при вывозе иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, в случае неподачи физическими лицами декларации на всю сумму вывозимой валюты или заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений о количестве вывозимой иностранной валюты они подлежат ответственности по ст. 16.4 КоАП РФ.
Учитывая, что физическое лицо вправе по своему желанию избирать форму декларирования товаров, не подлежащих обязательному письменному декларированию (ч. 3 ст. 286 ТК РФ), а также особенности декларирования товаров в конклюдентной форме с использованием двухканальной системы таможенного оформления и таможенного контроля (установлена Инструкцией по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной приказом ГТК России от 25 января 1999 г. N 38, действующим с 01.01.2004 в части, не противоречащей ТК РФ), при квалификации правонарушений по ст. 16.4 КоАП РФ необходимо учитывать следующие особенности:
1) юридически значимым фактом для квалификации нарушений таможенных правил является не сам факт заполнения и наличия декларации у лица, а факт подачи декларации и принятия ее в установленном порядке (ст. 132 ТК РФ, приказ ГТК России от 25 января 1999 г. N 38). То есть, пересечение линии входа в "зеленый" канал или зеленой линии таможенного контроля с заполненной, но не поданной в установленном порядке декларацией на товары, подлежащие обязательному письменному декларированию, не может рассматриваться как выполнение обязанности письменно декларировать такие товары;
2) если лицо вывозит товар, подлежащий обязательному письменному декларированию, и заполняет декларацию на этот товар, оно не обязано указывать в декларации сведения об иных товарах, не подлежащих обязательному письменному декларированию. Например, при одновременном вывозе картины, представляющей художественную ценность (подлежит письменному декларированию), и иностранной валюты в сумме менее или равной 3000 долларов США (не подлежит декларированию), физическое лицо не обязано указывать в декларации сведения о валюте;
3) физическое лицо, избравшее добровольно письменную форму декларирования и указавшее в соответствующей графе таможенной декларации недостоверные сведения о размере вывозимой из РФ иностранной валюты, при том, что ее размер не превышает в эквиваленте 3000 долларов США, не подлежит привлечению к административной ответственности.
В соответствии с Законом единовременный вывоз из РФ физическими лицами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, когда валюта вывозится в пределах сумм, ранее ввезенных, переведенных или пересланных в РФ. Таким образом, в случае вывоза физическим лицом иностранной валюты в сумме, превышающей 10 000 долларов США, при отсутствии у него документов (ввозной таможенной декларации или иных документов), подтверждающих ее ввоз, перевод или пересылку в РФ, деяние должно быть квалифицировано как осуществление валютной операции, запрещенной валютным законодательством РФ, ответственность за которое наступает по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Если же у лица имеются (вне зависимости от того, были ли они предъявлены таможенному органу) необходимые документы, дающие ему право на вывоз иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, однако данная сумма им не была задекларирована в письменной форме или задекларирована недостоверно, то деяние подлежит квалификации по ст. 16.4 КоАП РФ.
Необходимо отметить, что неподача декларации на ввозимую иностранную валюту или подача таможенной декларации, содержащей неточные сведения о такой валюте, не влекут ответственности по рассматриваемой статье. Согласно ст. 15 Закона ввоз в РФ иностранной валюты осуществляется без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. ТК РФ требования об обязательном письменном декларировании ввозимой иностранной валюты не устанавливает.
Кроме того, в соответствии с Законом ввоз и пересылка в РФ и вывоз и пересылка из РФ валюты РФ осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком России и может предусматривать требование о предварительной регистрации. В настоящее время обязанность декларирования такой валюты в письменной форме не установлена, в связи с чем ст. 16.4 в части недекларирования и недостоверного декларирования валюты РФ не применяется до установления соответствующих правил.
При наличии признаков незаконного перемещения товаров, выражающегося в нарушении порядка убытия товаров с таможенной территории РФ или в сокрытии их от таможенного контроля, деяние подлежит квалификации соответственно по ч. 1 или ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ (например, физическое лицо прошло через "зеленый" канал, имея при себе валюту в сумме, подлежащей обязательному письменному декларированию, сокрыв ее в дополнительной полости под подкладкой одежды).
Следует также отметить, что поскольку назначение наказания по статье 16.4 не ставится в зависимость от размера и стоимости предмета правонарушения (санкцией статьи установлен штраф, исчисляемый в минимальных размерах оплаты труда, и не предусмотрена возможность конфискации предмета правонарушения), валюта, являющаяся предметом недекларирования или недостоверного декларирования, изъятию по таким делам об административных правонарушениях не подлежит. Вместе с тем, это не препятствует применению в отношении этой валюты мер, предусмотренных ТК РФ.

Статья 16.5. Нарушение режима зоны таможенного контроля

Статья 16.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за следующие действия, если они совершаются без разрешения таможенного органа:

- перемещение товаров, транспортных средств или лиц (в том числе должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов) через границы зоны таможенного контроля;