Действующий
Духовная реальность храма выражается в его архитектуре посредством символов. Исходя из догматического учения Православной Церкви о будущем преобразовании неба и земли в Царство Божие храм в целом символизирует собой Небесное Царство, возвращенный оправданному человечеству Рай. В планировочном отношении алтарь являет образ Рая, духовного мира, нисходящего на землю к людям. Средняя часть храма является символом неба и земли, вселенной, обновленных примирением с духовным миром. Притвор является символом мира неоправданного, греховного.
Согласно церковной теории соотношения образа с первообразом архитектурные образы и символы храма при исполнении в рамках канонической традиции могут отражать первообразы небесного бытия и приобщать к ним.
Значение храма как места молитвы, Дома Божия, Царства Небесного может быть выражено различными средствами. Канонической храмовой архитектуре соответствует строгий и возвышенный стиль ввиду молитвенного предназначения храма. В то же время образ Дома Божия - Царя Небесного выражается через благолепие храма с широким использованием декоративных средств. В архитектурных решениях византийских и древнерусских храмов ясно выражено стремление к отражению идеала неземной красоты "Царства Небесного". Храмовая архитектура строилась в основном на пропорциональном соответствии частей и целого, учитывая, что объектами внимания молящихся должны быть священные изображения стенописи и икон. Главной зоной архитектурной декорации является преимущественно верхняя зона храма, символизирующая "Царство Небесное".
По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: "Современная храмовая архитектура призвана учитывать в своем развитии принцип гармонического сочетания новых форм и стилей с уже устоявшимися в истории традициями зодчества" (6).
Акустическое проектирование должно быть ориентировано на оптимизацию времени реверберации, определяющего гулкость звучания храмовых помещений, методика которого разработана институтом НИИСФ.
┌────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐
│Плотность │ Частота, Гц │
│расстановки │ │
│ ├────────┬─────────┬────────┬────────┬────────┬────────┤
│ │125 │250 │500 │1000 │2000 │4000 │
├────────────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│6 м2/чел │0,15 │0,23 │0,61 │0,97 │1,1 │1,1 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│3 " │0,13 │0,21 │0,48 │0,81 │0,96 │1,0 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│1 " │0,11 │0,2 │0,32 │0,66 │0,81 │0,89 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│0,5 " │0,1 │0,18 │0,28 │0,59 │0,65 │0,72 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│0,25 " │0,07 │0,16 │0,26 │0,45 │0,54 │0,6 │
└────────────────┴────────┴─────────┴────────┴────────┴────────┴────────┘
┌────────────────┬────────┬────────┬────────┬─────────┬────────┬────────┐
│Частота, Гц │125 │250 │500 │1000 │2000 │4000 │
├────────────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┤
│альфа_доб │0,06 │0,06 │0,06 │0,06 │0,05 │0,05 │
├────────────────┴────────┴────────┴────────┴─────────┴────────┴────────┤
│ Примечание - В помещениях с обилием деревянных конструкций и гибких│
│элементов следует увеличить альфа_доб на 30% в диапазоне 125-250 Гц, а│
│при значительном количестве мелких членений, отверстий и тканевых│
│деталей интерьера - на 30% в диапазоне свыше 500 Гц. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
На графике рисунка M.1 приведена зависимость оптимумов времени реверберации от объема помещений в диапазоне 500-2000 Гц. Учитывая, что время реверберации зависит от степени заполнения храмов прихожанами, оптимальные значения времени реверберации должны укладываться в границах, верхний предел которых соответствует заполнению 6 м2/чел., а нижний - 0,25 м2/чел. На частотах 125-250 Гц допускается подъем времени реверберации на 25-30%, а на частоте 4000 Гц - снижение на 15-20%.
В случае если расчет времени реверберации по формулам (M.1)-(М.3) покажет значения, выходящие из рекомендуемых по рисунку M.1, то следует провести корректировку объемно-планировочного решения и материалов отделки интерьеров проектируемого храма.
При избыточных значениях времени реверберации (при недостаточности общего фонда звукопоглощения) следует, во-первых, уменьшить воздушный объем помещения при неизменности площади пола основного и боковых нефов и, во-вторых, увеличить звукопоглощающие свойства материалов отделки интерьеров. Если проведенный контрольный расчет времени реверберации по-прежнему покажет избыточные значения времени реверберации, то следует принять дополнительные меры к увеличению фонда звукопоглощения храма. При значительном превалировании времени реверберации в диапазоне низких частот можно использовать "голосники", выполненные по современной строительной технологии, методы расчета которых приведены в издании (9). В диапазоне средних и высоких частот для увеличения звукопоглощения рекомендуется использовать тканевые элементы убранства храма. Их общее количество определяется акустическим расчетом.
При недостаточности времени реверберации храма следует принять меры к увеличению его общего воздушного объема и к уменьшению фонда звукопоглощения в убранстве храма.
В храмах с делением на средний и боковые нефы или трапезную часть, особенно при высоком центральном куполе, статистический метод расчета времени реверберации неприменим.
Расчет процесса реверберации следует начинать с определения среднего КЗП каждого i-го объема в диапазоне частот 125-4000 Гц (альфа_i), на основании которого рассчитывается его фонд звукопоглощения: