(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54401-2011 "Дороги автомобильные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3.7 дорожное покрытие: Конструкция, состоящая из одного или нескольких слоев, воспринимающая нагрузки от транспорта и обеспечивающая его беспрепятственное движение.
3.8 заданный состав смеси (состав смеси): Оптимально подобранный состав определенной асфальтобетонной смеси, с указанием кривой гранулометрического состава минеральной части смеси и процентного содержания компонентов.
3.9 кислые горные породы: Магматические горные породы, содержащие более 65% окиси кремния .
3.10 кохер (мобильный кохер): Специальный передвижной котел-термос для транспортирования смеси литой, оборудованный обогревом, системой перемешивания (с автономным приводом или без него) и приборами для обеспечения контроля температуры смеси литой.
3.11 метод втапливания "по горячему": Технологический процесс создания шероховатой поверхности верхнего слоя дорожного покрытия путем нанесения на еще неостывшую после укладки литую смесь зерновой минеральной смеси (фракционированного песка или щебня) или черненого щебня.
3.12 модифицированный битум: Вяжущее, изготовленное на основе вязкого дорожного битума путем введения полимеров (с пластификаторами или без них) или иных веществ с целью придания битуму определенных свойств.
3.13 мостовое сооружение: Дорожное инженерное сооружение (мост, путепровод, виадук, эстакада, акведук и т.д.), состоящее из одного или нескольких пролетных строений и опор, прокладывающее транспортный или пешеходный путь над препятствиями в виде водотоков, водоемов, каналов, горных ущелий, городских улиц, железных и автомобильных дорог, трубопроводов и коммуникаций различного назначения.
3.14 основные горные породы: Магматические горные породы, содержащие от 44% до 52% окиси кремния .
3.15 поверхность покрытия: Верхний слой дорожного покрытия, который контактирует с транспортом.
3.16 полимерно-битумное вяжущее (ПБВ): Модифицированный полимерами вязкий дорожный битум.
3.17 полный проход минерального материала: Количество материала, размер зерен которого меньше размера отверстий данного сита (количество материала, проходящего при просеивании через данное сито).
3.18 полный остаток минерального материала: Количество материала, размер зерен которого больше размера отверстий данного сита (количество материала, не прошедшего при просеивании через данное сито).
3.19 ряд (полоса укладки): Элемент дорожного покрытия, уложенный за одну рабочую смену или рабочий день.
3.20 сегрегация (расслоение): Местное изменение гранулометрического состава минеральных материалов смеси литой и содержания вяжущего в первоначально однородной смеси, из-за отдельных перемещений частиц крупной и мелкой фракций минеральной части, в процессе хранения смеси или ее транспортирования.
3.21 слой (конструктивный слой): Строительный элемент дорожного покрытия, состоящий из материала одного состава. Слой может быть уложен в один или несколько рядов.
3.22 смесь асфальтобетонная дорожная литая горячая: Литьевая смесь, с минимальной остаточной пористостью, состоящая из зерновой минеральной части (щебня, песка и минерального порошка) и вязкого нефтяного битума (с полимерными или другими добавками, или без них) в качестве вяжущего вещества, укладка которой производится по литьевой технологии, без уплотнения, при температуре смеси не менее 190°С.
3.23 средние горные породы: Магматические горные породы, содержащие от 52% до 65% окиси кремния .
3.24 стационарный кохер: Специальный стационарный бункер-накопитель для гомогенизации и хранения смеси литой после окончания процесса ее производства, оборудованный обогревом, системой перемешивания, отгрузочным устройством и приборами контроля температуры смеси литой.
3.25 удобоукладываемость: Качественная характеристика смеси литой, определяемая усилиями, которые обеспечивают ее гомогенизацию при перемешивании, ее пригодностью для транспортировки и укладки. Включает такие свойства смеси литой, как текучесть, пригодность к укладке по литьевой технологии, скорость растекания по поверхности.
3.26 черненый щебень: Фракционированный щебень, обработанный битумом, находящийся в несвязанном состоянии и предназначенный для создания поверхностного шероховатого слоя.

4 Классификация

4.1 Смеси литые и асфальтобетоны на их основе, в зависимости от наибольшего размера зерен минеральной части, содержания в них щебня и назначения, подразделяются на три типа (см. таблицу 1).
Таблица 1
Основные классификационные особенности смесей литых
Назначение
Тип
Максимальный размер зерен минеральной части, мм
Содержание фракций более 5 мм, % по массе
Рекомендуемая толщина слоя покрытия, мм
I
20
30-51
От 40 до 50
Новое строительство, капитальный и ямочный ремонт
II
15
15-30
От 30 до 45
Новое строительство, капитальный и ямочный ремонт, тротуары
III
10
0-15
От 20 до 35
Тротуары, велосипедные дорожки

