(Действующий) Информационное письмо Федеральной службы страхового надзора от 5 июня...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В соответствии с Федеральным законом операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, в случае, если она соответствует одновременно двум условиям: в частности, сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 00 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к одному из видов операций, перечисленных в статье 6 Федерального закона, в том числе выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения (подпункт 4 пункта статьи 6 Федерального закона).
В случае, если по условиям договора страховая премия уплачивается взносами и каждый из взносов не превышает порогового значения, установленного пунктом 1 статьи 6 Федерального закона, а размер страховой премии по договору страхования жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения превышает ее, то соответствующая информация представляется следующим образом.
Об общей сумме взносов в оплату страховой премии, достигших порогового значения, сообщается как об операции, подлежащей обязательному контролю. При этом, в поле "Дополнительная информация" (реквизит 124 формы 3-СПД) сообщения об указанной операции необходимо указать общую сумму страховой премии по договору.
Аналогичный подход следует использовать при представлении сведений об операциях по выплате физическому лицу страхового возмещения, в случае, если они производятся несколькими платежами на сумму меньшую порогового значения.
При этом, в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что указанные платежи осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, о каждом платеже информация представляется в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона.
Кроме того, следует отметить, что в случае, указанном в пункте 2 статьи 6 Федерального закона, обязательному контролю подлежит любая операция с денежными средствами или иным имуществом независимо от суммы, на которую она совершается.
Вопрос 6
Подлежит ли обязательному контролю сделка по заключению договора страхования недвижимого имущества, если страховая стоимость этого имущества равна или превышает 3 000 000 рублей.
Ответ
Обязательному контролю подлежит операция с денежными средствами и иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру она является сделкой с недвижимым имуществом.
В рамках реализации требований Федерального закона организации, относящиеся к категориям организаций, перечисленным в статье 5 Федерального закона, обязаны представить в Росфинмониторинг сведения не только по операциям, которые попадают под признаки обязательного контроля, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона по тем операциям клиента, в отношении которых у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Одновременно сообщаем, договор страхования недвижимого имущества не является сделкой с недвижимым имуществом, так как при этом не происходит установления, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей.
Страхователь при установлении договорных отношений предъявляет страховщику документы, подтверждающие право пользования и/или владения и/или распоряжения объектом недвижимого имущества. При условии, что вышеуказанные документы позволяют получить необходимые сведения о ранее совершенной сделке с недвижимым имуществом, страховая организация в целях исполнения требований Федерального закона должна направить в Росфинмониторинг сведения об этой операции.
Вопрос 7
Что является критерием сделки с недвижимым имуществом, подлежащей обязательному контролю (в размере 3 000 000 руб. и выше): стоимость застрахованного недвижимого имущества (страховая сумма) или размер страховой премии (которая является суммой сделки по договору страхования), в том числе, если страховая организация является арендатором недвижимого имущества.
Ответ
Необходимо учитывать, что в Федеральном законе отсутствует указание на то, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые организации, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют направлениям их деятельности - банковской, страховой, деятельности на рынке ценных бумаг и т.п.
Таким образом, страховые компании должны сообщать в Росфинмониторинг обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, в том числе о сделках с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентную 3 000 000 рублей, или превышающую ее.
При этом, в случае оказания услуг по страхованию недвижимого имущества, суммой операции, подлежащей обязательному контролю и представлению сведений о ней в Росфинмониторинг, будет являться сумма сделки с недвижимым имуществом (т.е. стоимость застрахованного имущества).
Кроме того, обращаем внимание, что договоры аренды недвижимого имущества, заключенные на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентную 3 000 000 рублей, или превышающую ее, также являются сделками, попадающими под обязательный контроль, сведения о которых подлежат представлению в Росфинмониторинг. В данном случае суммой операции будет являться размер арендной платы за весь период действия договора аренды (на дату заключения договора аренды).
В случае если в договоре аренды недвижимого имущества указана общая сумма сделки, соответствующая размеру, указанному в пункте 1.1 статьи 6 Федерального закона, при этом договор подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, то обязанность представления в Росфинмониторинг информации возникает с момента государственной регистрации аренды недвижимого имущества.
Вместе с тем, если в договоре аренды недвижимого имущества общая сумма сделки не указывается, при этом договор заключается на определенный срок и указывается размер разового арендного платежа, который не превышает размер порогового значения, то как только общий размер платежей достигнет порогового значения, у страховой организации возникает обязанность в соответствии с Федеральным законом представлять информацию о том, что сделка подлежит обязательному контролю.
Подотчетная организация обязана направить сообщение в Росфинмониторинг с момента государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества, поскольку организация имеет возможность самостоятельно вычислить сумму сделки. Если же вычислить срок, на который заключается договор аренды, невозможно - то сообщение должно быть направлено в установленном законом порядке по достижению пороговой суммы (3 000 000 руб.).
