Действующий
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховые организации), обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании (клиента) (за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона).
При этом закон не содержит каких-либо ограничений в зависимости от характера и размера совершаемых операций, а также субъектного состава лиц, находящихся на обслуживании в организации, на которых распространяются требования об идентификации.
Состав сведений, подлежащих установлению при идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом (в том числе страховой организации), установлен подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.
Одновременно, необходимо учитывать, что Федеральный закон обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховые организации), предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей.
Необходимо ли на каждого клиента страховой организации оформлять анкету клиента, если клиента можно идентифицировать по тем данным, которые указаны в страховых документах.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона установлена обязанность организаций (в том числе страховых организаций) идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании (клиента) (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона), систематически обновлять информацию о клиентах, а также определен перечень сведений, подлежащих установлению при идентификации лиц, находящихся на обслуживании.
Кроме того, Федеральный закон обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховые организации), предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей (подпункт 2 пункт 1 статьи 7 Федерального закона).
Обращаем особое внимание, что в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 мерам, пунктом 1.3 статьи 7 Федерального закона (введен Федеральным законом от 28.11.2007 N 275-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") установлены дополнительные обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на установление особого режима работы с иностранными публичными должностными лицами и их родственниками.
При этом, необходимо разделять обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по идентификации лиц, находящихся на обслуживании (клиентов), установлению и идентификации выгодоприобретателей и обязанность по документальному фиксированию сведений в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона при совершении операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.
Порядок проведения идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей, а также документального фиксирования информации (в том числе полученной в результате идентификации и изучения клиентов организации и иных участников операции) в соответствии с положением статьи 7 Федерального закона должен содержаться в правилах внутреннего контроля, рекомендации по разработке которых утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2002 г. N 983-р (далее - Рекомендации Правительства РФ), а также Приказом Комитета по финансовому мониторингу Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 104 (далее - приказ КФМ России от 11.08.2003 N 104).
Так, в частности, при разработке программы идентификации и изучения клиентов организации и иных участников операции рекомендуется предусматривать использование анкетирования - составления документа, рекомендованная форма которого приведена в Приложение N 1 к Рекомендациям, утвержденным приказом КФМ России от 11.03.2003 N 104. Предлагаемая форма анкеты, по мнению Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг), позволяет организации не только изучить своего клиента, но и структурировать необходимые сведения о клиенте и его деятельности.
Вместе с тем, учитывая, что указанные рекомендации носят ненормативный характер, при разработке правил внутреннего контроля по вопросам идентификации и изучения своих клиентов организация вправе определять самостоятельно порядок, в том числе форму, документального фиксирования и хранения информации в целях исполнения требований Федерального закона.
На какой стадии страховой организации необходимо осуществлять проверку клиентов на возможное участие в террористической и экстремистской деятельности, на стадии заключения договора страхования или стадии осуществления страховой выплаты.
В числе программ осуществления внутреннего контроля, разработка и реализация которых в соответствии с Рекомендациями Правительства РФ должны быть предусмотрены в правилах внутреннего контроля, должна быть предусмотрена программа оценки риска совершения клиентом организации операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В рамках реализации данной программы, необходимо устанавливать наличие в отношении организации или физических лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо о том, что юридическое лицо, прямо или косвенно находится в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо о том, что физическое или юридическое лицо, действует от имени или по указанию таких организаций или лица.
В соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 27, Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности (далее - Перечень), а также вносимые в него изменения доводятся Росфинмониторинг до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе через соответствующие надзорные органы в соответствии с их компетенцией и в порядке, согласованном с ними.
По согласованию с Федеральной службой страхового надзора (далее - Росстрахнадзор) Росфинмониторинг предоставляет Росстрахнадзору специальный код доступа к Перечню, размещенному на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет, для доведения его до страховых организаций.
Учитывая, что Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, формируемый Росфинмониторингом, регулярно обновляется, по мнению Росфинмониторинга, проверка должна проводиться дважды, как на стадии становления договорных отношений, так и осуществления страховой выплаты.
Что является критерием для направления сообщения в Федеральную службу по финансовому мониторингу: размер страховой премии, размер страховой суммы или размер страховой выплаты, а также является ли обязательным направление сведений по договорам имущественного страхования или страхования ответственности.