5 Технические требования

5.1 Смеси литые должны приготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке предприятием-изготовителем.
5.2 Зерновые составы минеральной части смесей литых и асфальтобетонов на их основе, при использовании круглых сит, должны соответствовать значениям, указанным в таблице 2
Таблица 2
Тип смеси
Размер зерен, мм, мельче*
20
15
10
5
2,5
1,25
0,63
0,315
0,16
0,071
I
95-100
80-100
67-87
49-70
42-59
36-52
30-48
26-42
22-34
19-30
II
100
98-100
87-100
70-85
54-71
44-62
36-54
31-45
26-37
20-32
III
100
100
98-100
85-100
62-88
48-79
39-70
31-59
26-48
20-40
* Полные проходы минерального материала, в процентах по массе.
Зерновые составы минеральной части смесей литых и асфальтобетонов на их основе, при использовании квадратных сит, приведены в приложении Б.
Графики разрешенных гранулометрических составов минеральной части смеси литой приведены в приложении В.
5.3 Рекомендуемое содержание вяжущего в литой смеси приведено в приложении Б.
5.4 Показатели физико-механических свойств смесей литых и асфальтобетонов на их основе, температуры производства, хранения и укладки должны соответствовать указанным в таблице 3.
Физико-механические свойства смесей литых и асфальтобетонов на их основе определяют в соответствии с ГОСТ Р 54400.
Таблица 3
Наименование показателя
Нормы для типов смесей
I
II
III
1 Пористость минерального остова, % по объему, не более
20
22
Не нормируется
2 Остаточная пористость, % по объему, не более
2
2
Не нормируется
3 Водонасыщение, % по объему, не более
0,5
0,5
0,5
4 Температура смеси при производстве, транспортировании, хранении и укладке, °С, не выше
215*
---------
230**
215*
---------
230**
215*
----------
230**
5 Прочность на растяжение при расколе при температуре 0°С, МПа (факультативно):
Не нормируется
не менее
2,5
2,0
не более
6,5
6,0
* Значения соответствуют максимальной температуре смеси из условия использования полимерно-битумных вяжущих.** Значения соответствуют максимальной температуре смеси из условия использования битумов нефтяных дорожных вязких.
5.5 Максимальная температура, указанная в таблице 3, действительна для любого места в смесительном механизме и емкости для хранения и транспортирования.
5.6 Значения показателя глубины вдавливания штампа в зависимости от назначения и места применения смесей литых и асфальтобетонов на их основе указаны в таблице 4.
Таблица 4
Область применения
Вид работ
Диапазон показателя вдавливания штампа для типов смесей, мм
I
II
III
1 Дороги автомобильные общего пользования с интенсивностью движения авт/сут;
Устройство верхнего слоя покрытия
От 1,0 до 3,5
Увеличение через 30 мин
Не более 0,4 мм
Не применяется
мостовые сооружения, тоннели.
Устройство нижнего слоя покрытия
От 1,0 до 4,5
Увеличение через 30 мин
Не более 0,6 мм
2 Дороги автомобильные общего пользования с интенсивностью <3000 авт>
Устройство верхнего слоя покрытия
От 1,0 до 4,0
Увеличение через 30 мин
Не более 0,5 мм
Не применяется
Устройство нижнего слоя покрытия
От 1,0 до 5,0
Увеличение через 30 мин
Не более 0,6 мм
3 Пешеходные и велосипедные дорожки, переходы и тротуары
Устройство верхнего и нижнего слоев покрытия
Не применяется
от 2,0 до 8,0*
от 2,0 до 8,0*
4 Все типы дорог, а также мостовые сооружения и тоннели
Ямочный ремонт верхнего слоя покрытия; устройство выравнивающего слоя
От 1,0 до 6,0
Увеличение через 30 мин
Не более 0,8 мм
Не применяется
* Увеличение показателя вдавливания штампа в течение последующих 30 мин не нормируется.
Показатель глубины вдавливания штампа при температуре 40°С в течение первых 30 мин испытания и (при необходимости) увеличения показателя глубины вдавливания штампа в течение последующих 30 мин испытания определяют в соответствии с ГОСТ Р .
5.7 Смеси литые должны быть однородными. Однородность смесей литых оценивают в соответствии с ГОСТ Р 54400 по коэффициенту вариации значений показателя глубины вдавливания штампа при температуре 40°С в течение первых 30 мин испытания. Коэффициент вариации для смесей литых типов I и II должен быть не более 0,20. Данный показатель для смеси литой типа III не нормируется. Показатель однородности смеси литой определяется с периодичностью не реже, чем ежемесячно. Показатель однородности смеси литой рекомендуется определять для каждого выпускаемого состава.
5.8 Требования к материалам
5.8.1 Для приготовления смесей литых применяют щебень, получаемый дроблением плотных горных пород. Щебень из плотных горных пород, входящий в состав смесей литых, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267.
Для приготовления смесей литых применяют щебень фракций от 5 до 10 мм; свыше 10 до 15 мм; свыше 10 до 20 мм; свыше 15 до 20 мм, а также смеси этих фракций. В щебне не должно быть посторонних засоряющих примесей.
Физико-механические показатели щебня должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 5.
Таблица 5
Наименование показателя
Значения показателей
Метод испытаний
1 Марка по дробимости, не менее
1000
2 Марка по истираемости, не менее
И1
3 Марка по морозостойкости, не ниже
F 50
4 Средневзвешенное содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в смеси фракций щебня, % по массе, не более
20
5 Содержание зерен слабых пород, % по массе, не более
5
6 Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе, не более
1
7 Удельная эффективная активность естественных радионуклидов, , Бк/кг:
- для дорожного строительства в пределах населенных пунктов;
До 740
- для дорожного строительства вне населенных пунктов
До 1350
5.8.2 Для приготовления смесей литых применяют песок из отсевов дробления, природный песок, а также их смесь. Песок должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736. При производстве смесей литых для верхних слоев покрытий дорог и мостовых сооружений следует использовать песок из отсевов дробления или его смесь с природным песком, содержащую не более 50% природного песка. Зерновой состав природного песка по крупности должен соответствовать песку не ниже мелкой группы.
Физико-механические показатели песка должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 6.