(Действующий) Приказ Рослесхоза от 22 сентября 1997 г. N 122 "Об утверждении...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
1.7. Организация проведения авиационной охраны лесов, изложенная в настоящей Инструкции, является обязательной для авиабаз, государственных органов управления лесным хозяйством России и других ведомств, организующих авиационную охрану лесов.
1.8. Авиационные работы проводятся с использованием самолетов и вертолетов авиационных предприятий Рослесхоза и (или) арендуемых в других авиапредприятиях гражданской авиации.
1.9. Полеты по авиационной охране лесов выполняются в соответствии с действующими документами воздушного законодательства Российской Федерации, регламентирующими условия и порядок выполнения полетов, перевозку служебных грузов и пассажиров, эксплуатацию аэродромов и другие вопросы.
1.10. Выполнение прыжков с парашютом и сбрасывание грузов с самолетов, высадка людей и грузов с вертолетов на специальных спусковых устройствах осуществляется в соответствии с Наставлением по парашютно-десантным работам в авиационной охране лесов.
1.11. Работы по тушению лесных пожаров наземными и авиационными средствами производятся авиабазами в соответствии с действующими инструкциями, указаниями и положениями по обеспечению охраны лесов от пожаров, с соблюдением соответствующих правил по охране труда, технике безопасности и безопасности полетов.

2. Организация и планирование авиационной охраны лесов

2.1. Организация авиационной охраны лесов

2.1.1. Непосредственное проведение работ по авиационной охране лесов от пожаров на территории, обслуживаемой авиабазой, осуществляется авиационными отделениями (авиаотделениями).
В составе авиаотделения могут организовываться механизированные отряды или команды, оснащаемые бульдозерами, автоцистернами и противопожарными агрегатами. Для доставки механизированных отрядов (команд) к местам пожаров могут использоваться тяжелые вертолеты.
Работа авиаотделений организуется в соответствии с Положением об авиаотделении.
2.1.2. При необходимости могут организовываться опытно-производственные авиабазы и авиаотделения, осуществляющие свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым Центральной базой.
2.1.3. В состав авиабаз могут быть включены в установленном порядке авиапредприятия Рослесхоза (летные подразделения), которые кроме работ по авиационной охране лесов могут быть наделены правами осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации.
2.1.4. Для проведения борьбы с лесными пожарами в авиабазе может быть создана парашютная и десантно-пожарная служба (ПДПС), в состав которой входят парашютно-пожарные и десантно-пожарные команды и группы, укомплектованные соответственно парашютистами-пожарными и десантниками-пожарными.
2.1.5. Команды возглавляются старшим инструктором парашютной и десантно-пожарной службы. В зависимости от численности парашютистов-пожарных и десантников-пожарных в помощь старшему инструктору ПДПС авиабазы могут назначаться инструкторы парашютной и десантно-пожарной службы.
2.1.6. Техническое руководство работами по защите лесов от вредителей и болезней осуществляет старший летчик-наблюдатель авиабазы по лесозащите.
2.1.7. В соответствии с заданием Центральной базы в авиабазах создается резерв работников парашютной и десантно-пожарных команд, летчиков-наблюдателей, средств пожаротушения и полевого снаряжения для оказания помощи другим авиабазам. Парашютисты-пожарные и десантники-пожарные, зачисленные в резерв, сосредоточиваются в авиаотделениях, откуда возможна их быстрая отправка.