В соответствии с Федеральным законом операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, в случае, если она соответствует одновременно двум условиям: в частности, сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к одному из видов операций, перечисленных в статье 6 Федерального закона, в том числе выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения (подпункт 4 пункт 1 статья 6 Федерального закона).
В части, касающейся необходимости представления сведений по договорам имущественного страхования или страхования ответственности, полагаем необходимым обратить внимание на то, что операции, связанные с выплатой страхового возмещения физическому лицу или получением от него страховой премии по договорам имущественного страхования, прямо не предусмотрены Федеральным законом.
Вместе с тем, в случае, указанном в пункте 2 статьи 6 Федерального закона, обязательному контролю подлежит любая операция с денежными средствами или иным имуществом независимо от суммы, на которую она совершается.
Кроме того, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховой организации), возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, соответствующая информация представляется в Росфинмониторинг в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона, независимо от того, относятся или относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона.
Подлежит ли обязательному контролю получение от страхователя страховой премии в сумме свыше 600 000 рублей, если премия уплачивается в рассрочку в виде периодических страховых взносов, каждый из которых менее 600 000 рублей, и в какой момент возникает обязанность сообщить об операции: в момент, когда сумма взносов страховой премии, уплачиваемых страхователем достигла 600 000 рублей, либо в момент уплаты первого взноса такой страховой премии.
В соответствии с Федеральным законом операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, в случае, если она соответствует одновременно двум условиям: в частности, сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 00 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к одному из видов операций, перечисленных в статье 6 Федерального закона, в том числе выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения (подпункт 4 пункта статьи 6 Федерального закона).
В случае, если по условиям договора страховая премия уплачивается взносами и каждый из взносов не превышает порогового значения, установленного пунктом 1 статьи 6 Федерального закона, а размер страховой премии по договору страхования жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения превышает ее, то соответствующая информация представляется следующим образом.
Об общей сумме взносов в оплату страховой премии, достигших порогового значения, сообщается как об операции, подлежащей обязательному контролю. При этом, в поле "Дополнительная информация" (реквизит 124 формы 3-СПД) сообщения об указанной операции необходимо указать общую сумму страховой премии по договору.
Аналогичный подход следует использовать при представлении сведений об операциях по выплате физическому лицу страхового возмещения, в случае, если они производятся несколькими платежами на сумму меньшую порогового значения.
При этом, в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что указанные платежи осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, о каждом платеже информация представляется в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона.
Кроме того, следует отметить, что в случае, указанном в пункте 2 статьи 6 Федерального закона, обязательному контролю подлежит любая операция с денежными средствами или иным имуществом независимо от суммы, на которую она совершается.
Подлежит ли обязательному контролю сделка по заключению договора страхования недвижимого имущества, если страховая стоимость этого имущества равна или превышает 3 000 000 рублей.
Обязательному контролю подлежит операция с денежными средствами и иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру она является сделкой с недвижимым имуществом.
В рамках реализации требований Федерального закона организации, относящиеся к категориям организаций, перечисленным в статье 5 Федерального закона, обязаны представить в Росфинмониторинг сведения не только по операциям, которые попадают под признаки обязательного контроля, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона по тем операциям клиента, в отношении которых у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Одновременно сообщаем, договор страхования недвижимого имущества не является сделкой с недвижимым имуществом, так как при этом не происходит установления, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей.
Страхователь при установлении договорных отношений предъявляет страховщику документы, подтверждающие право пользования и/или владения и/или распоряжения объектом недвижимого имущества. При условии, что вышеуказанные документы позволяют получить необходимые сведения о ранее совершенной сделке с недвижимым имуществом, страховая организация в целях исполнения требований Федерального закона должна направить в Росфинмониторинг сведения об этой операции.
Что является критерием сделки с недвижимым имуществом, подлежащей обязательному контролю (в размере 3 000 000 руб. и выше): стоимость застрахованного недвижимого имущества (страховая сумма) или размер страховой премии (которая является суммой сделки по договору страхования), в том числе, если страховая организация является арендатором недвижимого имущества.
Необходимо учитывать, что в Федеральном законе отсутствует указание на то, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые организации, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют направлениям их деятельности - банковской, страховой, деятельности на рынке ценных бумаг и т.п.
Таким образом, страховые компании должны сообщать в Росфинмониторинг обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, в том числе о сделках с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентную 3 000 000 рублей, или превышающую ее.