(Действующий) Информационное письмо ЦБР от 21 августа 2002 г. N 1 "По вопросам...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
7. Какие операции с денежными средствами или иным имуществом могут быть отнесены к операциям по счету юридического лица, не обусловленным характером его хозяйственной деятельности?
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности.
Характер хозяйственной деятельности юридического лица, учитывая пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть определен по учредительным документам юридического лица (если в них определены предмет и цели деятельности юридического лица) и по информации, полученной в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в частности, программы идентификации и изучения клиентов. Общие направления разработки указанных программ сформулированы в "Рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", утвержденных Указанием оперативного характера Банка России от 28.11.2001 N 137-Т.
В результате изучения учредительных документов юридического лица и информации, полученной в результате реализации указанных программ, кредитная организация может сделать вывод о характере хозяйственной деятельности юридического лица и, соответственно, о том, относится ли конкретная операция к операциям по снятию со счета или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаеях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности.
8. Относятся ли к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, операции по покупке/продаже наличной иностранной валюты, совершаемые кредитными организациями и клиентами кредитной организации за безналичные денежные средства?
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся операции с денежными средствами в наличной форме, в том числе операции покупки или продажи наличной иностранной валюты.
Департамент полагает, что операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, должны подлежать обязательному контролю независимо от того, осуществляются эти операции за наличные денежные средства или за безналичные денежные средства, находящиеся на счетах в кредитной организации.
Одновременно следует отметить, что Федеральный закон не устанавливает каких-либо ограничений по субъектному составу участников указанных операций. В связи с этим операции по покупке/продаже наличной иностранной валюты за безналичные денежные средства, совершаемые кредитными организациями и их клиентами, относятся к операциям, подлежащим обязательному контролю.
9. Учитывая, что в статье 6 Федерального закона в качестве одного из критериев отнесения операции с денежными средствами или иным имуществом к операциям, подлежащим обязательному контролю, установлена сумма, равная или превышающая 600 000 рублей, подлежат ли обязательному контролю со стороны кредитных организаций операции, выраженные в иностранной валюте?
В соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации и статьей 27 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль.
В целях обеспечения единообразной системы сбора и регистрации информации бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, находящихся на территории Российской Федерации, также ведется в валюте Российской Федерации (статья 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). Бухгалтерский учет по валютным счетам организаций и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции (статья 11 Федерального закона "О бухгалтерском учете").
Вместе с тем следует отметить, что действующее законодательство допускает определение суммы денежного обязательства в иностранной валюте или условных денежных единицах. В этом случае в соответствии с пунктом 2 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
При классификации операций, подлежащих обязательному контролю, в Федеральном законе используется общее понятие "денежные средства" (без конкретизации вида валюты) и за базу определения их суммы взята валюта Российской Федерации. В связи с этим установленные в Федеральном законе требования, по мнению Департамента, распространяются как в отношении операций, выраженных в рублях, так и в любой иностранной валюте.
10. Какие из операций с денежными средствами или иным имуществом могут быть отнесены к операциям, осуществляемым с использованием счетов, открытых на анонимного владельца?
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона одной из обязанностей, возлагаемых на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, является фиксация и представление в уполномоченный орган предусмотренных указанным подпунктом сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю.
Зачисление (списание) денежных средств по счетам клиентов кредитной организации производится в соответствии с договором банковского счета на основании расчетных документов или реестров произведенных платежей согласно порядку, определенному Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18.06.1997 N 61, утвержденных Приказом Банка России от 18.06.1997 N 02-263. В соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к оформлению указанных документов, форма как расчетных документов, так и электронных документов реестра произведенных платежей помимо иных обязательных реквизитов содержит сведения о лице, совершающем операцию, либо по поручению и от имени которого операция совершается (наименование плательщика, его ИНН и номер лицевого счета).
Кроме того, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также оперативного установления характера совершаемых в пользу клиентов либо клиентами операций и, соответственно, решения вопроса о необходимости направления по ним информации в уполномоченный орган кредитная организация вправе предложить своим клиентам представить обосновывающие документы по операции незамедлительно после зачисления денежных средств на счет либо перед их списанием со счета клиента.
Таким образом, в случае если при переводе денежных средств за границу/поступлении денежных средств из-за границы на основании информации, имеющейся в расчетных либо обосновывающих документах, кредитной организации не удается установить (идентифицировать) личность, на счет (во вклад) либо со счета (с вклада) которой совершен данный перевод, то сведения по такой операции обязательно направляются в уполномоченный орган и согласно Справочнику видов операций, сведения о которых представляются в уполномоченный орган в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (Приложение 6 к Положению Банка России от 28.11.2001 N 161-П), она классифицируется по коду "4003" - "Перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца" или "4004" - "Поступления денежных средств из-за границы со счета (с вклада), открытого на анонимного владельца".
11. Какими перечнями следует руководствоваться кредитной организации при отнесении операций физических и юридических лиц на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, и отвечающих признакам, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 2 статьи 6 Федерального закона, к операциям, подлежащим обязательному контролю?
Подпунктами 2 и 3 пункта 2 статьи 6 Федерального закона установлено, что зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее, соответственно, регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого (которой) имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или предоставление информации при проведении финансовых операций, а также если одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории), относятся к операциям, подлежащим обязательному контролю. Перечни таких государств (территорий) должны быть определены Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Правительством Российской Федерации указанные перечни не определены.
Таким образом, до определения Правительством Российской Федерации названных перечней операции, указанные в подпунктах 2 и 3 пункта 2 статьи 6 Федерального закона, не подпадают под систему обязательного контроля.
12. Обязана ли небанковская кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на осуществление банковских операций, в соответствии с Федеральным законом осуществлять меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем?

Статья 5 Федерального закона содержит перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым, в частности, относятся и кредитные организации.

Учитывая, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" небанковские кредитные организации наряду с банками являются кредитными организациями, небанковские кредитные организации должны осуществлять обязательные процедуры внутреннего контроля в соответствии с Федеральным законом.