(Утративший силу) Приказ Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
Согласно преамбуле Закона потребителем является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд. В связи с этим нормы Закона не распространяются на предпринимателей (физических лиц и юридических лиц), приобретающих продукцию, товары или использующих результаты работ (услуг) в целях их дальнейшей переработки либо перепродажи, а также на юридических лиц, приобретающих товары или использующих результаты работ (услуг) для удовлетворения собственных нужд, даже если они были приобретены (заказаны) в розничной торговле или в сфере бытового и иных видов обслуживания населения.
Имущественные права лиц, на которых не распространяется Закон "О защите прав потребителей" связанные с приобретением товаров, использованием результатов работ (услуг), регулируются нормами Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, ГК РСФСР, других законодательных и иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации.

2. О предмете правоотношений, регулируемых Законом

По смыслу Закона под товарными понимаются готовые изделия, которые реализуются гражданину-потребителю продавцом по договору купли-продажи для удовлетворения его личных бытовых нужд. Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т. п. могут рассматриваться в качестве товара только в тех случаях, когда они реализуются гражданину-потребителю продавцом по договору купли-продажи для удовлетворения его личных бытовых нужд в качестве самостоятельной товарной единицы.
Под работами понимается деятельность исполнителя, материальные результаты которой передаются гражданам-потребителям для удовлетворения их личных бытовых нужд (строительство жилых домов, ремонт обуви).
Под услугами понимается деятельность исполнителя, не оставляющая материального результата (транспортные, консультативные, медицинские, санитарно-гигиенические услуги, услуги связи и другие), полезный эффект (результат) которой используется гражданами-потребителями для удовлетворения их личных бытовых нужд.
К работам и услугам по смыслу Закона относится и деятельность исполнителя по заказу потребителя, выполняемая первым с привлечением третьих лиц (предоставление услуг по ремонту и содержанию жилых помещений).

3. Документы, подпадающие под понятие "стандарт"

В соответствии с преамбулой Закона к понятию "стандарт" относятся: государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, другие документы, которые согласно законодательству Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Органы государственного управления в пределах своей компетенции утверждают или согласовывают указанные документы нормативного характера и осуществляют контроль за соблюдением содержащихся в них обязательных требований к качеству (безопасности) товаров (работ, услуг). Согласно п. 1 ст. 5 Закона по отдельным группам товаров (видам работ, услуг) обязательные требования по безопасности устанавливаются законодательными актами Российской Федерации.
В связи с этим правила, содержащиеся в государственных стандартах, строительных нормах и правилах, не устанавливающие обязательные требования к качеству (безопасности) товаров (работ, услуг), а также иная нормативно-техническая документация под понятие "стандарт" в смысле Закона "О защите прав потребителей" не подпадают.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона данные правила и нормативно-техническая документация являются предметом соглашения сторон и после согласования становятся условиями соответствующего договора.

4. Об обязательных требованиях стандартов

В преамбуле, п. 1 ст. 5 и п. 1 ст. 40 Закона содержатся указания на обязательные требования стандартов.
К ним относятся:
1) требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования техники безопасности и производственной санитарии;
2) требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
3) основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;
4) правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.

5. Об определении условия о качестве в договоре купли-продажи, договорах о выполнении работ и оказании услуг

Статья 8 Закона содержит перечень информации, которая должна предоставляться потребителю, в том числе и о качестве товаров (работ, услуг). В соответствии с п. 3 ст. 58 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, предложение о заключении договора, сделанное одному или нескольким конкретным лицам, является предложением заключить договор (офертой), если оно достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя связанным в случае его принятия (акцепта). Предложение является достаточно определенным, если в нем указаны существенные условия договора или порядок их определения. К таким условиям, в частности, относятся указание на стандарт, обязательным требования которого должны соответствовать товары (работы, услуги), технические условия, иную нормативно-техническую документацию изготовителя, на основании которой осуществляется реализация товаров (работ, услуг) потребителю, перечень основных потребительских свойств, гарантийные обязательства, срок службы или годности и другие данные, перечисленные в п. 2 ст. 8 Закона. Указанные условия, на основании которых осуществляется продажа товаров, принятые потребителем, являются условиями договора купли-продажи, договоров о выполнении работ (оказании услуг).

Предложение, сделанное неопределенному кругу лиц, рассматривается как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано предложением.
Если на продаваемые товары имеется эксплуатационная документация (технический паспорт, инструкция по эксплуатации и т. п.), условия договора купли-продажи в соответствии с п. 3 ст. 8 Закона должны содержаться в указанной документации.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона условия о качестве договора купли-продажи могут быть доведены до потребителя указанием сведений на ярлыке либо путем нанесения сведений о качестве товара (маркировки) на этикетке, самом товаре или его упаковке, а также иными способами, принятыми для отдельных видов товаров.
В договорах о выполнении работ или оказании услуг отдельные условия об их качестве могут содержаться в Правилах о выполнении отдельных видов работ (оказании отдельных видов услуг).