2.2. Планирование авиационной охраны лесов

2.2.1.Основные производственные показатели по авиационной охране лесов - охраняемая площадь и уровень охраны - для авиабаз устанавливает Федеральная служба лесного хозяйства в срок до первого декабря предшествующего работам года.
2.2.2. Государственные органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации в срок до 15 января заключают с авиабазами договоры на работы по авиационной охране лесов от пожаров.
2.2.3. Величина осматриваемой территории авиаотделения, как правило, должна равняться нормативной площадной нагрузке на основное плановое воздушное судно в расчете на однократное патрулирование при плотности пожаров, соответствующей малой пожарной опасности по условиям погоды. Границы обслуживаемой территории должны совпадать с границами лесхозов либо лесничеств или проходить по хорошо известным, распознаваемым с воздуха ориентирам (большие реки, железные дороги и т.д.).
2.2.4. Места базирования авиаотделений устанавливаются в пунктах,имеющих аэродромы (посадочные площадки), расположенные как можно ближе к наиболее пожароопасным участкам охраняемой территории. Вертолеты при необходимости могут базироваться вне аэродромов, на посадочных площадках, оборудованных в соответствии с Наставлением по аэродромной службе.
2.2.5. Авиаотделениям устанавливаются патрульные маршруты для одно-, двух- и трехкратного патрулирования, соответственно для малой, средней и высокой пожарной опасности в лесу по условиям погоды.
2.2.6. В зависимости от заданного уровня охраны и от числа пожаров, возникающих на территории, обслуживаемой авиаотделением, в т.ч. в удаленных районах, определяется численность авиапожарных команд, необходимая для своевременного обслуживания пожаров, а также типы и количество воздушных судов, которые должны обеспечить доставку команд к местам пожаров.
Технические нормативы для определения этих данных утверждаются Федеральной службой лесного хозяйства.
2.2.7. Патрульные маршруты прокладываются через наиболее опасные в пожарном отношении участки с таким расчетом, чтобы обеспечивалась полная просматриваемость обслуживаемой территории при средних условиях видимости. Как правило, не должно допускаться больших перекрытий просматривания одной и той же площади с соседних маршрутов. По возможности следует избегать изломов маршрутов под острыми углами. При прокладке маршрутов учитывается необходимость обеспечения максимальной безопасности полетов.
2.2.8. Расстояния между линиями маршрута должны быть не более 60 км, а от маршрута до границы обслуживаемой территории - не более 30 км.
Поворотные пункты маршрутов должны выбираться над ориентирами, хорошо опознаваемыми при полете.
2.2.9. В соответствии с заключенными договорами составляется производственный план авиабазы, который утверждается начальником базы не позднее 1 февраля. На основании производственного плана авиабазы каждому авиаотделению выдается производственное задание.
2.2.10. План по налету часов предусматривает распределение лимитов летного времени по авиаотделениям и авиабазе по видам полетов: авиалесоохранные и прочие производственные.
2.2.11. К авиалесоохранным полетам относятся полеты, проводимые в целях обнаружения лесных пожаров и борьбы с ними, контроля за состоянием пожаров и соблюдением правил пожарной безопасности в лесу. Потребное для этих целей авиаотделениям летное время планируется с учетом фактического рационального налета часов, сложившегося в предшествующие годы при средней горимости лесов и продолжительности периода аренды.
2.2.12. К прочим производственным полетам относятся полеты по перегонке самолетов (вертолетов) в авиаотделения и обратно, а также специальные полеты по лесопатологическим обследованиям, для проведения воздушной тренировки работников парашютной и десантно-пожарной службы и проверки в воздухе летчиков-наблюдателей авиабазы, инспектированию авиаотделений.
2.2.13. Перевозка к месту базирования авиаотделения воздушным транспортом личного состава, противопожарного снаряжения, средств связи и другого имущества допускается при отсутствии наземного транспорта либо приурочивается к перегонке воздушных судов.
Потребное для этих целей количество летного времени определяется в каждом отдельном случае на основании производственного плана.
2.2.14. В районах, где по многолетним наблюдениям горимость лесов в летний период отсутствует не менее 1 месяца, могут планироваться перерывы в авиационной охране лесов.
2.2.15. За каждым авиаотделением закрепляется необходимое количество летчиков-наблюдателей, как правило, с постоянным жительством в месте базирования авиаотделения.
Для обеспечения бесперебойной работы авиаотделений в авиабазе предусматривается резерв летчиков-наблюдателей, который должен составлять не более 10% от планового количества воздушных судов в расчете на среднюю пожарную опасность.
2.2.16. Оснащение авиаотделений средствами пожаротушения производится с расчетом, чтобы каждое авиаотделение, ведущее активную борьбу с лесными пожарами, было полностью подготовлено к применению тех средств и методов борьбы с лесными пожарами, использование которых целесообразно в природных и экономических условиях обслуживаемой территории и возможно при выбранном типе воздушного судна.
2.2.17. Авиабазы совместно с органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и их территориальными органами разрабатывают на периоды повышенной пожарной опасности в лесах мероприятия оперативного взаимодействия с государственными органами власти в организации борьбы с лесными пожарами, которыми предусматривается:
участие в подготовке решений органов государственной власти и местного самоуправления;
порядок привлечения дополнительных воздушных судов, места их базирования и патрульные маршруты;
маневрирование силами и средствами пожаротушения;
обеспечение авиаГСМ, средствами транспорта и связи, картографическими материалами, средствами пожаротушения, продуктами питания и т.п.;
порядок привлечения и размещения резервных парашютных и десантно-пожарных команд, направляемых из других авиабаз.

2.3. Взаимодействие авиационной и наземной охраны лесов

2.3.1. Авиационная охрана лесов должна проводиться в тесном взаимодействии с работой наземной лесной охраны, что обеспечивает наиболее эффективное использование авиационных сил и средств.
О всех случаях нарушения договорных обязательств стороны обязаны сообщать органам управления лесным хозяйством и авиабазе, которые незамедлительно рассматривают эти сообщения и принимают меры к устранению выявленных нарушений.
2.3.2. Организация авиапатрулирования и тушения лесных пожаров на охраняемой территории осуществляется едиными пунктами диспетчерского управления (ПДУ).
2.3.3. Лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством (далее лесхозы), в которых проводится авиационная охрана лесов от пожаров, обязаны:
совместно с авиаотделениями провести разделение охраняемой территории на районы пожаротушения;
организовать проведение инструктажа лесной охраны по всем вопросам взаимодействия с авиационной охраной лесов;