Действующий
Богослужение вечерни содержит воспоминание о временах Ветхого Завета от сотворения мира до пришествия на землю Спасителя. В молитвословиях, песнопениях и священнодействиях Церковь прославляет Бога за сотворение мира, напоминает о грехопадении прародителей, возбуждает верующих к сознанию грехов и молению перед Богом о их прощении, прославляет оправданных Богом святых. В начале службы священнослужители входят южной дверью в алтарь и облачаются.
В воспоминание сотворения мира священником совершается обход со свечой и каждение фимиамом всего храма, символизирующего Вселенную. Открытые Царские врата алтаря означают при этом блаженное пребывание человека в Раю до грехопадения. По окончании каждения храма Царские врата затворяются в напоминание о недоступности Рая для согрешивших прародителей.
Следующее каждение всего храма служит напоминанием о тех жертвах и курениях фимиама, которые совершались в ветхозаветное время в знак ожидания обещанного Богом Спасителя мира.
Важным моментом богослужения вечерни служит "вечерний вход". Открытие Царских врат означает, что с пришествием на землю Спасителя людям вновь открылось Царство Божие. Священник выходит на солею северными вратами, а не Царскими в знак того, что Спаситель явился на землю не в славе. Войдя в алтарь, священник становится на Горнем месте лицом к народу, изображая Спасителя, после крестной жертвы воскресшего, вознесшегося на небеса и взирающего на верующих.
На всенощном бдении бывает выход священнослужителей для совершения богослужения литии в притвор, где стоят оглашенные и кающиеся, означая тем самым, что Спаситель явился в мир, чтобы привести грешных к покаянию.
Утреннее богослужение является продолжением вечернего и касается времени новозаветного: Рождества и Воскресения Христова.
В продолжении утрени большое значение имеет смена освещения храма. Погашение светильников во время чтения псалмов напоминает о той ночи, во время которой родился Христос, а зажжение светильников знаменует явление Христа, просвещающего всех людей. То же значение имеет обход со свечой и каждение всего храма священником, при котором полагается полное освещение храма.
Литургия - главное богослужение Православной Церкви, во время которого человек соединяется с Богом через Таинство Причащения (или Евхаристию).
В конце Проскомидии (первая часть Литургии) совершается каждение всего храма с выходом священнослужителя из алтаря северными вратами и входом через южные врата.
Важными моментами Литургии являются "малый" и "Великий" входы, во время которых священник выносит Евангелие и Дары через северные врата на солею и далее снова в алтарь через Царские врата.
После совершения в алтаре священнодействий начинается Причащение Святыми Дарами верующих с амвона солеи, во время которого происходит таинственное соединение человека с Богом, а весь храм символизирует собой Царство Небесное, возвращенный человеку Рай.
Если в храме совершаются в один день две Литургии, то они должны совершаться на разных престолах (в разных приделах храма).
Духовная реальность храма выражается в его архитектуре посредством символов. Исходя из догматического учения Православной Церкви о будущем преобразовании неба и земли в Царство Божие храм в целом символизирует собой Небесное Царство, возвращенный оправданному человечеству Рай. В планировочном отношении алтарь являет образ Рая, духовного мира, нисходящего на землю к людям. Средняя часть храма является символом неба и земли, вселенной, обновленных примирением с духовным миром. Притвор является символом мира неоправданного, греховного.
Согласно церковной теории соотношения образа с первообразом архитектурные образы и символы храма при исполнении в рамках канонической традиции могут отражать первообразы небесного бытия и приобщать к ним.
Значение храма как места молитвы, Дома Божия, Царства Небесного может быть выражено различными средствами. Канонической храмовой архитектуре соответствует строгий и возвышенный стиль ввиду молитвенного предназначения храма. В то же время образ Дома Божия - Царя Небесного выражается через благолепие храма с широким использованием декоративных средств. В архитектурных решениях византийских и древнерусских храмов ясно выражено стремление к отражению идеала неземной красоты "Царства Небесного". Храмовая архитектура строилась в основном на пропорциональном соответствии частей и целого, учитывая, что объектами внимания молящихся должны быть священные изображения стенописи и икон. Главной зоной архитектурной декорации является преимущественно верхняя зона храма, символизирующая "Царство Небесное".
По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: "Современная храмовая архитектура призвана учитывать в своем развитии принцип гармонического сочетания новых форм и стилей с уже устоявшимися в истории традициями зодчества" (6).