Предлагаем страховым организациям при представлении сведений об операциях, которые по своему характеру соответствуют операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона, но осуществляются платежами, которые меньше порогового значения (в частности, по внесению арендных платежей по договорам аренды недвижимого имущества, по внесению страховых премий, выплате страховых возмещений по договорам накопительного страхования) сохранить "накопительный подход", не используя при этом, принцип замены ранее представленных сведений.
В целях однозначного понимания страховыми организациями требований Федерального закона и их надлежащего исполнения рекомендуем вопрос о представлении в уполномоченный орган сведений о договорах аренды недвижимого имущества рассматривать отдельно от вопроса о представлении информации по договорам страхования недвижимого имущества.
Вопрос 8
Вправе ли страховая организация представлять в Росфинмониторинг неполный перечень идентификационных сведений о страхователях (застрахованных), если она не имеет возможности в силу технологии продаж получать исчерпывающий перечень идентификационных сведений о страхователях (например, полисы по массовым видам страхования выдаются через агентскую сеть на основании устных заявлений страхователей).
Ответ
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые организации, возложены обязанности по идентификации лиц, находящихся на обслуживании, и установлению идентификационных данных как в отношении физических, так и юридических лиц; установлению и идентификации выгодоприобретателей; систематическому обновлению информации о клиентах, выгодоприобретателях.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона также определен перечень сведений, подлежащих установлению организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, при идентификации лиц, находящихся на обслуживании.
Сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с Федеральным законом, в том числе идентификационные данные об участниках операций, подлежат документальному фиксированию и представлению в Росфинмониторинг (подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона).
В случае непредставления клиентом организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховые организации), документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с требованиями Федерального закона, организация осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховая организация) вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (пункт 11 статьи 7 Федерального закона).
Кроме того, обращаем внимание на то, что необходимо разделять обязанность организаций по идентификации лиц, находящихся на обслуживании (клиентов), установлению и идентификации выгодоприобретателей и обязанность по документальному фиксированию сведений в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона при совершении операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.
Вопрос 9
Подлежат ли операции по внесению денежных средств, объем которых превышает 600 000 рублей, в уставный капитал страховой организации информированию уполномоченного органа.
Ответ
В соответствии с Федеральным законом операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, в случае, если она соответствует одновременно двум условиям: в частности, сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к одному из видов операций, перечисленных в статье 6 Федерального закона, в том числе внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом, вне зависимости от ее суммы, подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.
В рамках реализации требований Федерального закона организации, относящиеся к категориям организаций, перечисленным в статье 5 Федерального закона, обязаны представить в Росфинмониторинг сведения не только по операциям, которые попадают под признаки обязательного контроля, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона по тем операциям клиента, в отношении которых у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Вопрос 10
Является ли открытие страховой организацией депозитного счета и заключение договора банковского вклада (депозита), в том числе с целью размещения страховых резервов основанием для информирования об этом Росфинмониторинга.
Ответ
Исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны представляться в Росфинмониторинг, и критерии определения таких операций приведены в статье 6 Федерального закона. При этом, возникновение у организаций соответствующих обязанностей, в том числе по отнесению какой-либо операции (сделке) к операциям, подлежащим обязательному контролю, в частности, зависит от вида проводимой операции (сделки).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона, обязательному контролю подлежит такой вид операции с денежными средствами или иным имуществом, как зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия, при условии, что сумма на которую совершается операция равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
В том случае, если размещение денежных средств во вклад (на депозит) осуществляется с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя, а также если открытие вклада (депозита) осуществляется в пользу третьих лиц с целью размещения в него денежных средств в наличной форме, такие операции также будут подлежать обязательному контролю в целях Федерального закона.
Одновременно, необходимо учитывать, что в Федеральном законе отсутствует указание на то, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые организации, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют направлениям их деятельности - банковской, страховой, деятельности на рынке ценных бумаг и т.п.
Таким образом, страховые компании должны сообщать в Росфинмониторинг обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, в том числе об операциях, связанных с зачислением денежных средств на счет (вклад) или списании денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операция по указанному счету (вкладу) не производились с момента их открытия, с размещением денежных средств во вклад (на депозит) осуществляемое с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя, а также если открытие вклада (депозита) осуществляется в пользу третьих лиц с целью размещения в него денежных средств в наличной форме.
В рамках реализации требований Федерального закона организации, относящиеся к категориям организаций, перечисленным в статье 5 Федерального закона, обязаны представить в Росфинмониторинг сведения не только по операциям, которые попадают под признаки обязательного контроля, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона по тем операциям клиента, в отношении которых у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Вопрос 11
Просьба разъяснить процедуру и порядок информирования Росфинмониторинга об операциях, подлежащих контролю в соответствии с Федеральным законом.