(Действующий) Информационное письмо Федеральной службы страхового надзора от 5 июня...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Подотчетная организация обязана направить сообщение в Росфинмониторинг с момента государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества, поскольку организация имеет возможность самостоятельно вычислить сумму сделки. Если же вычислить срок, на который заключается договор аренды, невозможно - то сообщение должно быть направлено в установленном законом порядке по достижению пороговой суммы (3 000 000 руб.).
Предлагаем страховым организациям при представлении сведений об операциях, которые по своему характеру соответствуют операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона, но осуществляются платежами, которые меньше порогового значения (в частности, по внесению арендных платежей по договорам аренды недвижимого имущества, по внесению страховых премий, выплате страховых возмещений по договорам накопительного страхования) сохранить "накопительный подход", не используя при этом, принцип замены ранее представленных сведений.
В целях однозначного понимания страховыми организациями требований Федерального закона и их надлежащего исполнения рекомендуем вопрос о представлении в уполномоченный орган сведений о договорах аренды недвижимого имущества рассматривать отдельно от вопроса о представлении информации по договорам страхования недвижимого имущества.
Вопрос 8
Вправе ли страховая организация представлять в Росфинмониторинг неполный перечень идентификационных сведений о страхователях (застрахованных), если она не имеет возможности в силу технологии продаж получать исчерпывающий перечень идентификационных сведений о страхователях (например, полисы по массовым видам страхования выдаются через агентскую сеть на основании устных заявлений страхователей).
Ответ
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые организации, возложены обязанности по идентификации лиц, находящихся на обслуживании, и установлению идентификационных данных как в отношении физических, так и юридических лиц; установлению и идентификации выгодоприобретателей; систематическому обновлению информации о клиентах, выгодоприобретателях.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона также определен перечень сведений, подлежащих установлению организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, при идентификации лиц, находящихся на обслуживании.
Сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с Федеральным законом, в том числе идентификационные данные об участниках операций, подлежат документальному фиксированию и представлению в Росфинмониторинг (подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона).
В случае непредставления клиентом организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховые организации), документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с требованиями Федерального закона, организация осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховая организация) вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (пункт 11 статьи 7 Федерального закона).
Кроме того, обращаем внимание на то, что необходимо разделять обязанность организаций по идентификации лиц, находящихся на обслуживании (клиентов), установлению и идентификации выгодоприобретателей и обязанность по документальному фиксированию сведений в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона при совершении операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.
Вопрос 9
Подлежат ли операции по внесению денежных средств, объем которых превышает 600 000 рублей, в уставный капитал страховой организации информированию уполномоченного органа.
Ответ
В соответствии с Федеральным законом операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, в случае, если она соответствует одновременно двум условиям: в частности, сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к одному из видов операций, перечисленных в статье 6 Федерального закона, в том числе внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом, вне зависимости от ее суммы, подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.
В рамках реализации требований Федерального закона организации, относящиеся к категориям организаций, перечисленным в статье 5 Федерального закона, обязаны представить в Росфинмониторинг сведения не только по операциям, которые попадают под признаки обязательного контроля, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона по тем операциям клиента, в отношении которых у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Вопрос 10
Является ли открытие страховой организацией депозитного счета и заключение договора банковского вклада (депозита), в том числе с целью размещения страховых резервов основанием для информирования об этом Росфинмониторинга.
Ответ
Исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны представляться в Росфинмониторинг, и критерии определения таких операций приведены в статье 6 Федерального закона. При этом, возникновение у организаций соответствующих обязанностей, в том числе по отнесению какой-либо операции (сделке) к операциям, подлежащим обязательному контролю, в частности, зависит от вида проводимой операции (сделки).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона, обязательному контролю подлежит такой вид операции с денежными средствами или иным имуществом, как зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия, при условии, что сумма на которую совершается операция равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
В том случае, если размещение денежных средств во вклад (на депозит) осуществляется с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя, а также если открытие вклада (депозита) осуществляется в пользу третьих лиц с целью размещения в него денежных средств в наличной форме, такие операции также будут подлежать обязательному контролю в целях Федерального закона.
Одновременно, необходимо учитывать, что в Федеральном законе отсутствует указание на то, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые организации, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют направлениям их деятельности - банковской, страховой, деятельности на рынке ценных бумаг и т.п.
Таким образом, страховые компании должны сообщать в Росфинмониторинг обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, в том числе об операциях, связанных с зачислением денежных средств на счет (вклад) или списании денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операция по указанному счету (вкладу) не производились с момента их открытия, с размещением денежных средств во вклад (на депозит) осуществляемое с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя, а также если открытие вклада (депозита) осуществляется в пользу третьих лиц с целью размещения в него денежных средств в наличной форме.
В рамках реализации требований Федерального закона организации, относящиеся к категориям организаций, перечисленным в статье 5 Федерального закона, обязаны представить в Росфинмониторинг сведения не только по операциям, которые попадают под признаки обязательного контроля, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона по тем операциям клиента, в отношении которых у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Вопрос 11
Просьба разъяснить процедуру и порядок информирования Росфинмониторинга об операциях, подлежащих контролю в соответствии с Федеральным законом.
Ответ
В соответствии со статьей 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 3 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые организации, обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона, в случае, если у работников организации на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции (вне зависимости от ее суммы) осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
При этом соответствующая информация должна быть представлена в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций.
Единый формат представления организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе и страховыми организациями), информации по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, а также по операциям с денежными средствами или иным имуществом, по которым на основании программ реализации осуществления внутреннего контроля возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; форма кодирования; перечни (справочники) кодов, подлежащие использованию при представлении информации; а также каналы связи, для передачи информации установлены "Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07 августа 2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Росфинмониторинга от 07.06.2005 N 86.
Одновременно отмечаем, что порядок представления в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Федеральным законом установлен Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 N 245.
Вопрос 12
Имеет ли страховая организация право предоставлять доступ к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности страховым агентам и страховым брокерам.
Ответ
В соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 27 Перечень, а также вносимые в него изменения доводятся Росфинмониторингом до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленных в статье 5 Федерального закона, в том числе через соответствующие надзорные органы в соответствии с их компетенцией и в порядке, согласованном с ними.
Учитывая изложенное, нормативными правовыми актами не предусмотрено право страховых организаций по предоставлению доступа к Перечню страховым агентам и страховым брокерам.
Вопрос 13
Имеет ли страховая организация право считать при заключении договора страхования в рамках соблюдения нормы закона, изложенной в пункте 10 статьи 7 Федерального закона днем совершения "операции с денежными средствами или иным имуществом" получение страховой премии от страхового агента или страхового брокера.
Ответ
В статье 6 Федерального закона содержится исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, которые подлежат обязательному контролю и сведения о которых должны представляться в Росфинмониторинг.
В частности, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона обязательному контролю подлежит такой вид операции с денежными средствами или иным имуществом, как выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения.
Таким образом, обязательному контролю подлежат операции по выплате физическому лицу страхового возмещения или получению от него страховой премии на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, в случае если они осуществляются по какому-либо из видов накопительного страхования (в том числе по страхованию жизни) и пенсионного обеспечения.
При этом, днем совершения операции по получению страховой премии является момент непосредственного поступления страховой премии или первого страхового взноса на расчетный счет или в кассу страховщика.
Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции (в том числе, связанные с получением страховой премии), за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.
Вопрос 14
Должно ли проходить предварительную подготовку специальное должностное лицо, ответственное за противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и где такую подготовку можно пройти.
Ответ