Действующий
Престол - четырехугольный стол, который располагается в середине алтаря. В соборах и больших храмах над престолом устанавливается
Правила
подсчета общей, полезной и нормируемой площади, строительного объема, площади застройки и этажности зданий и сооружений православных храмов
1. Общую площадь храма следует определять как сумму площадей этажей (включая технический, цокольный, подвальный этажи и застекленные ярусы колокольни), измеренных в пределах внутренних поверхностей наружных стен, а также площадей
Площади подполья для проветривания храма, чердака, технического подполья (технического чердака) при высоте от пола до низа выступающих конструкций менее 1,6 м, а также тамбуров, портиков, крылец, открытых гульбищ и наружных лестниц в общую и полезную площадь храмов не включаются.
Площадь под лестницами при высоте от пола до низа выступающих конструкций 1,6 м и более включается в полезную площадь помещений, где расположены лестницы.
3. Расчетная по вместимости площадь храма определяется как сумма площадей средней части, трапезной части,
средней части храма. В площадь помещения не включается площадь, занимаемая печью.
4. Площадь помещений храмов следует определять по их размерам, измеряемым между отделанными поверхностями стен и перегородок на уровне пола (без учета киотов и плинтусов). Площадь, занимаемую солеей, следует относить к площади
Строительный объем надземной и подземной частей храма определяется в пределах ограничивающих поверхностей с включением ограждающих конструкций, куполов, глав, звонниц и др., начиная с отметки чистого пола каждой из частей храма, без учета выступающих архитектурных деталей и конструктивных элементов, подпольных каналов, открытых гульбищ, объемов портиков, балконов, открытых звонниц и пространства под стилобатом на опорах (в чистоте), а также проветриваемых подполий под храмами.
Подполье для проветривания под храмом, независимо от его высоты, в число надземных этажей не включается.
В этажность храма количество ярусов пристроенной колокольни не включается. Технический этаж, расположенный в чердачном пространстве храма, при определении этажности храма не учитывается.
Для расчета числа и вместимости новых православных храмов в городах принимается процентное соотношение жителей, относящихся к группе православного вероисповедания, согласно статистическим данным по рассматриваемому району.
Для укрупненных градостроительных расчетов (в том числе при разработке проектов детальной планировки и застройки крупных селитебных образований) рекомендуется средний расчетный показатель потребности - 7,5 человек на 1000 жителей этой группы, проживающих в зоне обслуживания. Этот расчетный показатель может уточняться исходя из конкретных социально-демографических особенностей районов размещения храмов.
кафедральные соборы, монастырские храмы и храмы при кладбищах, выполняющие функции приходских храмов. Основными элементами этой структуры являются приходские храмы с "условным" радиусом обслуживания до 0,4 ч пешеходной доступности, или 1-1,5 км. Кафедральные соборы имеют радиус пешеходной доступности в пределах 0,4-0,3 ч.
2. При расчете городской структуры размещения православных храмов следует учитывать приходские храмы,
Храмы при учебных заведениях, больницах, приютах, воинских частях, в местах заключения ориентированы на удовлетворение религиозных потребностей контингента учреждений, в комплекс которых они входят, и при расчете городской структуры размещения храмов не учитываются.
Православное богослужение и функционально-планировочные схемы храма православное богослужение (4, 5)
Заказное богослужение совершается периодически по потребностям отдельных лиц, так называемые требы (чин крещения, венчания, погребения, освящение воды, молебны и др.). Чин крещения совершается в храме или крещальне; чин венчания - в храме; чин погребения, освящения воды, молебны, панихиды - в храме, часовне или на открытом месте.
Общественное богослужение совершается постоянно по общим потребностям от лица всей Церкви. Оно состоит из молитв и песнопений и должно совершаться, как правило, в особо устроенном и освященном здании - храме по установленному Церковью Уставу в соответствии с каноническими правилами и церковной традицией.
В монастырских, соборных и городских храмах, имеющих несколько священников, богослужение должно совершаться ежедневно, а в храмах сельских и имеющих одного священника - по возможности чаще и обязательно в воскресные и праздничные дни.
Постоянных служб всего девять: вечерня, повечерие, полуночница, утреня, часы (1, 3, 6, 9-й) и Литургия, составляющие суточный круг и несколько видоизменяемые в течение недели и года. В современной приходской практике Церкви существуют три главные суточные службы: вечерня, утреня и Литургия, к которым присоединяются остальные службы. В предпраздничные дни вечерня и утреня могут объединяться во всенощное бдение.
Православные богослужения совершаются клириками и мирянами стоя с коленопреклонениями. Сидеть разрешается только в редкие, определенные Уставом моменты службы, а также определенным категориям прихожан (больным, инвалидам). В притворе должны стоять оглашенные (готовящиеся к Крещению) и кающиеся; в средней части храма - верные (крещеные христиане); в алтаре - священнослужители; на клиросе - певчие. Во время богослужения внимание молящихся обращено в основном в сторону алтарной преграды с иконами святых и в направлении движения священнослужителей.
Каждое богослужение предваряется колокольным звоном - благовестом и далее трезвоном во все колокола. В колокола звонят и в определенные моменты службы.
Крестный ход совершается несколько раз в году, в том числе: на Пасху, во время храмовых праздников и др. Движение клириков и мирян происходит через западный вход наружу и далее вокруг храма против часовой стрелки.
Богослужение вечерни содержит воспоминание о временах Ветхого Завета от сотворения мира до пришествия на землю Спасителя. В молитвословиях, песнопениях и священнодействиях Церковь прославляет Бога за сотворение мира, напоминает о грехопадении прародителей, возбуждает верующих к сознанию грехов и молению перед Богом о их прощении, прославляет оправданных Богом святых. В начале службы священнослужители входят южной дверью в алтарь и облачаются.
В воспоминание сотворения мира священником совершается обход со свечой и каждение фимиамом всего храма, символизирующего Вселенную. Открытые Царские врата алтаря означают при этом блаженное пребывание человека в Раю до грехопадения. По окончании каждения храма Царские врата затворяются в напоминание о недоступности Рая для согрешивших прародителей.