6. О соответствии качества товара (работы, услуги) обычно предъявляемым требованиям

Соответствие качества товара (работы, услуги) обычно предъявляемым требованиям согласно ч. 1 ст. 4 Закона означает:
1) соответствие качества товара (работы, услуги) уровню развития науки, техники и технологии.
2) пригодность товара (работы, услуги) для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

7. О сроках службы и сроках годности

Сроки службы устанавливаются на товары (результаты работ) длительного пользования, свойства которых потребляются постепенно по мере их эксплуатации (свойства телевизора, автомобиля и т. п. используются в течение нескольких лет, при этом они снижаются не сразу, а по мере использования товара) и использование которых по истечении определенного периода времени либо представляет опасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, либо становится нецелесообразным в соответствии с их назначением.
По смыслу п. п. 2, 3 ст. 5 и п. 2 ст. 18 Закона сроки годности устанавливаются на товары, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени или могут представлять опасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды по истечении определенного периода времени.
Закон предусматривает случаи обязательного установления на товары (результаты работ) срока службы или годности и случаи установления сроков службы или годности по усмотрению изготовителя (исполнителя) или по соглашению с потребителем.
В связи с этим следует иметь в виду, что:
1. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона сроки службы (годности) должны устанавливаться на товары (результаты работ), использование которых по истечении определенных сроков представляет опасность для жизни, здоровья потребителей и окружающей среды, либо может причинить вред имуществу потребителей. Установление на такие товары (результаты работ) срока службы (годности) является обязательным требованием, направленным на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей или охрану окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона указанные требования устанавливаются в стандартах (включая государственные стандарты, строительные нормы и правила, санитарные нормы и правила и другие нормативы) или законодательных актах. Следовательно, требование об обязательном установлении срока службы или срока годности на товары (результаты работ), использование которых по истечении определенного периода времени представляет опасность для жизни, здоровья потребителей и окружающей среды, либо может причинить вред имуществу потребителей, предусматривается в стандартах, определяющих в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством обязательные требования к качеству товаров (результатов работ) либо законодательных актах, устанавливающих такие требования.
Конкретная же продолжительность срока службы или срока годности в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона определяется самим изготовителем (исполнителем) в технических условиях, иной нормативно-технической документации, на основании которой осуществляется реализация товара (результата работы) или в договоре.
2. Установление срока службы на товары (результаты работ), не указанные в п. 2 ст. 5 Закона, является не обязанностью, а правом изготовителя (исполнителя). В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона изготовитель (исполнитель обязан обеспечить возможность использования товара (результата работы) по назначению в течение десяти лет, если иной срок службы не установлен им самим или по соглашению с потребителем. Иной срок службы как меньшей, так и большей продолжительности, чем десять лет, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать, исходя из своих возможностей обеспечить использование товара (результата работы) по назначению.
Таким образом, по смыслу Закона, изготовитель (исполнитель) вправе сам установить срок службы.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона на товары, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени (продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, изделия бытовой химии и т. д.), должен указываться срок годности.
Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона срок годности определяется либо периодом времени, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию, изготовитель обязан сообщить потребителю соответственно период времени с указанием календарной даты изготовления товара или календарную дату, до наступления которой товар пригоден к использованию.

8. Запрет на реализацию товаров (работ, услуг) без сертификата, установленный п. 5 ст. 5 Закона

Согласно преамбуле Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями. В связи с этим нормы Закона распространяются только на отношения между указанными субъектами. Следовательно, согласно п. 5 ст. 5 Закона запрещается реализация гражданам по договорам купли-продажи, подряда и другим договорам товаров (работ, услуг) без сертификата, если они подлежат обязательной сертификации.
На реализацию товаров (работ, услуг) в сфере коммерческого (предпринимательского) оборота указанный запрет не распространяется, если иное не установлено Законом.

9. О применении правил, установленных п. п. 2, 3 ст. 7 Закона

При применении п.п. 2, 3 ст. 7 Закона следует иметь в виду, что правила, обязывающие иметь вывеску с указанием профиля и форм организации деятельности, фирменного наименования (если оно имеется) и информации о режиме работы, обязанности указывать на вывеске юридический адрес (местонахождение собственника), а также обязанности информировать потребителей о применяемых правилах реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), распространяются как на предприятия торговли, бытового и иных видов обслуживания, осуществляющие свою деятельность по месту постоянного нахождения, так и на торговлю во временных помещениях, с лотков, на ярмарках вне постоянного места нахождения торгового предприятия, предприятия бытового или иных видов обслуживания.

10. Маркировка товара не должна включать его розничную цену

Цена товара является существенным условием договора купли-продажи, в отсутствии которого этот договор считается незаключенным. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона информация о товаре в обязательном порядке должна содержать цену и условия приобретения товаров. При этом информация, предусмотренная п. 2 ст. 8 Закона доводится до сведения потребителя в том числе и с помощью маркировки товаров (п. 3 ст. 8 Закона). Вместе с тем, следует иметь в виду, что маркировку товаров по общему правилу осуществляет их изготовитель, а розничную цену определяет продавец. Розничная цена товаров в зависимости от конкретных условий приобретения товаров для последующей перепродажи потребителям у разных продавцов может существенно различаться. Кроме того, существует ряд товаров, на которые не распространяются требования о маркировке. Учитывая, это, розничная цена товара не должна включаться в его маркировку.
Розничная цена товара должна быть сообщена потребителю способом, принятым для продажи отдельных видов товаров (например, с помощью ценника).

11. О месте происхождения продуктов питания

Согласно п. 3 ст. 8 Закона продукты питания, упакованные или расфасованные в Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их происхождения.