Действующий
; (Е.5)
при полусимметричном подходе
(Е.6)
,
(Е.7)
при несимметричном подходе
, (Е.8)
где
- ширина расчетного судна;
- уширение, определяемое по
Е.6 настоящего приложения;
- смещение лицевой грани причала от оси шлюза.
При определении
,
,
расчетными следует принимать суда и толкаемые составы наибольшей длины.
Е.6 Ширина судового хода на участках
и
(
рисунок Е.2) при поочередном движении по кривой судов в двух направлениях должна приниматься равной
. За пределами этих участков при одновременном движении по кривой судов в двух направлениях -
.
Уширение
определяется по формуле
, (Е.9)
где
и r - см.
Е.5 настоящего приложения.
Переходный участок
(см.
рисунок Е.2) должен приниматься длиной не менее 20 уширений в каждую сторону. При сопряжении подходного канала в пределах переходного участка или непосредственно за ним с бьефом или переходным участком подходного канала соседнего шлюза его следует принимать на всем протяжении уширенным (без переходного участка).
Е.7 При проектировании шлюзов, входящих в состав гидроузлов с водосбросными сооружениями, расположенных на сверхмагистральных и магистральных водных путях, условия входа, стоянки, движения и дрейфа судов в подходных каналах должны, как правило, определяться по данным лабораторных исследований.
Для шлюзов на водных путях местного значения такие исследования выполняются только при надлежащем обосновании.
Требования к системам питания шлюзов
Ж.1 Основные системы питания шлюзов, применяемые для наполнения и опорожнения их камер, подразделяются:
а) по способу подачи воды в камеры и выпуску ее из камер на:
б) по способу забора воды из верхнего бьефа и сброса ее в нижний бьеф:
в пределах подходных каналов;
вне пределов подходных каналов.
Могут применяться системы питания в комбинации из вышеприведенных.
Ж.2 Системы питания судоходных шлюзов должны отвечать следующим требованиям:
а) продолжительность наполнения и опорожнения камеры должна соответствовать заданной судопропускной способности шлюза;
б) режимы наполнения и опорожнения должны обеспечивать нормальные условия стоянки судов в камере и работы оборудования, а также нормальные условия стоянки и маневрирования судов в подходных каналах, в том числе при независимой работе камер многониточных шлюзов, имеющих общий подходной канал. Эти условия определяются допустимыми значениями продольных и поперечных составляющих гидродинамических сил, воздействующих в процессе шлюзования и после него на стоящие в камере или у причала суда, а также допустимыми значениями продольных и поперечных скоростей течения в подходных каналах, определяемыми в соответствии с
приложением В;
в) воздействие потока на элементы шлюза, а также на русло и крепление каналов при многократном наполнении и опорожнении камеры не должно вызывать их повреждения;
г) конструкции элементов системы питания должны быть доступными для осмотра и ремонта, а также должны обеспечивать быстрое прекращение наполнения или опорожнения камеры, безопасное для судов, находящихся в камере и на подходах;
д) проникание морской воды в пресноводный водоем, ограждаемый напорным фронтом, в который входит судоходный шлюз, должно быть исключено.
Ж.3 Для шлюзов на сверхмагистральных и магистральных водных путях, а также для шлюзов с напорами более 6 м на водных путях местного значения элементы системы питания должны определяться по данным лабораторных и натурных исследований.
Ж.4 Продольные и поперечные составляющие гидродинамических сил определяются расчетом или лабораторными исследованиями и не должны превышать:
для продольной составляющей
;
, (Ж.1)
где D - водоизмещение расчетного судна или наибольшего грузового судна в расчетном составе в полном грузу, кН (mc);
для поперечной составляющей
.
В камере и у причалов, не оборудованных подвижными рымами, величины продольных и поперечных составляющих гидродинамических сил следует умножать на величину
, где
- угол в вертикальной плоскости между канатами, удерживающими судно за причальные тумбы при расчетном наинизшем судоходном уровне воды, и горизонталью.
Ж.5 Выбор системы питания следует производить в соответствии с Ж.2 с соблюдением следующих условий:
при значениях
и
, а также
м (где
- полезная длина камеры, м;
- расчетный напор на камеру, м;
- глубина на пороге), следует принимать сосредоточенную систему питания шлюза. При больших значениях указанных показателей и при
м следует, как правило, применять распределительную систему питания.
Ж.6 При наполнении (опорожнении) камеры шлюза наибольший инерционный подъем (спад) уровня воды в ней не должен превышать 0,25 м.
К моменту открытия ворот шлюза перепад уровней между камерой и бьефом не должен превышать 0,2 м.