Действующий
где - суммарная расчетная нагрузка на трубопровод, действующая вверх, включая упругий отпор при прокладке свободным изгибом;
Коэффициент надежности устойчивости положения трубопровода против всплытия, - принимается равным для участков перехода:
через болота, поймы, водоемы при отсутствия течения, обводненные и заливаемые участки в пределах ГВВ 1% обеспеченности | - 1,05 |
русловых через реки шириной до 200 м по среднему меженному уровню, включая прибрежные участки в границах производства подводно-технических работ | - 1,10 |
через реки и водохранилища шириной свыше 200 м, а также горные реки | - 1,15 |
нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, для которых возможно их опорожнение и замещение продукта воздухом | - 1,03 |
- коэффициент условий работы анкерного устройства, принимаемый равным 1,0 при z = 1 или при и ; а при и
- расчетная несущая способность анкера из условия несущей способности грунта основания, определяемая из условия
- несущая способность анкера, определяемая расчетом или по результатам полевых испытаний согласно СП 24.13330;
- коэффициент надежности анкера, принимаемый равным 1,4 (если несущая способность анкера определена расчетом) или 1,25 (если несущая способность анкера определена по результатам полевых испытаний статической нагрузкой).
где - коэффициент, учитывающий двухосное напряженное состояние металла труб; при растягивающих продольных напряжениях ( ) принимаемый равным единице, при сжимающих ( ) - определяемый по формуле (с учетом примечаний 1, 2)
При расчете на усталость (динамическое воздействие ветра) величина понижается умножением на коэффициент, определяемый согласно СП 16.13330.
формуле (25) вместо принимать , определяемое по формуле (19).
2 Для надземных бескомпенсаторных переходов при числе пролетов не более четырех допускается при расчете по
При наличии изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях расчет следует производить по их равнодействующей. В расчетах необходимо учитывать геометрическую нелинейность системы.
Оценка устойчивости трубопровода в продольном направлении должна выполняться по условию (21), где продольное критическое усилие должно определяться с учетом принятого конструктивного решения и в зависимости от условий взаимодействия трубопровода с опорами (трение на опорах, податливость опор и др.).
Расчетные усилия и перемещения трубопровода при резонансе следует определять как геометрическую сумму резонансных усилий и перемещений, а также усилий и перемещений от других видов нагрузок и воздействий, включая расчетную ветровую нагрузку, соответствующую критическому скоростному напору.
При расчете опор следует учитывать глубину промерзания или оттаивания грунта, деформации грунта (пучение и просадка), а также возможные изменения свойств грунта (в пределах восприятия нагрузок) в зависимости от времени года, температурного режима, осушения или обводнения участков, прилегающих к трассе, и других условий.
На уклонах местности и на участках со слабонесущими грунтами следует применять системы прокладок надземных трубопроводов с неподвижными опорами, испытывающими минимальные нагрузки, например, прокладку змейкой с неподвижными опорами, расположенными в вершинах звеньев по одну сторону от воздушной оси трассы.
В прямолинейных балочных системах без компенсации продольных деформаций необходимо учитывать возможное отклонение трубопровода от прямой. Возникающее в результате этого расчетное горизонтальное усилие от воздействия температуры и внутреннего давления, действующее на промежуточную опору перпендикулярно оси трубопровода, следует принимать равным 0,01 величины максимального эквивалентного продольного усилия в трубопроводе.
на условные статические нагрузки, определяемые с учетом сейсмического воздействия. При этом предельные состояния должны приниматься как для трубопроводов, прокладываемых вне сейсмических районов;
на сейсмические воздействия, получаемые на основании анализа записей сейсмометрических станций (в виде акселерограмм, велосиграмм, сейсмограмм), ранее имевших место землетрясений в районе строительства или аналогичных по сейсмическим условиям местностях. Величины принимаемых максимальных расчетных ускорений по акселерограммам должны быть не менее указанных в таблице 10.